Павел солтан депутат без рук. Трагедия семьи вице-спикера
Вечером 14 августа на трассе "Скандинавия " погиб вице-спикер Законодательного собрания Петербурга Павел Солтан. Автомобиль 55-летнего депутата по невыясненной пока причине столкнулся почти лоб в лоб с «Мерседесом».
Чуть позже в больнице, уже ночью 15 августа, скончалась супруга Павла Михайловича. Его младшая дочь, также находившаяся в авто, получила серьезные травмы, но жизни ее ничего не угрожает. У пары осталась также старшая дочь Вероника.
В «Мерседесе» серьезно пострадали трое – 28-летний мужчина с супругой и сыном, которому нет еще и года.
Что стало причиной аварии, точно неизвестно. Одни говорят, что на встречную полосу выехала «Тойота» Солтана, другие – это водитель «Мерседеса» нарушил правила.
Павел Михайлович большую часть жизни прожил, не имея рук и ног. Их он потерял в 20-летнем возрасте в результате трагического инцидента – не заметил приближавшуюся электричку.
Не пытаясь найти виноватых до суда и следствия, «КП » все-таки задалась вопросом – как же депутат мог управлять автомобилем? И что в тот роковой вечер пошло не так?
АКТИВНЫЕ ПРОТЕЗЫ И МАШИНА НА РУЧНОМ УПРАВЛЕНИИ
Павел Михайлович Солтан косметические протезы рук не любил, но был вынужден носить – на пресс-конференциях, встречах с горожанами и прочих мероприятиях. Но функциональность у таких протезов, как известно, минимальная – пальцы не сгибаются, и сделать что-то руками при всем желании не получится.
А как быть с автомобилем? Как рассказали «КП» знакомые депутата, на этот случай у него были специальные активные протезы кистей рук. Их разработкой занимались еще в советские времена.
Свои первые протезы Павел Михайлович продумывал вместе с инженером-изобретателем. А в 2000-х технический прогресс сделал эти разработки доступными для всех.
На его протезах нужно было повернуть рычажок, и он мог брать руками стакан воды или держать руль, - объяснил нам один из знакомых Солтана.
Машина его – «Тойта Версо» - была переоборудована для ручного управления. Рычаг тормоза, рычаг газа плюс традиционные «поворотники» – все это было собрано вокруг рулевого колеса. Машина с автоматической коробкой, поэтому Солтану по крайней мере не нужно было сцепление и рычаг коробки передач.
Эта разработка не была уникальной – в России машин с ручным управлением несколько тысяч. Другое дело, что Солтан мог быть единственным, кто водил машину без кистей вообще.
Еще работая обычным протезистом, в начале 90-х, он признавался, что допускать к управлению автомобиля его ни в какую не хотели. Да и по нынешним законам, отсутствие даже одной кисти – уже серьезное противопоказание. Но тогда Солтану повезло: нашел общий язык с председателем врачебно-трудовой комиссии. Разрешение было получено.
Он очень любил водить машину и делал это хорошо, был опытным водителем. Даже в гонках принимал участие, - рассказал «КП» коллега Павла Михайловича, депутат Борис Вишневский .
НЕ СПРАВИЛСЯ С ПОВОРОТОМ?
Получается, Павел Солтан одной рукой держал руль, а второй регулировал скорость, тормозил, включал поворотники, дальний и ближний свет. Тут нужна особая сноровка, но у депутата она была – он так водил почти 20 лет!
Между тем, по словам очевидцев, на участке, где разбился депутат, - небольшой поворот. Плюс дорога идет немного на подъем. Пройти этот участок лучше, держась двумя руками за руль. У Солтана такой возможности, увы, не было.
Петербурженка, двигавшаяся сразу за «Мерседесом», написала в соцсетях, что «Тойота» в какой-то момент вылетела на «встречку» – словно водитель не смог вовремя повернуть руль и просто поехал прямо. Первая мысль: может, водителю стало плохо с сердцем?
А, может, «Тойота» дала сбой? Любая техника не безупречна, а тут – машина со специально переделанным ручным управлением. Мало ли, какой рычаг могло заклинить.
Впрочем, есть и те, кто винит в случившемся водителя «Мерседеса». Мол, парень выскочил на встречную полосу и якобы уже во всем признался инспекторам ГИБДД . Официального подтверждения этой информации у нас нет.
Павел Солтан выбирался из всех своих передряг: вернулся к активной жизни после трагедии с электричкой, выжил, когда его «Жигули » столкнулись с «Камазом » - это было в 90-х.
Но на трассе «Скандинавия» ему выжить не удалось. Кто знает: установи власти на этом месте отбойники, все могло бы быть иначе.
А пока главную дорогу, связывающую Россию и Финляндию , называют не иначе как «дорогой смерти». Из-за не самой продуманной разметки – по одной полосе в каждую сторону плюс широкая обочина – многие водители идут на рискованные обгоны. Быть может, после гибели известного депутата что-то поменяется?
x HTML-код
В Ленобласти разбился зампредседателя петербургского ЗакСа Павел Солтан. Видео: Евгений ИВАНОВ, ВКонтакте
Вице-спикера Заксобрания Павла Солтана. В 17.35 17-35 на 43-ем километре автодороги «Парголово-Огоньки» его "Тойота Верса " лоб в лоб встретилась с "Мерседесом".
