Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие». Тема: «Семья
Организация: МБДОУ № 273
Населенный пункт: Красноярский край, г. Красноярск
Цель:
воспитать любовь и уважения к родным и близким.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
-
активизировать словарь по теме «Семья».
- совершенствовать диалогическую и монологическую речь;
- продолжать формировать умение вести координированный диалог между логопедом и ребёнком;
Коррекционно-развивающие
:
- учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами от имен собственных;
- закреплять умение составлять рассказ-описание;
- закреплять умение подбирать прилагательные к словам дедушка, бабушка;
- закреплять умение отгадывать загадки;
- закреплять умение дифференцировать звуки по мягкости твердости;
- развивать слуховое внимание;
- развивать навыки звуко – буквенного анализа;
- развивать артикуляционную, мелкую моторику, координацию движений.
Коррекционно-воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и уважение к членам своей семьи, желание высказывать свои чувства близким людям.
- формировать представление о семье, как о людях, которые живут вместе;
- воспитывать желание заботиться о близких.
Оборудование: зеркала, куклы бабушка и дедушка, игрушка плюшевое сердце, разные картинки со звуками «М» и «Мь», фотографии у каждого ребенка своих бабушек и дедушек, бумажные сердечки по количеству детей, звуки в виде разноцветных кружков.
Ход занятия:
1.Организационный момент:
Объявление темы. Создание эмоционально положительного фона.
Дети стоят в кругу:
Собрались все дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся (улыбаются друг другу). В руках логопеда игрушка-плюшевое сердце.
Давайте познакомимся, Я – Анастасия Игоревна, а ты кто? Ответь мне, как тебя ласково зовут (Сонечка, Илюша...). Дети передают из рук в руки игрушку и садятся на свои подушки.
- А кто вас так ласково называет? (ответы детей)
2. Артикуляционная гимнастика
Мама испекла блинчики:
Положить «широкий» язык на нижнюю губу так, чтобы он краями касался углов рта. Удерживать его в спокойном, расслабленном состоянии (под счет до «пяти-десяти»).
Мама испекла пирожки с разной начинкой:
Рот открыт, губы в улыбке. Положить «широкий» язык на нижнюю губу. Поднять и свернуть в трубочку язык - «пирожок с капустой». Поднять кончик языка за нижними зубами- «пирожок с брусникой».
3. Развитие мелкой моторики
Поднять руку ладонью к себе и в соответствии с текстом стиха в определенной последовательности загибать пальцы, начиная с безымянного, затем мизинец, указательный палец, средний и большой.
Знаю я, что у меня
Дома дружная семья:
Это - мама,
Это - я,
Это - бабушка моя,
Это - папа,
Это - дед.
И у нас разлада нет.
4.Игра «Угадай загадки»
Сегодня я хочу загадать Вам загадки:
Он трудился не от скуки,
У него в мозолях руки,
А теперь он стар и сед -
Мой родной, любимый... (дед) появляется кукла би-ба-бо дедушка Миша.
Подбор прилагательных к слову дед «КАКОЙ?» (старый, седой, любимый, пожилой, сильный, добрый и т.д.)
У кого из вас есть дедушка? (ответы детей)
-Ты кто для дедушки? (внук, внучка)
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша... (бабушка) появляется кукла би-ба-бо бабушка Маша.
Подбор прилагательных к слову бабушка «КАКАЯ?» (Добрая, старая, веселая, любимая, и т.д.)
5 .Беседа с детьми о дедушке и бабушке, о празднике пожилых людей.
У кого из вас есть бабушка? (ответы детей)
-Ты кто для бабушки? (внук, внучка)
-Давайте подумаем все вместе, а какой праздник мы отмечаем 1 октября? (день пожилых людей)
-А что значит пожилой человек? (ответы детей)
-Пожилой – это значит, что немало лет прожито, выросли дети, подрастают внуки.
Да, этот праздник мы отмечаем осенью, ведь осень – самое красивое и щедрое время года, она, как добрая и заботливая бабушка: накормит, напоит, приласкает.
Октябрь - дождливый месяц в ожидание снега
Итог труда, любви, веселых летних дней
В знак преклонения перед жизнью человека
Нам дарит праздник пожилых людей.
6 .Игра: «Разложи картинки по звукам-Маше или Мише?»
