Материалы об археологических раскопках шумерских городов. Шумер - удивительная археология - каталог статей - тинейджеры
Шумерская цивилизация состояла из городов-государств (номов), так что вполне естественно, что все современные научные знания связаны, прежде всего, с остатками городской культуры шумеров . Археологи проводили раскопки шумерских городов в Междуречье и совершённые находки составили впечатление о Шумере. При этом, помимо письменного наследия, представленного клинописными табличками, каждый из городов-государств внёс свой вклад в картину всей цивилизации.
- Один из наиболее известных шумерских городов, Ур, среди археологов известен прежде всего раскопанными захоронениями шумерского периода. В общей сложности обнаружено около двух тысяч могил: шумеры хоронили умерших в гробах или завёрнутыми в циновки, в «позе эмбриона» и с погребальным инвентарём. Но наибольший интерес вызвали могильники царской династии Ура. Было обнаружено, что в Уре существовал обычай погребать вместе с членами царской семьи также и их слуг, рабов и приближённых - видимо, для сопровождения в загробной жизни. Например, в одной из царских гробниц, так называемой «Шахте смерти», были обнаружены останки 74 человек, 68 из которых были женщинами (скорее всего, наложницы царя);
- а вот другой ном, то есть город-государство, Лагаш, с точки зрения сохранившегося до наших дней наследия примечателен обнаруженной в его развалинах большой библиотекой глиняных табличек с нанесённым на них клинописным текстом. Эти тексты содержали в себе хозяйственные записи, религиозные гимны, а также очень ценные для историков сведения - дипломатические договоры и отчёты о войнах, которые велись на территории Месопотамии. Помимо глиняных табличек в Лагаше были найдены скульптурные портреты местных правителей, фигурки быков с человеческими головами (что указывает на возможный культ этих животных), а также произведения ремесленного искусства;
- город Ниппур был одним из важнейших городов Шумера. Его значение заключалось, прежде всего, в расположении здесь главного святилища бога Энлиля, который почитался всеми шумерскими городами-государствами. Таким образом, любой шумерский правитель, если он хотел упрочить своё положение, должен был получить поддержку жрецов Ниппура. Раскопки на месте древнего Ниппура велись с конца позапрошлого столетия и принесли немало находок. Это богатая библиотека глиняных клинописных табличек, общее число которых составило несколько десятков тысяч. Кроме того, были обнаружены остатки трёх больших храмов, один из которых посвящён Энлилю, другой - богине Инанне, бог третьего храма пока не определён. Любопытно было также обнаружить остатки канализационной системы, наличие которой было свойственно для городской культуры Шумера - она состояла из глиняных труб диаметром от 40 до 60 сантиметров;
- Шуруппак был одним из наиболее влиятельных и богатых городов-государств Шумера. Он располагался на берегу реки Евфрат и в легендах назывался родиной праведного и мудрого царя Зиусудры - человека, который, согласно шумерскому мифу о потопе, был предупреждён богом Энки о каре и со своими приближёнными построил большой корабль, позволивший ему спастись. Археологи нашли в Шуруппаке интересную отсылку к этому мифу - следы крупного наводнения, произошедшего примерно в 3200 году до нашей эры. Возможно, память об этом стихийном бедствии и повлияла на возникновение и содержание мифа о потопе.
Расскажите о климате и природе Междуречья. Что общего в природных условиях Южного Междуречья и Египта? В чем различия?
Весной, когда в горах тает снег, реки разливаются и, подобно Нилу, оставляют на равнине наносы плодородного Нила. Но в отличие от Нила, Тигр и Ефрат разливались довольно бурно, что часто приводило к наводнениям и наносило вред. А после спада воды наступала нестерпимая жара – до 50 градусов в тени.
Сосчитайте, сколько тысяч лет назад возникла шумерская цивилизация.
2000+3000=5000 лет
По карте на с. 56 определите, где находились древнейшие города Междуречья, как они назвались. Найдите дополнительные материалы об археологических раскопках шумерских городов и подготовьте краткое сообщение об этом.
На берегах реки Евфрат располагались такие города как: Аккад, Вавилон, Урук и Ур, а на берегах Тигра – Лагаш.
Сообщение
Шумерская цивилизация состояла из городов-государств (номов), так что вполне естественно, что все современные научные знания связаны, прежде всего, с остатками городской культуры шумеров. Археологи проводили раскопки шумерских городов в Междуречье и совершённые находки составили впечатление о Шумере. При этом, помимо письменного наследия, представленного клинописными табличками, каждый из городов-государств внёс свой вклад в картину всей цивилизации.
Один из наиболее известных шумерских городов, Ур, среди археологов известен прежде всего раскопанными захоронениями шумерского периода. В общей сложности обнаружено около двух тысяч могил: шумеры хоронили умерших в гробах или завёрнутыми в циновки, в «позе эмбриона» и с погребальным инвентарём. Но наибольший интерес вызвали могильники царской династии Ура. Было обнаружено, что в Уре существовал обычай погребать вместе с членами царской семьи также и их слуг, рабов и приближённых - видимо, для сопровождения в загробной жизни. Например, в одной из царских гробниц, так называемой «Шахте смерти», были обнаружены останки 74 человек, 68 из которых были женщинами (скорее всего, наложницы царя);
А вот другой ном, то есть город-государство, Лагаш, с точки зрения сохранившегося до наших дней наследия примечателен обнаруженной в его развалинах большой библиотекой глиняных табличек с нанесённым на них клинописным текстом. Эти тексты содержали в себе хозяйственные записи, религиозные гимны, а также очень ценные для историков сведения - дипломатические договоры и отчёты о войнах, которые велись на территории Месопотамии. Помимо глиняных табличек в Лагаше были найдены скульптурные портреты местных правителей, фигурки быков с человеческими головами (что указывает на возможный культ этих животных), а также произведения ремесленного искусства;
Для чего шумеры сооружали зиккураты?