После столкновения Павел погиб на месте. Его супругу Светлану и дочку Анастасию срочно доставили в больницу. Жену Солтана оперировали несколько часов, боролись за ее жизнь до последнего. Но спасти не смогли....
Мама тоже погибла, - сообщила дочь Солтанов Вероника. - Настя находится в тяжелом состоянии. Но стабильном. У нее перелом таза и бедра. Потеря крови.
После трагедии председатель ЗакСа Вячеслав Макаров пообещал разобраться, почему на этом участке дороги был разрешен обгон. Местные жители говорят - сделать это надо было давно.
Там смертей куча, - пишут водители. - Надо хотя бы отбойником разделить встречные полосы.
ЧЬЯ ВИНА?
По официальным данным Павел Солтан невиновен. В ГИБДД говорят: в автомобиль вице-спикера врезалась машина, ехавшая навстречу.
28-летний водитель, управляя "Мерседесом" С-200, совершил выезд на полосу встречного движения и совершил столкновение с "Тойотой Верса", - сообщили в прокуратуре Ленобласти .
Об этом же говорят и некоторые свидетели.
Мужик на мерсе уснул за рулем и выскочил на встречку, сам признался, когда мы подъехали, там еще машины дымились, - написала в соцсети Елена Гилашвили.
Другие очевидцы настаивают: на встречную полосу выехали именно машина Солтана.
Мне самой удалось чудом избежать столкновения, - уверяет девушка, которая ехала следом за "Мерседесом". - "Тойота" внезапно поехала наискось, нам пришлось уходить от столкновения на обочину по встречной полосе. А водитель "Мерседеса" не успел.
Да и на фото с места происшествия видно, что "Мерседес" стоит в своей полосе, а "Тойота" - в кювете.
В общем, разбираться в этом деле дознавателям. По факту ДТП сразу возбудили уголовное дело. Статья - "нарушение правил дорожного движения, повлекшее по неосторожности смерть человека". Когда стало известно о смерти Светланы, статью переквалифицировали на "смерть двух и более лиц".
Всего же пострадавших в этой аварии пятеро. В "Мерседесе" ехали молодые родители с маленьким ребенком.
Водитель "Мерседеса" и его супруга госпитализированы в тяжелом состоянии, - сообщили в правоохранительных органах. - У их десятимесячного сына травмы средней степени тяжести.
БУДУ ЖИТЬ КАК ВСЕ
Судьбу депутата четырех созывов простой никак не назовешь. Еще в 1981 году студент ЛЭТИ Паша Солтан лишился кисти и предплечья левой руки, правой руки целиком и обеих ног ниже колен – конечности отрезало поездом, под который попал молодой человек.
Это не сломило его дух – он запретил называть себя инвалидом и добивался поставленных целей, - говорят однопартийцы Солтана. – Всю жизнь посвятил социальной защите и реабилитации инвалидов. Работал в НИИ протезирования, в советах по делам инвалидов при губернаторе Петербурга и председателе Совета Федерации.
Большую часть жизни Солтан провел с протезами. Это не помешало ему стать успешным человеком, создать прекрасную семью – любящая жена, две дочки, три внучки…
За руль Солтан сел в 1988-м. Старенький «запорожец» - инвалидка шесть лет служил ему верой-правдой. Но осенью 1994-го он снова чудом избежал смерти: в его машину въехал тяжелый «КамАз », снеся легковушке полкузова.
А месяц спустя Петербург посетила с визитом была королева Великобритании Елизавета II. В Институт протезирования ее сопровождала супруга Бориса Ельцина . Уже на следующий день Наина Иосифовна рассказала президенту о человеке с удивительной силой духа. Пораженный Ельцин пообещал подарить Солтану машину. И вскоре мужчина уже ездил на новой ярко-красной «восьмерке».
Но никакие аварии не смогли заставить Павла Солтана отказаться от активного образа жизни. Последней его машиной стала Toyota Versа, сделанная по спецзаказу - чтобы ею мог управлять человек с ограниченными возможностями. В ней он и погиб.
ТЫ ТАМ ДЕРЖИСЬ...
Трагедия шокировала всех, кто знал чету Солтанов. На их страницах в соцсетях оставляют десятки комментариев с соболезнованиями.
Какая это была прекрасная семейная пара ! - вспоминают те, кто их знали. - Смотреть на них было огромное удовольствие и гордость! Сильный мужчина и хрупкая заботливая жена, которая всегда была рядом! Она была настоящим тылом для мужа!
Слова поддержки пишут и старшей дочке Солтанов - Веронике. Девушка, за один вечер ставшая сиротой, держится стойко. И просит поддержать ее сестренку.
"Добрые люди, пишите Насте!!! Поддержите ее. Она малышка еще! А я.. я справлюсь. Для Насти родители были ВСЁ" - пишет Вероника.