Сегодня к нам в гости пришли дедушка Миша и бабушка Маша, у них тоже есть внуки и внучки. Они очень любят своих бабушку и дедушку и на праздник подарили им очень много рисунков.
Только дедушка Миша и бабушка Маша не знают, кому из них внуки подарили рисунки. Давайте поможем им.
«Маше или Мише»(картинки со звуком М отдаем Маше, со звуком Мь Мише).
7. Физминутка «Бабушка кисель варила»
Бабушка кисель варила (правая рука «помешивает кисель»).
На горушечке, (Кончики пальцев правой и левой руки соединяются, руки расходятся под углом (гора)).
В черепушечке (Округленные ладони, смыкаясь, образуют горшок-черепушечку).
Для Андрюшечки (Аленушки). (Ладонь правой руки ложится на грудь).
Летел, летел соколок (ладони скрещиваются, большие пальцы рук закрепляются друг за друга).
Через бабушкин порог. Вот он крыльями забил, (скрещенные ладони помахивают, как крылья).
Бабушкин кисель разлил, (руками несколько раз ударить по бокам).
У старушечки на горушечке (вытянуть руки вперед и вниз, пальцы растопырить).
Бабуля плачет: «Ай-ай-ай!» (Руки вновь показывают горку).
«Не плачь, бабуля, не рыдай!» (Руки «утирают слезы»).
Чтоб ты стала весела, (указательный палец правой руки «грозит бабушке»).
Мы наварим киселя (правая рука снова «помешивает кисель»).
Во-о-от столько! (Руки разводятся широко в стороны).
8. Составление рассказа-описания о своих Дедушках и Бабушках, по фотографиям, вклеивание фотографий дедушки и бабушки в семейный альбом.
А сейчас давайте сядем на стульчики (дети садятся за столы).
У вас на столах лежат фотографии ваших дедушек и бабушек, нам очень интересно, какие они. Расскажи о бабушке/дедушке.(Дети составляют рассказ-описание про дедушку/бабушку).
Сегодня мы с вами продолжим составлять фотографию для семейного альбома.
-Как вы думаете, кого мы наклеим на нашу фотографию? (бабушку, дедушку)
(дети выбирают из силуэтов бабушку, дедушку и наклеивают их на лист)
9.Составление из звуков слово Дедушка и Бабушка.
Давайте составим из звуков слово БАБУШКА и ДЕДУШКА (дети составляют слова из синих, красных и зеленых кружков).
10.Итог занятия. (оценка работы детей)
Логопед
предлагает
детям вспомнить, о чем они говорили на занятии, чем занимались, какие
задания
было
интересно
выполнять.
Затем положительно оценивается работа каждого ребенка.
-Посмотрите ка ребята, что находится в карманчике у нашего плюшевого сердца? (из карманчика достаю бумажные сердечки).
-А как вы думаете, кому мы подарим эти сердечки? (Бабушкам и дедушкам)
-Давайте нарисуем на этих сердцах улыбку, хорошее настроение. Можете нашептать на это сердечко, самые ласковые и добрые слова, которые вы говорите своим бабушкам и дедушкам.
(Дети рисуют улыбки, говорят шепотом добрые, ласковые слова и дарят их бабушкам и дедушкам).
Список использованной литературы:
- Логопедические игры и задания: Учебно-методическое пособие. Быстрова Г 2008 г.
- Логопедическая гимнастика. Буденная Т. В. СПБ,2001г.
- Логопедические игры. Скворцова. 2015г.
Конспект
Открытого логопедического занятия
в старшей логопедической группе
по теме «Семья» .
Цели:
1.Выявление представлений детей о семье, уточнение их понимания родственных отношений;
2.Закрепление в речи употребления имени и отчества родителей;
3.Развитие словаря, связной речи, грамматического и лексического материала;
4.Коррекция внимания.
5.Развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики.
Примерный словарь:
Семья, мама, папа, дочь, сын, бабушка, дедушка, внук, внучка, брат, сестра, дядя, тетя, большая, дружная, крепкая, Елена Петровна, Иван Петрович.
Оборудование: костюмы героев сказки «Репка», декорации деревни, каучуковые мячи, сюжетная картинка Семья, костюм Федотки, костюм бабушки, магнитофон, песня «Семья», .