Зиккураты служили храмами и олицетворяли различные уровни существования мира (черный – подземное царство, красный – землю, а белый и синий с позолотой – небо и солнце). С крыш зиккуратов жрецы наблюдали за небесными светилами и составляли календарь, вычисляли сроки лунных и солнечных затмений.
Что историки смогли узнать о древних шумерах, обнаружив глиняные таблички? Как эти документы подтверждают, что 5 тысяч лет назад у шумеров уже была цивилизация?
Важнейшим признаком цивилизации является письменность. Она была и у шумеров. Изобретенное шумерами письмо называется клинописью. Таблички были изготовлены из вечного материала – глины и поэтому хорошо сохранились до наших дней. На них – списки царей, царские указы, долговые расписки, частные письма, а также мифы и поэтические сказания. Таблички нумеровали и на каждой проставляли общее название глиняной книги.
Как вы думаете, почему миф о потопе возник именно в Южном Междуречье?
Из-за бурного разлива рек Тигр и Евфрат там часто случались наводнения. Иногда они достигали огромных размеров. При раскопках археологами города Ура оказалось что под древним городом лежит слой чистого ила толщиной в 2,5 метра, которое могло принести только очень сильное наводнение, настоящий потоп.
Какие сведения в библейском сказании о «столпотворении и рассеянии народов», скорее всего, достоверны, а какие – не вполне?
Именно в Междуречье сооружались высокие зиккураты, там действительно происходило настоящее смешение народов. Шли столетия и на шумерском языке перестали говорить, что можно прировнять к тому что люди перестали говорить на одном языке. К сожалению остальные пункты этого сказания не нашли исторического подтверждения.
Как ученые узнают историю Междуречья в древности? Какие письменные и вещественные источники они используют?
Ученые узнают историю Междуречья благодаря археологическим раскопкам и из расшифровки большого количества глиняных табличек, идущего и до наших дней.
Подумайте, что было общего в хозяйстве Междуречья и Египта.
Трудолюбивые земледельцы – шумеры постепенно смогли превратить унылую и малоприспособленную для жизни равнину в цветущий сад и так же как египтяне занимались земледелием, строительством дамб и каналов, скотоводством и различными ремеслами.
Используя знания, полученные ранее, предположите, возникло ли у шумеров общественное неравенство: богатые и бедные, знатные и незнатные, свободные и рабы.
Для зарождающихся цивилизаций свойственно возникновение социального неравенства, а значит то же самое происходило и у шумеров. Доказательство этому можно найти рассматривая данные археологических раскопок и расшифровку глиняных табличек с клинописью.
Было ли что-то в ежедневной жизни шумеров такое, что отличало их от многих других народов? Пока резких отличительных доказательств не найдено. Каждая семья имела свой двор рядом с домом, обсаженным густым кустарником. Кустарник именовался ""сурбату". С помощью этого кустарника удавалось уберечь от палящего солнца некоторые посевы, и охладить сам дом.
Возле входа в дом обязательно устанавливался специальный кувшин с водой, предназначавшийся для омовения рук. Между мужчинами и женщинами прослеживается равноправие. Археологи и историки склоняются к тому, что, несмотря на возможное влияние окружающих народов, у которых преобладал патриархат, древние шумеры взяли равноправие от своих богов.
Пантеон шумерских богов в описанных историях собирался на "небесные советы". На советах равноправно присутствовали и боги и богини. Только позднее, когда в обществе прослеживается расслоение, и земледельцы становятся должниками более богатых шумеров, они отдают своих дочерей по брачному контракту, соответственно без их согласия. Но, несмотря на это каждая женщина могла присутствовать на древнем шумерском суде, имела право владеть личной печатью...
Воды Тигра и Евфрата сделали плодородными огромные территории, благодаря чему уже более пяти тысяч лет назад были созданы благоприятные условия для зарождения и развития высокоразвитых цивилизаций. Могущественные государства простирались не только в Междуречье, но и на территории Сирии, Передней Азии, а часто даже и границ с Египтом. Их богатство неудержимо манило соседние агрессивные варварские племена, которые в огромных количествах беспорядочно перемещались по всей территории Ближнего Востока. В противоположность консервативной устойчивой государственности Египта здесь хаотично сменяли друг друга враждебные деспотические империи. На территории Месопотамии на протяжении тысячелетней истории последовательно господствовали шумеры, которые заложили здесь основы цивилизации и постепенно ассимилировали. Затем вавилоняне, ассирийцы, персы.
В бесчисленных разрушительных войнах и пожарищах за давностью времен, естественно, не сохранилось ни царского трона, ни еще какого-либо предмета мебели, относящегося к временам «до нашей эры». Атрибуты домашней обстановки, убранство дворцов и храмов мы сегодня можем представить только по находкам археологов, рельефным изображениям, фрагментам памятных плит и стел, благо традиция изображать богов, жрецов, а позднее и царей существовала в Шумере с древнейших времен. Сцены обрядов, мифологические сюжеты, композиции из жизни царей и придворных, в изобилии снабжены подробностями быта – образцами одежды знати и простых воинов, элементами интерьеров и образчиками мебели дворцов и храмов. Следует отметить, что археологические находки с подобными изображениями на территории Месопотамии во многом явились доказательством для ученых факта существования древней шумерской цивилизации и высочайшего уровня развития их культуры...
Главной ценностью шумерской семьи были дети . Сыновья становились по закону полноправными наследниками всего отцовского имущества и хозяйства, продолжателями его ремесла. Им оказывалась великая честь - обеспечить посмертный культ отца. Они должны были проследить за надлежащим захоронением его праха, постоянным почитанием его памяти и увековечиванием его имени.
Даже в несовершеннолетнем возрасте дети в Шумере обладали довольно широкими правами. Согласно расшифрованным табличкам, они имели возможность совершать акты купли-продажи, торговые сделки и иные хозяйственные операции.
Все договора с несовершеннолетними гражданами, согласно закону, надлежало закрепить в письменном виде в присутствии нескольких свидетелей. Это должно было оградить неопытную и не очень разумную молодежь от обмана и предотвратить излишнюю расточительность.