Сама Настя в больнице. Молодой женщине пока не говорят про смерть родителей - врачи запретили ее волновать. Выздоровления Насти ждут самые близкие люди, которые у нее остались - сестра и муж. Молодая женщина вышла замуж 5 июня за однопартийца, участника военной операции в Сирии Алексея Плотникова .А днем раньше - 4 июня - их семья отметила двойной праздник: юбилей папы - Павлу Михайловичу исполнилось 55 лет - и день рождения Алексея.
По счастливой случайности у двух самый важных мужчин в моей жизни сегодня Дни Рождения! - написала тогда девушка в соцсети. - Хотела еще раз поздравить и сказать, что я их очень люблю и дорожу ими
ДОСЛОВНО
Георгий ПОЛТАВЧЕНКО, губернатор Санкт-Петербурга:
"Страшная автомобильная авария унесла из жизни замечательного человека, много сделавшего для своего родного города, для всех петербуржцев. В результате дорожно-транспортной катастрофы погибла супруга Павла Михайловича Солтана - Светлана Валентиновна, которая была его надежной опорой в семейной жизни, союзником в профессиональной деятельности.
Павлу Михайловичу четырежды было доверено право представлять интересы своих избирателей в городском парламенте. На посту заместителя председателя Законодательного Собрания ярко проявились его лидерские качества, подлинная забота о людях, умение эффективно решать насущные социальные проблемы.
Павел Солтан был удивительно открытым, благородным, добрым и необычайно мужественным человеком. Он пользовался огромным уважением и показывал всем пример жизнелюбия, пример, как нужно преодолевать трудности. Его супруга Светлана Валентиновна помогала ему во всем.
Память о Павле Михайловиче Солтане и его супруге Светлане Валентиновне сохранится в наших сердцах".
Вячеслав МАКАРОВ, спикер Законодательного собрания в Петербурге:
"Мы потеряли коллегу, товарища, настоящего друга. Человек большой души, замечательного мужества, Павел Михайлович пользовался огромным уважением среди всех, кто его знал. Его чуткость, доброта, настоящая петербургская интеллигентность были примером для нас. Он личным примером доказал, что человек не должен сдаваться ни при каких обстоятельствах, что каждый может вести полноценную жизнь. Депутат Законодательного Собрания четырех созывов, автор множества законодательных инициатив, он посвятил все свои силы и способности социальной защите и реабилитации инвалидов. Его работа в Научно-исследовательском институте протезирования, в Координационном совете по делам инвалидов при Губернаторе Санкт-Петербурга, в Совете по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации помогла тысячам людей обрести в себе силы для новой жизни.
Павел Михайлович и Светлана Валентиновна прожили вместе почти четверть века. Светлана Валентиновна была его верным другом и надежным помощником во всех делах. Они вместе трудились, занимались общественной деятельностью и растили дочерей. Трагическое происшествие унесло их жизни в один день".
Сергей МИРОНОВ, председатель партии "Справедливая Россия":
"Не могу поверить, что не стало моего близкого друга, соратника, человека с большой буквы, настоящего мужчины.
Мой друг Павел Михайлович Солтан – ленинградец, закончил ЛЭТИ и юрф ак ЛГУ. С 1998 года депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. Член коллегии комитета по физической культуре и спорту Правительства Санкт-Петербурга. Член совета по делам инвалидов при Председателе Совета Федерации РФ.
В 20 лет в результате несчастного случая он потерял руки и ноги, однако это не сломило его дух – он запретил называть себя инвалидом и добивался поставленных целей. А будучи депутатом очень много сделал для людей с инвалидностью.
Мои соболезнования родным, близким и друзьям Павла и Светланы. Сейчас в больнице находится их дочь Анастасия. Я окажу всю необходимую помощь.
Царствие небесное!"
"Комсомольская правда в Петербурге" приносит соболезнования родным и близким погибших
x HTML-код
В Ленобласти разбился зампредседателя петербургского ЗакСа Павел Солтан. Видео: Евгений ИВАНОВ, ВКонтакте
Павел Солтан был одним из тех немногих депутатов, о которых в городе никогда не говорили плохо. У Солтана сложная судьба - в 20 лет он попал под поезд и частично лишился рук и ног. Живя с протезами, он добился успехов в работе и в политике. Он сам работал в институте протезирования и регулярно помогал людям с инвалидностью. «Я живу в Финляндии, занимаюсь тем, что помогаю россиянам, которые хотят получить услуги по протезированию в Европе, - рассказала «МК» Ольга Покровская. - Около 4 лет назад у Павла Михайловича возникли проблемы с протезами, он нашел мою страничку в соцсетях и обратился ко мне. Затем он приехал в Финляндию, и мы вместе ездили на протезные мероприятия. После этого я обращалась к Павлу Михайловичу с просьбой помочь людям, которые писали мне. У кого-то были вопросы с жильем, у кого-то - с протезированием, получением социальной помощи. Живя в России, многие люди не знали и не знают, куда именно нужно обращаться, чтобы решить свои вопросы. И Павел Михайлович любезно консультировал и давал рекомендации... и это несмотря на загруженный график работы и личную жизнь. Я как раз собиралась на неделю в Россию 16 августа, запланировала встречу с Павлом Михайловичем…»
Журналисты вспоминают, что в кабинет Павла Солтана в Мариинском дворце всегда можно было пройти свободно, чтобы получить какой-либо комментарий, а на звонки по работе он отвечал даже поздно вечером, подробно и терпеливо разъясняя порой по 10 раз одно и то же. Коллеги по институту протезирования вспоминают памятный визит королевы Великобритании Елизаветы II в Санкт-Петербург, во время которого Солтан вручил ей подарок, а она была крайне удивлена и поражена, что этот человек инвалид.