Ход занятия:
ЛОГОПЕД: Уважаемые взрослые мы с ребятами приглашаем Вас в сказку. Добро пожаловать!!! (звучит музыка, открывается занавес, перед избушкой происходит действие)
- Оргмомент « Репка».
(Под текст логопеда дети выходят из кулис в костюмах героев сказки выполняя движения)
Посадил дед репку, выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку тянуть. Тянет-потянет-вытянуть не может. Позвал дед бабку. Бабка за дедку, дедка за репку, тянут-потянут вытянуть не могут. Позвала Бабка Внучку. Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Внучка Жучку. Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Жучка Кошку. Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянуть не могут. Позвала Кошка Мышку. Мышка за Кошку, Кошка за Жучку, Жучка за Внучку, Внучка за Бабку, бабка за Дедку, дедка за репку Тянут-потянут, вытянули репку!!!.
Дед: если б не моя семья, один не справился бы я.
Логопед: как вы думаете, про что наша сказка сегодня?
Дети: про семью!
Логопед: Какая семья в сказке Репка?
Дети: крепкая, дружная.
2.Назови ласково:
Как назовём ласково деда?
Дед - дедуля, дедулечка, дедуленька .
Бабка- бабуля, бабулечка, бабуленька.
Дочь - дочура, доченька, доча, дочурочка.
Внучка- внученька
3.Назовите нужное слово (антонимы)с каучуковыми мячами.
Мама худая, а бабушка (полная, толстая)
Папа высокий, а дедушка (низкий)
Внучка молодая, а бабушка (старая, пожилая)
4. Игра с мячами.
Логопед: А в каких семьях вы живёте?
Дети отдают мячи логопеду, отвечая на вопросы.
Кто назовёт имя отчество мамы,
Кто самый старший в семье,
Кто папа для мамы,
Кем являются друг другу бабушка и дедушка,
Кем ты являешься своему дедушке и бабушке,
Назовите своё имя отчество,
Назовите имя родной сестры, родного брата.
Передаём мяч по кругу:
Как можно сказать про маму, про папу, про бабушку, про дедушку, про сестрёнку
Ласковая, добрая, нежная, красивая, нежная, слабая?
Сильный, большой, заботливый, весёлый, трудолюбивый
Старенькая, добрая, внимательная
Мудрый, умный, трудолюбивый
Послушная, заботливая
5.Федотка-сиротка.
Звучит музыка входит Федотка.
Плачущий Федотка: Здравствуйте, ребята.
Логопед: Послушайте внимательно.
Бедный Федотка-сиротка,
Плачет несчастный Федотка:
Нет у него никого,
Кто пожалел бы его.
Только мама да папа, да тетушка…
Только дядя, да дедушка с бабушкой.
Скажите, пожалуйста, сирота ли Федотка?
Сирота – это кто?
Есть ли у него папа, мама?
Бабушка, дедушка?
Кто еще есть у Федотки?
6.Пальчиковая гимнастика «Моя семья».
Федотка проводит пальчиковую гимнастику-
(Логопед переодевается в бабку)
Федотка: - Ребята, повторяйте за мной
Раз, два, три, четыре | Большой палец зажат в кулачок. |
Кто живёт в моей квартире? | Разжимать пальцы из кулачка, начиная с указательного. |
Раз, два, три, четыре, пять- | Сжимать и разжимать все пальчики. |
Папа, мама, брат, сестрёнка, | Сжимать и разжимать все пальцы. |
Кошка Мурка, | Сжимать пальцы в кулачок, начиная с мизинца. |
Два котёнка, | Подвигать большим пальцем и спрятать в кулачок. |
Мой щенок, | Подвигать мизинцем и спрятать в кулачок. |
Щегол, | Подвигать указательным пальцем и спрятать в кулачок. |
И я - | Подвигать средним пальцем и спрятать в кулачок. |
Вот и вся моя семья! | Подвигать безымянным пальцем и спрятать в кулачок. Сжимать и разжимать кулачки. |
Федотка: Молодцы ребята, а вот и сама Маланья пожаловала
7. Игра «Бабушка Маланья».
Маланья: Здравствуйте ребятки-внучатки, а не поиграть ли нам
Педагог вместе с детьми выполняет движения под текст стихотворения.