Значительная часть дошедших до нас судебных документов, «дитилл », была посвящена вопросам брачно-семейных отношений. Найденные архивы судов – это тысячи глиняных табличек с записями брачных контрактов, договоров и завещаний, которые по законам городов-государств Шумера требовалось составить в письменной форме и официально заверить. Архивы содержат огромное количество протоколов судебных процессов по бракоразводным делам, по делам о супружеской измене, спорным вопросам при разделе наследства и еще великое разнообразие рассмотренных дел во всех областях семейных отношений. Это говорит о высоком уровне развития шумерской юриспруденции в области семейного права, основой которого являлось уважение его граждан к общественному порядку и справедливости, четкое осознание своих обязанностей и гарантия прав. Основным звеном общества в Шумере была семья, семейные кланы, поэтому высокоразвитая судебная система стояла на защите семейных ценностей и веками сложившихся порядков.
Уклад жизни в шумерской семье был патриархальный. Отец, мужчина, стоял во главе. Его власть была копией власти правителя или энси в пределах одного семейного клана, его слово было решающим в наиболее важных семейных и хозяйственных вопросах. Уже в начале третьего тысячелетия до нашей эры, брак был моногамный, хотя мужчине позволялось завести и наложницу, как правило, из рабынь. Если супруга была бесплодна, она сама могла выбрать мужу вторую жену-наложницу, но та по своему положению занимала ступеньку ниже, и не могла требовать равноправия с законной женой-горожанкой...
Большая часть известных шумерских судебных документов было обнаружено при раскопках знаменитого «холма табличек» в Лагаше. По предположениям ученых именно здесь, находился судебный архив, где хранились протоколы судебных процессов. Таблички, содержащие судебные записи, располагаются в определенном, установленном обычаями порядке и строго систематизированы. К ним имеется подробная «картотека» - перечень всех документов, в соответствии с датами их написания.
Огромный вклад в расшифровку судебных документов из Лагаша внесли французские ученые – археологи. Ж.-В. Шейль и Шарль Виролло, которые в самом начале 20 века первыми скопировали, опубликовали и частично перевели тексты табличек из найденного архива. Позднее, уже в середине двадцатого века, немецкий ученый Адам Фалькенштейн опубликовал несколько десятков подробных переводов судебных протоколов и приговоров и во многом благодаря этим документам мы сегодня можем достаточно точно восстановить правовые процедуры в городах-государствах Шумера.
Запись судебных решений у самых древних секретарей носила название дитилла, что в буквальном переводе означает «окончательный приговор», «завершенный судебный процесс». Все правовое и законодательное регулирование в городах-государствах Шумера находилось в руках энзи – местных правителей этих городов. Они были верховными судьями, именно они должны были вершить справедливость и следить за выполнением законов.
На практике от имени энси праведный суд осуществляла специально назначенная для этого коллегия судей, которые принимали решения согласно установившимся традициям и действующим законам. Состав суда не был постоянным. Профессиональных судей не существовало, их назначали из представителей городской знати – храмовых чиновников, префектов, морских купцов, писарей, авгуров. Судебный процесс обычно вели три судьи, хотя в некоторых случаях их могло быть один или два. Количество судей определялось социальным статусом сторон, тяжестью дела и еще рядом причин. О способах и критериях назначения судей ничего не известно, не ясно также, на какой срок назначались судьи, и оплачивался ли их труд...
Судьба великих археологических открытий порой бывает очень интересна. В 1900г. экспедиция Пенсильванского университета обнаружила во время раскопок на месте древнего шумерского города Ниппура два сильно поврежденных фрагмента глиняной таблички с почти неразборчивым текстом. Среди других более ценных экспонатов они не привлекли особого внимания и были отправлены в Музей Древнего Востока, который находился в Стамбуле. Его хранитель Ф. Р. Краус, соединив части таблицы между собой, определил, что она содержит тексты древних законов. Краус занес артефакт в каталог Ниппурской коллекции и забыл о глиняной табличке на долгие пять десятилетий.
Лишь в 1952г. Самуэль Крамер, по подсказке все того же Крауса, вновь обратил внимание на эту таблицу, и его попытки расшифровать тексты частично увенчались успехом. Плохо сохранившаяся, вся покрытая трещинами таблица содержала копию правового кодекса основателя Третьей династии Урра, правившего в самом конце третьего тысячелетия. до н.э, - царя Ур-Намму.
В 1902г на весь мир прогремело открытие французского археолога М.Жаке, нашедшего во время раскопок в Сузах, плиту из черного диорита – более чем двухметровую стелу царя Хаммурапи с выбитым на ней сводом законов. Кодекс Ур-Намму был составлен на три с лишним столетия раньше. Таким образом, полуразрушенные таблички содержали текст самого раннего из дошедших до нас правовых кодексов.
Вполне вероятно, что первоначально он был высечен на каменной стеле, так же как и кодекс царя Хаммурапи. Но, ни она, ни даже ее современная или более поздняя копия не сохранились. Единственное, что имеется в распоряжении исследователей - это частично поврежденная глиняная табличка, поэтому восстановить полностью свод законов Ур-намму не представляется возможным. На сегодняшний день удалось расшифровать только 90 из 370 строк, из которых, по предположению ученых, состоит полный текст правового кодекса Ур-Намму.
В прологе к кодексу , говорится о том, что Ур-Намму, был избран богами в качестве их земного представителя, что бы установить торжество справедливости, искоренить беспорядок и беззаконие в Уре во имя благоденствия его жителей. Его законы были призваны защитить «сироту от произвола богача, вдову–от власть имущих, человека, имеющего один шекель, - от человека с одной миной (60 шекелей)».
Исследователи не пришли к единому мнению об общем количестве статей в кодексе Ур-Намму. С некоторой степенью вероятности удалось воссоздать текст только пяти из них, и то только с определенными допущениями. Фрагменты одного из законов говорят о возвращении раба хозяину, в другой статье рассматривается вопрос о вине колдовства. И лишь только три закона, впрочем, также сохранившиеся не полностью и с трудом поддающиеся расшифровке, представляют чрезвычайно интересный материал для исследования социальных и правовых отношений, сложившихся в шумерском обществе.