«Мы с ним знакомы 20 лет, - говорит коллега Солтана по ЗакСу Борис Вишневский. - Работаем в одной комиссии и, скажем так, не один пуд соли вместе съели. До сих пор сложно поверить, что такое случилось. По-моему, сам факт того, что в городе есть такой политик, здорово действовал на людей с инвалидностью».
Люди, знавшие семью депутата, рассказывают, что совсем недавно дочь депутата Анастасия, ехавшая в машине с родителями, вышла замуж. Ее сестра Вероника призывает поддержать девушку, скупо сообщая в Сети, что сама она справится, а для Анастасии родители были всем.
Как сообщают очевидцы, в ДТП на участке Парголово–Огоньки, вероятно, виновен водитель вишневого «Мерседеса», который выехал на встречную полосу прямо перед машиной Солтана. «Тойота» депутата была специально оборудована для управления человеком с ограниченными возможностями. «Мерседес» же, по словам очевидцев, вильнул в сторону, как будто водитель задремал или почувствовал себя плохо. Пассажиров «Мерседеса» также госпитализировали в тяжелом состоянии. Пострадавших отправили в ЦБР Всеволожска и НИИ скорой помощи им. Джанелидзе. Павел Солтан не впервые попадает в аварии. Вспоминают еще одно страшное ДТП, в которое он попал в 1990-е годы. Судьба как будто несколько раз испытывала его на прочность, пока не забрала совсем.
Астролог Оксана так прокомментировала сложности в жизни Павла Солтана: «Каждый человек рождается с потенциалом травм. Действительно, есть такие люди, у которых есть предрасположенность к получению травм с летальным исходом. Но одного потенциала мало - нужно, чтобы в его гороскопе в напряженной ситуации сошлись планеты, отвечающие за его физическое тело и за опасность. Причем это должно быть именно влияние высших планет - тех, которые доминируют в данный период жизни человека».
ВОПРОС ЖИЗНИ И СМЕРТИ
"Папочка. Я тебя так люблю", - от строк, написанных дочерью, разрывается сердце. Этими словами дочь Павла Солтана Вероника прощается с отцом.
Вечером в воскресенье на 43 километре автодороги Парголово - Огоньки столкнулись два автомобиля – "Мердсес" и "Тойота".
«Водитель Toyota скончался», - сообщают скупые строчки полицейского сообщения.
Погибший - заместитель председателя петербургского Законодательного собрания Павел Солтан. Ему было всего 55 лет - юбилей он отметил 4 июня.
Вместе с Павлом Михайловичем в машине были его жена и одна из дочерей - Настя. К счастью, обе остались живы - их увезли с места аварии на вертолете МЧС .
Павел Солтан был за рулем "Тойоты", специально оборудованной для человека с инвалидностью. Фото: ДТП и ЧП/ВКонакте
Да, к сожалению, это правда, - подтвердил «Комсомолке» депутат Борис Вишневский . – Паша погиб на месте. Его жена в тяжелом состоянии в больнице. У дочери переломы, но опасности для жизни нет. Она же недавно вышла замуж...
Как рассказал Борис Вишневский, они с Павлом Солтаном были знакомы больше двадцати лет.
Удивительно светлый, добрый и необычайного мужества человек, - говорит Вишневский. – Он же был инвалидом, без рук и ног, у него были протезы. Но никто об этом не догадывался, он жил так, будто у него и нет инвалидности. Даже сам водил машину. Получил образование, у него была интересная работа. Павел закончил Электротехнический институт, разрабатывал усовершенствования для реабилитации инвалидов, которые облегчают им жизнь. Двадцать лет депутатом, и за двадцать лет ни разу не слышал, чтобы хоть кто-то сказал про Пашу хоть одно плохое слово. Наоборот, его все любили и уважали, восхищались его мужеством. Удивительный человек. Это ужасно, мы все в шоке.
От "Тойоты" осталась груда металлолома. Фото: ДТП и ЧП/ВКонакте
За жизнь супруги Павла Михайловича сейчас молятся родные, близкие и друзья.
Маму оперируют сейчас. Вопрос жизни и смерти. У Насти сломана рука, - рассказала Вероника.
"ВСЕ ЕХАЛИ СПОКОЙНО"
Что привело к такой страшной аварии, будет разбираться следствие.
Мы ехали за вишневым Мерседесом. Перед ним - черный "Рэндж Ровер", - пишет в соцсети Анна Племяшова , едва сама не ставшая участницей аварии.
По ее словам, все двигались с обычной для Скандинавии скоростью - порядка 90 - 100 километров в час.