У Маланьи у старушки | |
Жили в маленькой избушке | |
Семь сыновей, | Показать семь пальцев. |
Все без бровей | Закрыть брови указательным и средним пальцами. |
С такими ушами, | Развести руки в стороны. |
С такими глазами, | Приставить к лицу большой и указательный пальцы, согнутые в колечко. |
С такой головой | Сомкнуть руки над головой, образовав полукруг. |
С такой бородой | Двигать от подбородка вниз с наклоном туловища. |
Ничего не ели, | |
На неё глядели | Присесть на корточки, руки согнуть и подпереть подбородок. |
Делали вот так. | Педагог показывает какое-нибудь движение, а дети ему подражают. |
Берут зеркала и садятся на заваленку.
8.Артикуляционная гимнастика «В гости внуки приходили».
Толстые внуки приехали в гости | Надуваем щёки |
С ними худые -лишь кожа да кости | Втягиваем щёки |
Бабушка с дедушкой всем улыбнулись | Губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы |
Поцеловать они всех потянулись | Губы тянутся вперёд |
Утром проснулись –в улыбочку губы | Снова широкая улыбка |
Чистили мы свои верхние зубы | Широкий язык за верхними зубами |
Вправо и влево, внутри и снаружи | Соответствующие движения широким языком |
С нижними зубками тоже мы дружим | Повторение этих движений языком в положении за нижними зубами |
Губы сожмём мы и рот прополощем | Поочерёдное надувание щёк с последующим выпусканием воздуха через губы |
И самоваром пыхтим, что есть мочи | Одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы |
Блюдца поставим- положат блины нам | Широкий язык лежит на нижней губе |
Дуем на блинчик- не в щёки, не мимо | Подуть на широкий язык |
Блинчик жуём, завернём и прикусим | Жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы |
Блинчик с вареньем малиновым вкусным | |
Чашки поставим, чтоб чаю налили | Широкий язык загибаем кверху чашечкой |
На нос подули мы чай остудили | Подуть с «Чашечки» наверх |
Чаю попили никто не обижен | Чашечка» двигается вперёд и назад |
Вкусный был завтрак -мы губки оближем | Кончик языка облизывает губки по кругу |
Бабушка шила, а Барсик с катушкой | |
Бегал, как будто с живою игрушкой | Кончик языка зацепляется за нижние губы и двигаем язык вперёд-назад |
Бабушке нашей всегда помогаем; | |
Нитки в иголки мы ей продеваем | Узкий язык выдвинуть вперёд |
Бабушка швы на машинке строчила | Узкий язык двигается вперёд-назад |
И на зигзаг её переключила | Узкий язык двигается вправо-влево |
Петли иголкой она обметала | Кончик языка описывает круг за зубами |
Пуговки круглые попришивала | Кончик языка упирается то в одну, то в другую щёку, а палец пытается втолкнуть его в рот. |
Дедушка сделал для внуков качели | Широкий язык ставится попеременно то за верхние, то за нижние зубы. |
Все мы на них покачаться успели. | |
После качелей мы в прятки играли | Широкий язык упирается под верхнюю губу |
Прятались на чердаке и в подвале | Широкий язык-под нижнюю губу |
Дедушка скачет на лошади ловко | Щёлкаем языком |
Звонкие вязнут на глине подковки | Цоканье на верхней губе |
Вот замедляет лошадка шажочки | Медленное цоканье с натягиванием подъязычной связки |
Вот на опушке мы видим грибочки | Присасываем язык к нёбу и открываем рот |
Вот из сарая индюшка пришла | |
Важно сказала: »БЛ-БЛ-БЛ» и ушла. | Широкий язык ходит вперёд-назад по верхней губе; упражнение делается с голосом. |
9. Акробатический танец «Семья».
(внуки пляшут)
Логопед переодевается.
10. Наступил вечер . ( звучит музыка сумерек, потемнело, внуки увидели свет в доме, решили постучаться в дверь. Стук. Смотрят, что происходит в окне.)
Беседа по серии картинок .
Вечер.
Наступил вечер. Вся семья дома. Мама на кухне готовит ужин. Папа играет с маленьким Ванечкой. Наташа делает уроки в своей комнате. А кот Бегемот играет с ленточкой.