Они звучат примерно так:
- «Если человек повредит орудием стопу другому человеку, он заплатит 10 шекелей серебром»
- «Если человек перебьет кость другому человеку орудием, он платит одну мину серебром»
- «Если человек повредит другому человеку лицо орудием, то он платит две трети мины серебра»...
Переход от охоты и сбора дикорастущих растений к земледелию и скотоводству, произошедший в эпоху неолита около 10 тысяч лет назад, ознаменовал коренные изменения в жизни человека. Он стал толчком для поистине революционных изменений в обществе. Занятие земледелием приводит к появлению первых оседлых поселений на Ближнем Востоке, а вместе с ними и первой собственности. Возникает необходимость в удостоверении прав на то, чем владеешь, клеймения своей собственности. Для этой цели и служили первые печати, появившиеся в Месопотамии. Печати могут послужить интересным объектом для исследований. Они наглядно демонстрируют изменение техники обработки различных материалов на Ближнем Востоке после переселением туда шумерских племен.
Материалы и техника обработки, применяемые Древними шумерами
Прежде всего, нужно отметить, что для обработки любого материала применяется минерал или камень, твердость которого не меньше, а еще лучше больше, чем обрабатываемый материал. Из таких минералов, обладающих достаточной твердостью для резки по камню, особо стоит отметить кварц. Существует два его основных вида. Первый вид - это макрокристаллические, прозрачные кварцы - аметист, горный хрусталь, розовый кварц. Горный хрусталь можно было найти в виде камней различного размера в Тигре и Евфрате, поэтому он был доступен и находил применение с древнейших времен. В Месопотамии был и свой розовый кварц, аметист приходилось завозить из Египта, Турции или Ирана.
Вторая разновидность кварца - халцедоны и различные микрокристаллические слоистые кварцы - агат, тигровый глаз, яшма, сердолик. Сюда же относится и кремень. Яшма встречалась в горах Загроса, а халцедоны, агат, сердолик доставляли из Индии и Ирана.
В технике вырезания печатей существовало три основных способа обработки материала. Первый – предварительная грубая обработка вращающимся точильным колесом. Затем сверление с помощью лучковой дрели. «Смычок» такой дрели двигался вперед и назад, в зависимости от этого сверло поворачивалось сначала в одну, потом в другую сторону. Резчик мог закрепить обрабатываемый образец и держать дрель вертикально, или держать сам образец и расположить дрель горизонтально. Третья техника – это окончательная ручная обработка. Резец удерживался непосредственно в руке или насаживался на рукоятку из дерева...
Сын продолжил дело отца, правив твердой рукой в течение 53 лет: с 605 до 562 года до нашей эры. На тот момент Вавилон насчитывал уже двести тысяч человек. Он воздвигал храмы, реставрировал древние постройки, строил каналы, дворцы. При нем была достроена южная часть города, построен первый мост из камня через Евфрат. Есть миф, что были проложены и туннели под рекой! Навуходоносор соорудил для своей несравненной жены Семирамиды висячие сады. При этом по воспоминаниям современников, Семирамида была одной из самых жестоких и похотливых женщин того времени. Но и самой красивой.
Именно при этом правителе Вавилон стал выглядеть так, как описывали его историки: четко проведенные в соответствии с геометрией улицы, ровная стена, окружившая город в виде правильного четырехугольника. Этот город до сих пор остается самым большим из известных в мире городов, окруженных стеной. Вдоль стены шел глубокий заполненный водой ров. Сама стена в ширину достигала почти тридцати метров!...
«Красива» была жертвенная овца, предназначенная для проведения обряда. Эпитетом «прекрасный» они могли наградить жреца, обладающего необходимыми ритуальными атрибутами и символом власти или предмет, изготовленный по древним обрядовым канонам. Прекрасным, обладающим высшей степенью красоты, у древних шумеров было то, что в наибольшей степени соответствует своей внутренней сущности и своему божественному предначертанию, а значит наиболее пригодно для выполнения определенной, возложенной на него функции – культовой, мемориальной.
Культовая функция объекта заключалась в участии в ритуальных обрядах, царских или церковных. Эти предметы обеспечивали знаковую связь с божествами и усопшими предками.
Если предмет участвует в текущей общественной жизни, подтверждает высокое социальное положение своего владельца, то он выполняет возложенную на него прагматическую функцию.
Сегодня считается, что Вавилония не была отдельной страной. Вавилон – это последний всплеск умирающего царства шумеров. Первым царем красивейшего и самого загадочного города, как считается, был великий Хаммурапи, который правил в 1792-1750 годах до нашей эры. Именно он жесткой рукой объединил разрозненную после очередных смут страну, он же возобновил торговлю, строительство, ужесточил законы, которые позволили продлить предсмертную агонию шумерской цивилизации.
Кодекс Хаммурапи содержал 282 статьи, в которых были и уголовные законы, и административные, и гражданские. Настоящая находка для наших юристов, увидевших, что в древности судили не по положению в обществе или богатству. Считалось, что свиток с законами Хаммурапи передал сам бог Солнца Сильного наказывали, если он обидел слабого. Процветала начальная форма вендетты: око за око. Все было просто и в то же время кроваво. Зато действенно. За грабеж казнили. Если грабитель перед этим проламывал стену в доме, то именно перед проломом его и зарывали, хорошо еще, что не заживо. За кражу детей убивали. Грабителей храмов и дворцов убивали. Перекупщиков убивали. Приютившего белого раба убивали. За прелюбодеяние топили обоих: изменщицу и то, с кем она изменила. Если жена убивала из-за другого мужчины супруга, ее сажали на кол. Если пришедший тушить пожар, что-то крал, его кидали в этот же огонь. Если сын поднимал руку на отца, ему отрезали обе верхние конечности. Если дом, который построил строитель, рухнул и убил домовладельца, строителя казнили. За неудачную операцию врачу отрубали кисти рук. Некоторые из административных статей кажутся очень удачными в свете существующего сегодня разгула коррупции и халатности чиновников, врачей и различных компаний...