Впереди видим, как в замедленном кино, черная машина навстречу начинает ехать наискосок. Так бывает, когда водитель заснул или плохо стало, - продолжает Анна. - "Рэндж ровер" увернулся, а "мерседес" влетел прямо в лоб, его просто как воздушный шар разорвало прямо перед моими глазами. Мы уходили от столкновения с ним через встречку на обочину. Просто повезло, не было встречных машин. У меня в машине, кроме подруги, на заднем сиденье было двое ее детей...
Фото: очевидцы аварии, "ДТП и ЧП в Петербурге"
Анна рассказала, что все ехали очень спокойно. Никто никого не подрезал и не обгонял.
Нам повезло, ребятам в "мерседесе" - нет..., - грустно заключает Анна Племяшова.
В какой-то мере, людям, ехавшим в "мерседесе", повезло - все остались живы. Водитель, мужчина, цел. У женщины, сидевшей на заднем сиденье, сломаны обе ноги, но опасности для жизни нет. Маленький ребенок, бывший с ними в машине, уцелел.
Пассажиры и водитель вишневого "Мерседеса" остались живы. Фото: ДТП и ЧП/ВКонакте
На место ДТП уже выехал председатель ЗАКСа Вячеслав Макаров .
Ужасная трагедия. Вячеслав Серафимович до сих пор находится на месте аварии. Он уже заявил, что будет добиваться самого тщательного расследования, - рассказала Елена Тимошенко , начальник управления по информации и общественным связям ЗакСа Петербурга .
"ЗАПРЕТИЛ НАЗЫВАТЬ СЕБЯ ИНВАЛИДОМ"
Павел Михайлович человеком был удивительным - в этом мнении сходятся все, кто его когда-либо знал. Еще в молодости он лишился кисти и предплечья левой руки, правой руки целиком и обеих ног ниже колен. В 20 лет Солтан попал под поезд. И большую часть жизни провел с протезами.
Это не сломило его дух – он запретил называть себя инвалидом и добивался поставленных целей, - говорят однопартийцы Павла Солтана.
В биографии Павла Михайловича есть удивительный факт. В октябре 1994 года в петербурге с визитом была королева Великобритании Елизавета II. Она посетила, в том числе, Институт протезирования. Директор Института рассказал высокопоставленным гостям, что стоящий перед ними мужчина - инвалид. У него протезы обеих рук и ног. Это и был Павел Михайлович.
На следующий день о человеке, который смог стать успешным, невзирая ни на какие увечья, уже знал Борис Ельцин - в составе делегации была его супруга Наина Иосифовна. На прощальном ужине он попросил директора Института протезирования передать Солтану, что подарит ему машину. И сдержал свое обещание.
Новая машина появилась у Павла Солтана в октябре. За месяц до того он попал в жуткую аварию - в его "запорожец" въехал КамАЗ . Легковушке снесло почти половину кузова. Сам Солтан чудом остался жив.
Но никакие аварии не смогли заставить Павла Солтана отказаться от активного образа жизни. Последней его машиной стала Toyota Verso, сделанная по спецзаказу - чтобы ею мог управлять человек с ограниченными возможностями.
"ХОРОШИЙ ЧЕЛОВЕК"
Люди ценили его за честность и добросовестный труд, - говорят о Павле Солтане коллеги.
И это мнение подтверждают простые люди.
"Павел Солтан депутат в нашем районе. Хороший человек,многое сделал для района, организовывал праздники в районе, присутствовал на них. Был близок к жителям района. Очень жалко... Как бы эта авария не была подстроена", - написала Елена Красикова .
"Мечтали после получения земельных участков многодетными, поблагодарить Павла Михайловича за оказанную помощь, - написала на его страничке ВКонтакте Ольга Невская . - Мы ему очень благодарны за помощь в содействии по изменению законодательства СПб. Хороший человек!"
ДОСЛОВНО
Игорь АЛБИН, вице-губернатор Петербурга:
«Трагичная новость…Царствия Небесного Павлу Михайловичу, достойный человек и настоящий мужик, трудяга и патриот!»
Марина ШИШКИНА, депутат:
"Павел Михайлович, вы называли меня по имени, а я вас – по имени-отчеству. Ну не поворачивался язык сказать «Паша», хотя вы на целый год были меня моложе. Что-то было в вас такое настоящее, мудрое, взрослое, что, наверное, и зовется авторитетом. Говорили вы всегда мало, в основном, слушали. Но перечить вам было невозможно, иногда даже стыдно. Это тоже из-за вашего авторитета. Никогда ни на кого не злились, никого не осуждали, как будто знали что-то большее, чем мы все. И доброта ваша к людям была настоящая. Такие люди Богу очень нужны. Наверное, поэтому вы уже и там, с ним. Плачу".
Елена БАБИЧ, руководитель фракции ЛДПР ЗакСа Петербурга:
«Какой ужас! Очень большая потеря для города. С огромным уважением всегда относилась к Павлу Михайловичу Солтану. Сильный был духом человек. Трудно в это поверить. Царствие ему небесное».