Проходили века. И каждый из них оставил рукотворные следы на земле Месопотамии. Они - в клинописи "глиняных книг", в разрушенных дворцах, остатках стен крепостей-городов, религиозных храмов.
Проходили века. И мать-земля надежно укрывала в холмах следы древних цивилизаций Междуречья. Эти холмы, как морщины исторической памяти, предстали перед многими поколениями востоковедов-исследователей. Холмы - хранители памяти тысячелетий: Мукайяр, Аль-Ухаймир, Варка и многие другие. Постепенно тайны, хранившиеся в них, становились известными вначале ученым, а затем широкому кругу читателей. В них археологи и ученые нашли свидетельства далекой цивилизации, из глиняных табличек узнали, как жили древние жители Двуречья, об их заботах, печалях и радостях, о повседневной борьбе за хлеб насущный, как они трудились, веселились и проводили свободное время, если оно перепадало. Огромные курганы хранили в своем "чреве" свидетельства памяти о легендах, мифах, эпосах шумеров, об их литературе, которая имела самое широкое воздействие на составителей Библии и которую одни пытаются представить только в качестве произведения одного древнееврейского народа, а другие - в качестве дара небес, творения всевышнего.
Раскопки этих курганов на юге Двуречья начались в XII веке. Европейцы в XVII веке продолжили эти работы.
Начало XVII века. Итальянский путешественник Пьетро делла Валле добрался до южной части Месопотамии. Перед ним был холм, тогда безвестный. Позднее арабы стали называть его Мукайяр. Пьетро делла Валле не знал еще, что под этим холмом укрыты остатки библейского города Ура. Проходят XVII и XVIII века.
В 1818 году английский художник Роберт К. Портер срисовал руины на раскопках холма Аль-Ухаймир. Художник и не предполагал, что в его рисунках скрыты остатки шумерского города Киша.
В 1885 году английский ученый и путешественник Дж. Фрэзер вместе со своим соотечественником-врачом Дж. Россом обследовали холм Варку, Джохи и холм Мукайяр.
Сообщения путешественников и ученых о холмах - хранителях тайн древностей вызывали жгучий интерес европейцев.
Во второй половине XIX века французский археолог Э. де Сарзек нашел древний шумерский город Лагаш в местечке Телль и остатки материальной культуры этого города Шумера. Среди находок выделяются предметы искусства и многочисленные глиняные таблички с клинообразными текстами.
В начале XX века ученые нашли и раскопали крупнейший город древнего Шумера - Ур. В этом городе ученые обнаружили две гробницы - как потом выяснилось, урского царя Мескаламдуга и царицы Шубад, живших во II тысячелетии до н. э. Крупный советский древневосточник профессор В. Авдиев писал, что в них "...было обнаружено большое количество высокохудожественных ювелирных изделий, в частности, арфа из дерева, украшенная золотом, серебром, лазуритом и золотой головой быка, богато орнаментированная доска для шашечной игры, серебряная модель лодки с веслами, многочисленные украшения, сосуды, оружие и целый ряд других предметов, сделанных из золота и серебра и богато украшенных. Была тщательно раскопана и полностью обследована большая часть города, относящаяся ко времени царствования Римсина (XVII век до н. э.). Здесь был обнаружен ряд улиц, переулков, площадей с остатками многочисленных зданий, которые дали яркое представление о жизни древнешумерского города. Большое количество клинописных документов, относящихся главным образом ко времени Римсина, было найдено в юго-восточной части города".
В 1912 году немецкая археологическая экспедиция приступила к работам в древнем городе шумеров Уруке. Ее возглавлял ученый Ю. Иордан. Интенсивные и полные напряженного труда работы продолжались шесть месяцев. Близилась первая мировая война. Отношения между государствами становились напряженными, и археологи были вынуждены прервать свой удачно начатый поиск. За полгода они обнаружили в этом городе несколько храмов, предметы домашней утвари, искусства, культуры.
Лишь в 1928 году они возобновили свои работы, длившиеся 11 сезонов. И опять война - вторая мировая - не позволила закончить археологические раскопки.
На этот раз самой большой удачей был огромный храм, посвященный главному богу шумерского пантеона, богу неба Ану. Затем были отрыты "белый храм", относящийся к 2800 году до н. э., и храм богини Нанны, который существовал до начала нашей эры. Вот как об этих раскопках писал известный польский шумеролог М. Белицкий в книге "Забытый мир шумеров": "Земля открыла ученым тайну мощных городских оборонительных стен первой половины III тысячелетия. Здесь же, в Уруке, были найдены самые древние из известных нам табличек с рисунчатым письмом, плоские и цилиндрические печати, а также, в менее глубоких слоях, таблички более позднего времени, печати и валики, покрытые надписями, разными знаками, и многое другое. Уцелевшие камни боковых стен рассказали ученым о колоссальном размахе строительных работ властителей третьей династии Ура. Среди многочисленной утвари была найдена знаменитая жертвенная алебастровая ваза с тремя рядами барельефов. Под тяжестью обрушившегося здания она раскололась на пятнадцать частей.
Исследователи считают, что ваза была повреждена в глубочайшей древности и что шумерские мастера много тысяч лет назад собрали ее обломки и скрепили их медными обручами. Не было недостатка и в мелких предметах - фигурках зверей и птиц, изделиях из глины и камня, а также металла. Однако самой ценной находкой - даже по сравнению с алебастровой вазой и древнейшими печатями - оказалась изумительной красоты мраморная женская головка".
В 1889 году в предполагаемом месте расположения древнего шумерского города Ниппура приступила к работе американская экспедиция во главе с Дж. Петерсом и Г. Гильпрехтом. Кроме них, в экспедицию входили X. Хейнес - фотограф, хозяйственник - и еще три археолога. В районе раскопок города Ниппура было несколько холмов. Археологи пронумеровали их и начали с холма № 1. В нем они нашли руины царского дворца, в холме № 5 обнаружили целую библиотеку "глиняных книг". Но в это время неожиданно вспыхнула межплеменная борьба арабов. И археологи вынуждены были покинуть место раскопок.
Лишь через год решились вернуться в Двуречье двое из бывшей группы - Дж. Петерс и X. Хейнес. В этот раз археологи открыли и тщательно обследовали зиккурат (ступенчатая башня для культовых целей), а в холме № 10 нашли храм и 2 тысячи "глиняных книг".
Американцы приезжали сюда несколько раз и всякий раз находили что-то новое. Среди находок оказалось более 20 тысяч "глиняных книг". Как выяснилось, здесь в древности находился шумерский город Ниппур.
В 1948 году после долгого перерыва американские археологи вновь вернулись в Ниппур. В этот раз они нашли древние религиозные статуэтки, судебные протоколы, таблички с хозяйственной отчетностью. Позже, в 1961 году, американская экспедиция нашла в одном месте, названном "кладом", более 50 фигурок, по которым можно было определить религиозные традиции местного населения - шумеров.
Не оставляли своим вниманием археологи разных стран и другие районы Месопотамии. Среди них были холмы Аль-Ухаймир, которые в 1816 году посетил английский служащий Дж. Букингэм. Он и высказал свои предположения художнику Р. Портеру о том, что на этом месте находился древний Вавилон - столица Вавилонии. Р. Портер отправился в указанное местечко и без труда нашел в холмах "глиняные книги", обломки алебастровой плиты, покрытой клинописью, и часть стелы вавилонского царя Хаммурапи.
Р. Портер был талантливым художником, и его кисти мы обязаны оставшимся после него картинам и зарисовкам этих древних холмов и видов, относящихся к тому далекому времени. Его зарисовки хранились в ряде музеев Англии и в частных коллекциях, знакомили европейцев с Древним Двуречьем и проложили путь к дальнейшим археологическим раскопкам города Киша, сокровища которого века скрывал холм Аль-Ухаймир. Прошли годы, прежде чем археологи начали систематические раскопки.
Это начали французские археологи Ф. Фреснел и Ж. Опперт. Они работали здесь всего семь дней, но обнаружили кирпичную мостовую эпохи Навуходоносора II, многочисленные предметы быта, культуры, искусства. Экспедиция подвергалась частым нападениям арабов-бедуинов и прекратила раскопки.
Самой длительной экспедицией, продолжавшейся десять сезонов, была экспедиция 1923 года, археологов США во главе с Лэнгдоном и Маккеем.
М. Белицкий писал, что "в центре внимания всех десяти экспедиций, организованных этой группой, был восточный холм с руинами, относящимися к глубочайшей древности. В ходе раскопочных работ на холме "А" был открыт знаменитый дворец из плоско-выпуклого кирпича, построенный предположительно при царе Месилиме. Дворец неплохо сохранился. Археологам удалось точно воспроизвести его план. Уцелели фрагменты лестниц, многочисленных залов и помещений различного значения, а также фрески и рельефы. В руинах была найдена каменная табличка с рисуночным письмом. Дворец, вероятно, подвергался разрушению или был покинут обитателями еще в раннединастический период и никогда не отстраивался заново. К тому же времени относятся и захоронения: возможно, руины (или опустевший дворец) использовались в качестве кладбища. В гробницах было обнаружено множество различных предметов: медные орудия, украшения из жемчуга, золота и серебра, печати из известняка, шпата, лазурита и красного железняка.
В одном из погребений археологи нашли глиняную модель двухколесной повозки, в нескольких других - страусиные яйца. Интересный материал дали раскопки западного холма, где было обнаружено так называемое кладбище с гробницами, напоминающими по конструкции гробницы Ура. В некоторых из них обнаружены следы коллективных захоронений. В более глубоких слоях найдены глиняные изделия, характерные для эпохи Джем-дет-Hacpa".
Большой успех выпал на долю английского археолога Д. Тейлора, который начал копать в Мукайяре - городе, о котором мы говорили выше. Его, как и других археологов, работавших на этом холме, преследовали песчаные бури, иссушающий жар пустыни, мелкий песок, который лез в глаза, уши, нос, рот. Он, казалось, был вездесущ. Сильные ветры пустыни иногда помогали археологам. Например, на одной стороне холма ветер сдул песчаный пласт, и Д. Тейлор увидел стены разрушенных зданий. Белицкий писал в этой связи: "Сомнений быть не мог-то - перед ним огромный город, погруженный в глубокий, вечный сон, город, который ему предстояло разбудить. С чего начать поиски? Опытный глаз из множества холмов выбирает один, расположенный в северной части этого района. Его очертания напоминают трехэтажное здание, причем третий этаж, как легко заметить, на 5- 6 метров смещен по отношению ко второму. Угадываются даже колонны и лестница, идущая вдоль склона. Тейлор руководит раскопками, производимыми местными жителями. Постепенно возникают остатки стен, колонн, лестниц. Предположительно, над третьим этажом когда-то возвышался огромный дворцовый "зал". Прежде всего Тейлор пытается найти надписи о том, кто строил этот храм. Подобные надписи вавилоняне обычно размещали на наружных углах стен. И он находит все четыре. Перед ним храм бога Нанны города Ура. Весть вскоре облетела весь мир: найден библейский Ур. Это были годы величайших археологических открытий, когда люди, казалось, уже привыкли к сенсациям. Но такому сообщению трудно было поверить. Из надписей следовало также, что храм восстановил во славу богу луны Нанны вавилонский царь Набонид, что начали его строительство царь Ур-Нанна и его сын царь Шульга, что в годы, предшествующие царствованию Набонида, многие цари строили "дом Нанны - Сина".
Когда были отрыты стены зиккурата, Тейлор принял решение копать глубокую шахту до самого фундамента. Эти раскопки до самого "дна" помогли найти несколько кувшинов с "глиняными книгами". Каждая "книга" была в глиняном конверте для предохранения от ударов. Содержимое "книг" поведало археологам о славном прошлом этого города, его истории, строительном деле, переписке местных царей с иноземными правителями.