Станислав ДАВЫДОВ, помощник депутата Госдумы Сергея Миронова :
«Мы не можем в это поверить. В результате страшного ДТП погиб Павел Солтан. Члены его семьи в тяжёлом состоянии в больнице. Кто знал Павла Михайловича навсегда запомнят его искренним, преданным своему делу, настоящим мужчиной. Кто знал его - знают о чем я говорю».
Нелли ВАВИЛИНА , однопартиец Солтана:
«Павел Михайлович Солтан один из лучших и благороднейших людей, которых я встречала в своей жизни. Во всем всем помогал. Тихо и скромно. Маму мою спас. Человек с самой большой буквы! Ужасная трагедия. Плачу навзрыд. И не могу поверить».
Петр БЫСТРОВ, политтехнолог:
«Жуткая трагедия. Не могу ничего сказать, ком в горле. Павел Михайлович был для меня образцом жизнелюбия, человеком, преодолевшим себя и показывавшим пример, как нужно преодолевать себя другим. (Для тех, кто не в курсе: оставшись в юности без рук и без ног, он достиг в жизни таких высот, которых достигают не многие здоровые люди). Он принадлежал к числу тех, к сожалению, очень немногих заказчиков, которые уважают твой профессионализм и тебя как человека, и ради которых хочется работать по 25 часов в сутки, которые вдохновляют тебя как технолога на покорение новых профессиональных вершин. Работать с ним и на него было большим человеческим и профессиональным счастьем, учиться у него любви к жизни и умению все преодолевать - редкой ниспосланной свыше удачей. В моей памяти он останется настоящим Депутатом и Человеком. …Зачем же так рано?»
x HTML-код
В Ленобласти разбился зампредседателя петербургского ЗакСа Павел Солтан. Видео: Евгений ИВАНОВ, ВКонтакте
РИДЕРЗ ДАЙДЖЕСТ ♦ НОЯБРЬ 1997 С. 22-28
Казалось, что после ужасной трагедии нормальная,
полноценная жизнь уже невозможна. Но Павел решил:
«Я буду жить как все!»
Александр Братерский
Павел Солтан поворачивает руль, и ярко-красная восьмерка, подарок Президента Ельцина, отделившись от потока машин, съезжает с широкого проспекта в переулок.36-летний, черноусый, с короткой стрижкой водитель останавливает машину у 13-этажного белого здания Петербургского института протезирования имени Альбрехта и выходит из нее. Через несколько минут Солтан открывает дверь в просторную светлую комнату на восьмом этаже, где станки и инструменты соседствуют с большим рабочим столом. Здесь, в отделе протезов верхних конечностей, работает Павел. К нему подходит ассистент и помогает расстегнуть молнию на куртке. Иногда Павлу требуется помощь - у него нет кисти и предплечья левой руки и всей правой руки, кроме того, у Павла нет обеих ног ниже колен.
Вечером 1 декабря 1981 годе 20-летний студент-первокурсник Ленинградского электротехнического института Павел Солтан возвращался из гостей. До перехода было далеко, он торопился и решил перейти прямо через железнодорожные пути. Услышав шум приближавшегося поезда, Павел ускорил шаг, но не рассчитал. Яркий свет прожектора ослепил его, он зацепился за рельс и упал. В то же мгновение Павла пронзила страшная боль, и он провалился в темноту.
Когда Павел очнулся, боли не было, Он огляделся и понял, что находится в больничной палате. Приподнявшись на кровати, Павел потянулся к стоявшей рядом тумбочке, но потерял равновесие и тяжело, мешком свалился на пол. Павел лежал лицом вниз и не мог понять, что с ним происходит. Наконец ему удалось перевернуться, он начал осматривать себя. И тут Павлу стало жутко: он увидел, что у него больше нет рук и ног. Спазм сдавил горло, в глазах потемнело, и он потерял сознание.
Весь следующий день Павел пролежал не двигаясь, уставившись в одну точку. Он думал о том, что жизнь теперь кончена.
Павел и его старший брат Александр с детства во всем следовали примеру отца, Михаила Павловича, более 40 лет проработавшего на машиностроительном заводе. Любая работа спорилась в умелых руках отца. Последние годы Альма Рудольфовна, мать Павла и Александра, много болела, и мужчины старались помогать ей по дому. После школы Павел поступил в радиотехническое училище, потом в институт. Он мечтал о собственной семье, детях...
Теперь, беспомощно лежа на больничной койке, Павел представил себя в инвалидной коляске среди резвящихся детей, и у него защемило сердце.
К вечеру пришли его родители. Мать все время поправляла одеяло и прятала глаза, Павел понимал, что она не хочет, чтобы он видел ее слезы. Отец молча стоял рядом, горе, казалось, лишило его дара речи. Нет, нельзя сдаваться, я не имею на это права, - решил Павел.
Он посмотрел на отца и твердо сказал: «Я вернусь, я буду жить как все!» «Мы сделаем все, чтобы тебе помочь, сынок», - ответил Михаил Павлович. Здесь, в больничной палате, отец словно заново пережил страшные дни войны, фашистский концлагерь в Белоруссии и свой побег. Он знал, что такое возвращение к жизни. Но в тот момент ни отец, ни сын не представляли, сколько трудностей придется преодолеть, прежде чем Павел сможет ходить и начнет строить свою жизнь дальше.