Все было значительно. Но вдруг интерес к Уру пропал так же неожиданно, как и возник. Археологи вернулись сюда лишь в 1918 году. Группу возглавил Р. Кэмпбелл-Томпсон.
В 1919 году его сменил англичанин Г. Холл. Не успел он закончить свои изыскания, как в древний Ур приехал со своей экспедицией исследователь Л. Вулли, проведший здесь 12 сезонов.
Англичане не хотели отдать своей инициативы никому. Дело заключалось в том, что в прошлом веке и в XX все музеи мира стремились получить уникальные по своей ценности древности Шумера, Вавилонии и Ассирии.
Особенно это относится к XIX веку. М. Белицкий отмечал, что в этой связи "правительства и государственные музеи, проводившие научные исследования, охотно субсидировали археологические экспедиции. За сокровищами устремились дипломаты, военные и служащие компаний, им удавалось собрать некоторое число исторических памятников и документов. Однако этот ажиотаж нанес немалый вред науке, потому что участники экспедиций были заняты главным образом поисками таких предметов, которые могли произвести впечатление на публику. Характер ведения поисков в тот период, варварское обращение с бесценным археологическим материалом, слабость археологии как науки, отсутствие специалистов и разработанной методики исследований - всем этим можно объяснить то множество пробелов, которое существует в наших знаниях о шумерах".
Но все это было лишь определенной прелюдией к открытиям других городов, к находкам уникальных древностей Шумера. Эти открытия сделаны специалистами-археологами, а также дипломатами, архитекторами и просто путешественниками; они позволили зорче взглянуть в прошлые века истории человечества, расширить свои представления о мире Древнего Двуречья.
Приглашаем Вас во Львов. На сайте http://sutky.com.ua квартира на сутки Львов без посредников
Археологические раскопки в Месопотамии начались в середине XIX в. и осуществлялись вначале не специалистами-археологами, а энтузиастами, увлеченными поиском древних памятников.
Первые открытия древних городов Месопотамии были сделаны в ее северной части, где некогда находилась Ассирия. В г. французский дипломат Э.П. Ботга начал раскопки холма Куюнджик, который местные предания связывали с блестящей столицей Ассирии-Ниневией. Однако более чем скромные находки вскоре заставили его прекратить раскопки этого холма и начать работу у деревни Хорсабад, где в г. были обнаружены руины резиденции ассирийского царя Саргона II - города Дур-Шаррукина. Найденные Ботга памятники положили начало ассирийской коллекции Луврского музея во Франции.
В 1845-1847 гг. английский дипломат Г.А. Лэйярд, хорошо знавший восточные языки и много путешествовавший по Ближнему Востоку, предпринял раскопки холма Нимруд, под которым им были открыты руины ассирийского города Кальху с царскими дворцами, грандиозными скульптурами человеко-быков и человеко-львов, художественными рельефами и т. д. В 1847 г. им было сделано еще одно поразительное открытие. Обратившись к раскопкам бесперспективного, с точки зрения Ботта, холма Куюнджик, Лэйярд открыл руины Ниневии, в том числе дворец царя Синах- хериба (VII в. до н. э.) с библиотекой его внука Ашшурбанапала, полной «глиняных книг». Находки Лэйярда легли в основу древневосточной коллекции Британского музея в Лондоне.
Вторая половина XIX-начало XX в. составляют новый этап в развитии археологических исследований в Месопотамии, характеризующийся систематическими раскопками основных древних городов долины Тигра и Евфрата.
Ценные открытия были сделаны сотрудником Лэйярда - X. Рассамом, который, продолжая изыскания на холме Куюн- джик, обнаружил дворец ассирийского царя Ашшурбанапала с великолепными рельефами, изображающими охотничьи и военные сцены, и обширной царской библиотекой. Близ холма Нимруд, в местечке Балават, он открыл ассирийские памятники IX в. до н. э., в том числе бронзовые плиты -обшивку так называемых Балаватских ворот с изображением сцен военных походов и принесения дани. Рассам обнаружил развалины древнего города Сиппара с храмом бога Солнца Шамаша, архивом деловых документов, школой с «учебными пособиями» и др. Он разыскивал также письменные документы Древней Месопотамии в самых различных ее уголках. Одной из интереснейших оказалась находка летописи Ашшурбанапала на глиняном цилиндре, получившем в науке наименование «Цилиндр Рассама».
Английскими экспедициями второй половины прошлого века были открыты древние шумерские города Урук, Ур, Ларса, Эреду.
К числу выдающихся достижений конца XIX в. нужно отнести раскопки французскими археологами во главе с Э. де Сар- зеком шумерского города Лагаша, где были обнаружены многочисленные статуи его правителей, особенно Гудеа, серебряные и алебастровые вазы, «Стела коршунов», увековечившая победу Лагаша над соседним городом Уммой, надписи правителя Уруи- нимгины, запечатлевшие его реформы (XXIV в. до н. э.), огромный архив хозяйственных храмовых документов. Не менее важным было открытие американской экспедицией города Ниппура, просуществовавшего 3000 лет. Находки поражали своей грандиозностью: остатки храма общешумерского бога Энлиля, храмовая библиотека с более чем 60 000 глиняных табличек, храмовые хозяйственные постройки, дворец, школа, рынок, лавки, жилые дома и др.
Открытия XIX в. были поистине сенсационными, поражавшими европейскую научную общественность все новыми и новыми интереснейшими памятниками великой и древней месопотамской цивилизации. Но нельзя не отметить, что велись они на полудилетантском уровне, археологами- любителями. Строго научных методов в археологии еще не было выработано. В погоне за произведениями искусства, броскими и ценными вещами разрушались слои, уничтожались менее ценные на первый взгляд памятники (жилые постройки, керамика, предметы быта), отсутствовала фиксация находок, не всегда делались зарисовки и чертежи.
Начало XX в. ознаменовалось поистине эпохальными открытиями, к тому же выполненными уже не на любительском, а на научном уровне.