Как только зажили культи, врачи выдали Павлу временные протезы ног - неудобные, жесткие, обтянутые гипсовыми бинтами, и он начал учиться ходить. Когда, поддерживаемый матерью, Павел сделал свой первый шаг, от резкой боли в том месте, где протез соприкасался с живой тканью, у него закружилась голова. Превозмогая боль, Павел сделал еще несколько шагов и бессильно опустился на кровать. У него была нарушена координация движений, и сначала надо было научиться сохранять равновесие.
Врачи объяснили, что люди, перенесшие ампутацию ног, не менее года приспосабливаются к новой манере ходить и к протезам. Но у Павла были другие планы: ему хотелось скорее восстановиться в институте и продолжить жизнь с того момента, когда она прервалась. Наступило лето, и родители перевезли Павла на дачу, которая находилась в 50 километрах от города, недалеко от исторической крепости Орешек. Там за два месяца упорных занятий Павел научился передвигаться на протезах. Стиснув зубы от боли, он ходил каждый день от дома до берега Невы. К концу лета Павел мог уже ходить по 20 километров в день. Впервые вернувшись после такой продолжительной прогулки, он пошутил, что ему удалось-таки расколоть этот крепкий орешек.
Павел и сам оказался крепким орешком. В семье Солтанов Павла считали неисправимым мечтателем. Спокойный и рассудительный, на пять лет старше Павла, Александр считал, что его брат смотрит на жизнь сквозь розовые очки. Однако в то лето 1982 года Александр увидел, как его младший брат упорно, превозмогая страшную боль, идет к поставленной цели. Буквально на глазах Павел превратился во взрослого, уверенного в своих внутренних силах мужчину. Он не только сам не падал духом, но и не давал близким поддаваться отчаянию, и это вызывало у Александра особое чувство гордости за брата.
Очередной удар обрушился на Павла, когда он узнал, что отечественная промышленность не выпускает протезов, которые могли бы заменить ему руки. Единственное, что предлагали врачи, - это расщепить культю левой руки, сделав из нее некое подобие пальцев, способных выполнять простейшие функции. Посоветовавшись с отцом, Павел отказался от операции и решил искать другой выход. То, что произошло в сентябре 1982 года, иначе как чудом не назовешь.
В одной из центральных газет Михаил Павлович наткнулся на статью о московском изобретателе протезов рук Григории Трофимовиче Руденко. Газета сухо сообщала о прошлом мастера: в 1945 году под Кенигсбергом Руденко горел в танке, лишился обеих рук, но не смирился с увечьем и изготовил по собственным чертежам протезы, которые назвал «механическими руками». Не теряя времени, старший Солтан полетел в Москву.
Пожилой, небольшого роста мужчина в рабочем халате принял его в своей маленькой однокомнатной квартире на окраине Москвы. Именно здесь Григорий Тимофеевич Руденко работал вместе со своей женой Раисой Андреевной и их сыном над изготовлением новых моделей протезов и совершенствовал старые разработки.
Старшему Солтану не пришлось долго объяснять цель своего прихода: бывшие фронтовики поняли друг друга с полуслова. Надо обязательно помочь парню, - подумал Руденко, вспомнив, какой ужас он испытал в тот день, когда лишился обеих рук и, казалось, был навсегда обречен оставаться калекой. Но желание победить - как когда-то на поле боя - заставило его сделать невозможное.
Успешно испытав на себе «механические руки», Руденко 20 лет пробивал свое изобретение, постоянно сталкиваясь с равнодушием советских чиновников. И тогда он решил, что если не может помочь всем нуждающимся, то хоть попытается помочь единицам, и занялся изготовлением протезов по индивидуальным заказам. Сначала ему очень помогала жена, потом ее место занял сын Анатолий.
В середине декабря 1982 года Руденко с женой приехали в Ленинград, и вскоре трехкомнатная квартира Солтанов стала напоминать слесарную мастерскую: Солтан привинтил к письменному столу Павла верстак, на книжных полках разместились инструменты, коробки с гайками и шурупами. Часть деталей для протезов Михаил Павлович изготовил у себя на заводе, остальные были сделаны в Институте протезирования.
В начале 1983 года работа была завершена. Павел мог брать механическими пальцами различные предметы, а специальный пружинный механизм позволял ему сжимать и разжимать ладонь. Теперь Павел сам, без посторонней помощи пользовался ложкой или вилкой, поднимал небольшие предметы. Отец сделал на входном замке специальную ручку, и Павел мог открывать и закрывать дверь сам. Еще один этап трудного пути был преодолен.
Однако для того, чтобы продолжить занятия в институте, Павлу необходимо было заново научиться писать. Механические пальцы позволяли ему достаточно твердо держать ручку, но каждая буква состоит из мелких элементов, и они должны плавно соединяться между собой, тогда и получается разборчивый текст. Именно это и составляло, казалось, непреодолимый барьер для Павла. По пять-шесть часов в день в течение трех месяцев Павел терпеливо переписывал принесенные друзьями лекции и английские тексты, перерисовывал чертежи и в конце концов добился аккуратного почерка. Теперь путь в институт был открыт.