Немецкая археологическая экспедиция под руководством Р. Кольдевея раскопала группу холмов, располагавшихся в 90 км к югу от Багдада. Был открыт древний Вавилон - на протяжении нескольких тысячелетий важнейший экономический, политический и культурно-религиозный центр Месопотамии. В ходе раскопок, продолжавшихся с 1899 по 1917 г., были обнаружены крепостные стены города с башнями, дворец одного из самых знаменитых царей -Навуходоносора II (VII-VI вв. до н. э.), улица религиозных процессий, остатки храма верховного вавилонского бога Мардука и гигантского зиккурата и др. Многие из найденных памятников составили блестящую коллекцию Берлинского музея.
Интересные открытия были сделаны и другими немецкими археологами в Месопотамии. В. Андре в 1903-1914 гг. раскопал древнейшую столицу Ассирии - город Ашшур, где были обнаружены руины царских дворцов, храмов, в том числе храм верховного ассирийского бога Ашшура, царские склепы, жилые городские дома и улицы. Немецкие археологи (среди них Р. Кольдевей и В. Андре) вели также раскопки в современной деревушке Фара, где были найдены остатки шумерского города Шуруппака, библиотека с древнейшими хозяйственными текстами; в Борсиппе - пригороде Вавилона - были открыты остатки 49-метрового зиккурата; обнаружен также шумерский город Умма.
Первая мировая война на время прервала раскопки в Двуречье. Новое оживление археологических работ наступило в 20-30-е годы XX в.
В 1933-1939 гг. французскими археологами под руководством А. Парро был раскопан древний город Мари. В результате этих работ открыт грандиозный дворец начала II тысячелетия до н. э., построенный
царем Мари Зимрилимом, с архивом более чем 20 000 табличек хозяйственных и дипломатических документов. Раскопки оказались настолько удачными, что, прерванные Второй мировой войной, они возобновились и продолжались до середины 70-х годов. Были открыты остатки еще трех дворцов (IV и III тысячелетий до н. э.), храм богини плодородия Иштар, погребения, новые глиняные таблички.
В 1922-1934 гг. английская археологическая экспедиция под руководством Л. Вул- ли вела систематические раскопки древнего Ура. Были открыты памятники, позволяющие восстановить историю города начиная с IV тысячелетия до н. э. и кончая IV в. до н. э.: храмы бога луны Наннара и его супруги, богини Нингаль; зиккурат конца III тысячелетия до н. э., построенный царем Ур-Намму; царские гробницы раннединастического периода; школы, мастерские, рынок, гавань, трактир, жилые кварталы, храмовые, государственные и частные архивы.
Производились раскопки и на территории окраинных государств Месопотамии. В 1925-1930 гг. американские археологи во время раскопок в Аррапхе под тремя холмами обнаружили цитадель, дворцовые, храмовые, хозяйственные и жилые постройки и крупные архивы II тысячелетия до н. э. В 1930-1936 гг. американскими учеными была открыта древняя Эшнуна - центр небольшого месопотамского царства в бассейне реки Диялы.
Для археологического изучения Месопотамии после Второй мировой войны характерны следующие черты.
Во-первых, наряду с европейскими и американскими исследователями в археологические работы включились иракские ученые. Фаудом Сафаром и Таха Бакиром при раскопках Шадуппума (города на территории царства Эшнунна) были найдены глиняные таблички с текстом одного из древнейших судебников - Законов из Эш- нунны, математические таблички и др. Иракские ученые обратились к раскопкам Эреду, и обнаружение там 14 доисторических слоев подтвердило глубокую древность этого самого южного шумерского города. В 50-60-х годах иракские археологи при раскопках холма Неби-Юнус, под которым покоились остатки Ниневии, открыли дворец Асархаддона, арсенал, хозяйственные
постройки, много письменных документов. Багдадский и другие музеи основательно пополнили свои коллекции, тогда как прежде находки увозились в Европу и Америку, продавались местными жителями путешественникам. Музеи стали издавать материалы коллекций. Национальный журнал «Сумер», выходящий в Багдаде, постоянно публикует материалы раскопок и новые документы. Создан Генеральный директорат древностей Ирака, который направляет и контролирует ход археологических работ в стране. Многие древние памятники реставрируются, в том числе создан проект реставрации древнего Вавилона и превращения его в музейно-туристический центр.
Вторая характерная черта археологического изучения Месопотамии в 50-80-е годы - повторное обращение к памятникам, раскапывавшимся в XIX - начале XX в., но уже во всеоружии новых научных методов. Так, немецкие археологи систематически ведут раскопки в Уруке, где ими исследовались святилище III тысячелетия до н. э., храм богини плодородия Инанны, древнейшая стена города из необожженных кирпичей («стена Гильгамеша»-легендарного правителя Урука), ремесленные мастерские, погребения с богатым инвентарем, надписи ассирийских и вавилонских царей. Английские археологи под руководством М. Мэллоуэна обратились к холму Нимруд, открытому их соотечественником Лэйярдом. Раскапывался «форт Салманасара» - мощная цитадель с крепостными стенами и башнями, казармами, парадными залами, хозяйственными складами, дворцы ассирийских царей IX-VII вв. до н. э., несколько храмов. Американские ученые возобновили раскопки Ниппура, который вновь дал в их распоряжение обилие письменных документов. В этот период в археологическом изучении Месопотамии лидировали Пенсильванский и Чикагский университеты США.
Третья черта периода - это обращение археологов к древнейшим эпохам Месопотамии, к ее доистории. Уже не броские руины, привлекавшие внимание и кладоискателей, и путешественников, и художников, а заброшенные пещеры, невидные холмы становятся объектом работ, в результате которых были обнаружены палеолитические пещерные стоянки Шанидара, неолитические поселения Джармо, Хассуна
и др. Это открыло миру неизвестные древнейшие страницы истории Месопотамии.
Так от дворцов поздней Ассирии до пещер палеолита шло археологическое изучение прошлого этой страны. Первоначальный дилетантизм сменялся выработкой подлинно научной методики. Археология от поиска сенсационных вещей перешла к решению важнейших проблем, освещению целых этапов в истории Месопотамии.