Уже осенью 1983 года Павел вернулся к учебе. Он ходил на лекции, сдавал экзамены и старался ни в чем не отличаться от своих однокурсников. Однако дорога в институт - около часа в переполненном автобусе, где Павел считал своим долгом уступить место пожилым пассажирам, - утомляла его, и он стал мечтать о машине.
Первую машину в 1988 году ему предоставил Горсобес. Это был старенький запорожец, ранее принадлежавший одному инвалиду. Институтские товарищи научили Павла управлять машиной. Однажды, когда вся семья собралась за обеденным столом, Павел объявил, что у него теперь есть машина и он может на ней ездить. Отец отнесся к этой новости настороженно. Неожиданно на сторону Павла встала мать. Она села рядом с сыном в машину и, улыбнувшись, сказала: «Поехали!» Михаил Павлович осуждающее качал головой с заднего сиденья. Запорожец, затарахтев, тронулся с места. Павел сделал несколько кругов возле дома и победно посмотрел на мать: Альма Рудольфовна улыбалась, в ее глазах блестели слезы.
Однако умение водить машину надо подкрепить водительскими правами. Инспектор ГАИ долго экзаменовал Павла, но, убедившись, что тот выполняет маневры езды не хуже других, подписал разрешение на получение водительских прав.
После окончания института в 1988 году, получив диплом программиста, Павел устроился на завод «Электрон», но через три года там начались массовые сокращения. И хотя Павла не трогали, он чувствовал, что руководство просто жалеет инвалида, и в 1991 году уволился сам. Павла приняли на работу в фирму «Поиск», которая занималась производством спутниковых антенн. Тогда в его жизни появилась Светлана.
Хрупкая, светловолосая Светлана приехала в Ленинград из Волгограда, в «Поиске» она была главным бухгалтером. Они сблизились незаметно. Сначала вместе ходили обедать, потом Павел предложил отвезти Светлану домой. Прошло немного времени, и Светлана, одна растившая дочку Веронику, поняла, что спокойный и мужественный Павел стал для нее главной опорой в жизни.
Они вместе встретили Новый, 1992 год, а в феврале Светлана и Павел поженились. Два года назад у них родилась дочка Настя.
Еще будучи студентом, Павел пришел в Институт протезирования. Он понимал, что и без специального образования может помочь попавшим в беду и потерявшим волю к жизни инвалидам. Павел подолгу общался с больными, терпеливо рассказывал им о себе, о том, как устоять даже в самых тяжелых обстоятельствах.
Вы сами не должны считать себя инвалидами, и тогда никто не будет относиться к вам как к инвалидам, - говорил Павел растерянным, убитым горем людям. В доказательство он демонстрировал свои протезы, и это заставляло их поверить в силу его слов. Однажды, примерно три года назад, ему позвонила женщина и рассказала о несчастье, случившемся с ее мужем. Андрей Шредер работал водителем служебного автомобиля, которым пользовался руководитель одной коммерческой фирмы. В тот день Андрей успел только включить зажигание, как взорвалась подложенная в машину бомба. Андрей лишился руки и глаза. Сегодня благодаря изготовленным по чертежам Павла протезам Андрей продолжает работать в той же фирме.
После таких случаев Павел все больше убеждался, что его место в Институте протезирования, и он перешел туда на постоянную работу.
Павел отдает институту всего себя, по его безукоризненно выполненным чертежам изготавливают протезы. Часто новые идеи появляются внезапно, и он подходит к чертежу, чтобы внести необходимые поправки.
Первого сентября 1994 года в запорожец Павла въехал тяжелый КАМАЗ и снес почти половину кузова, едва не лишив жизни его самого. Глядя, как специальный подъемник грузит на платформу милицейского грузовика искореженные останки запорожца, Павел с трудом сдерживал слезы: машина, пусть даже такая неказистая, была для него не просто средством передвижения. Купить новую на зарплату протезиста было практически невозможно.
Опять помогло чудо. В октябре 1994 года Санкт-Петербург посетила Ее Величество королева Великобритании Елизавета II. В программу ее визита входило посещение Института протезирования. Директор объяснил высоким гостям, среди которых была Наина Иосифовна Ельцина, что стоящий перед ними молодой мужчина - инвалид, и попросил Павла продемонстрировать свои протезы. На следующий день на прощальном ужине, куда был приглашен директор института, Борис Николаевич Ельцин неожиданно сказал: «Скажи Солтану, что я дарю ему машину». Когда Президент исполнил свое обещание, Павел воспринял это как подарок самой судьбы.
Главная мечта Павла пока не осуществилась, однако он не оставляет попыток основать свое собственное предприятие, выпускающее протезы. Функциональные протезы - это очень сложные и дорогостоящие устройства, которые подавляющему большинству российских инвалидов сегодня не по карману. Тем не менее Павел убежден, что можно создать систему, при которой основное финансовое бремя возьмут на себя спонсоры, а у разработчиков появятся необходимые средства, чтобы создавать новые, удобные протезы. Павел считает, что и этот крепкий орешек ему удастся расколоть.