Проводится беседа:
«Наступило утро или вечер? Что делает мама? С кем играет папа? Какой Ванечка? Кто Ванечка Наташе? А маме? Где Наташа делает уроки? Что делает Наташа? Как зовут кота? С чем играет кот? Что может делать мама, малыш, школьница Наташа, кот Бегемот?».
11.Итог: Логопед: вот видите, вся семья отдыхает, пора и нам из сказки в группу возвращаться. А в память о нашей сказке я дарю вам мыльные пузыри. Пусть они принесут радость вашим семьям.
Раз, два, три повернитесь из сказочных героев в детей превратитесь!
Коррекционно - образовательные цели:
- Обобщение и систематизация представлений о семье, членах семьи, об окружающем предметном мире.
- Актуализация и активизация словаря по теме "Моя семья" (семья, родители, родственники, забота, мама. папа, дедушка, бабушка, внук, внучка, тетя, дядя, брат, сестра, сюрприз).
- Совершенствование навыка составления рассказа по картинке.
- Формирование целостного впечатления об изображении на серии картинок.
- Совершенствовать грамматический строй речи (формирование образование прилагательного от существительного, употребление простых и сложных предлогов, местоимений).
Коррекционно - развивающие цели:
- Развитие связной речи, общих речевых навыков, зрительного и слухового внимания и восприятия, тонкой и моторики, творческого воображения.
Воспитательные цели:
- Воспитание навыков сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, бережного отношения к близким людям.
Оборудование:
- Сюжетные картинки "Семья", семейные фотографии, мяч, магнитная доска.
Предварительная работа:
- Чтение рассказов по теме "Семья", составление рассказов по мнемосхемам, заучивание стихотворения "Папу с мамой берегу" Олег Бундур, беседа о семье.
Ход занятия:
1. Организационный момент
Логопед: К нам на занятие пришёл Буратино. Поздоровайтесь, ребята.
Дети: Здравствуй, Буратино!
Логопед: Ребята, давайте вспомним, как зовут папу Буратино?
Дети: Папа Карло!
Буратино: Я хочу познакомиться с вами и подружиться, расскажите мне о своей семье (рассматривание семейных фотографий. Знакомство с составом семьи каждого ребенка. Каждый ребенок составляет простое предложение про одного члена семьи.). Каждый ребенок берет фотографию семьи и называет имя, отчество мамы, папы, дедушки, бабушки, имя брата, сестры.
2. Дидактическая игра «Предлоги»
Логопед: Таня, где сидит дедушка? (Дедушка сидит на диване.)
Логопед: Глеб, где стоит бабушка? (Бабушка стоит за диваном.)
Логопед: Юра, папа стоит перед диваном? (Папа стоит за диваном.)
Логопед: Кира, где собака лежит? (Собака лежит перед диваном.)
Логопед: Алиса, где висит картина? (Картина висит на стене. Картина висит над диваном.)
Логопед: Данил, где тапки стоят? (Тапки стоят под диваном.)
Логопед: Лёша, где стоит лампа? Лампа стоит около дивана.)
3. Игра на развитие мелкой моторики "Семья"
Логопед: Буратино! Мы с ребятами очень любим играть и предлагаем тебе с нами поиграть!
Кто - то делает вот так -
Рубит дерево вот так: Тук - тики, тук - тики, так.
Кто делает вот так - молотком стучит вот так!
Дзинь -тики, дзинь - тики, так!
Кто делает вот так - тесто шлепает вот так:
Шлеп - тики, шлеп - тики, так!
Кто делает вот так - топ - тики, топ - тики.
Лбом о столик - туки - так.
4. Мимические упражнения "Настроение"
Логопед: Ребята! Настроение - какое оно бывает?
Дети: Грустное, веселое, печальное, радостное, огорченное!
(Изобразить добродушную маму, строгого дедушку, рассердившегося папу, провинившегося ребенка.)
Родители ушли в гости, а ребенка оставили одного. Изобразить состояние тоски и одиночества.
Изобразить непослушного и капризного ребенка, жадную сестренку, добрую бабушку.
5. Подвижная игра "Домик".
6. Пальчиковая гимнастика
Развитие мелкой моторики, обогащение словаря.
Дети загибают пальцы на руке, начиная с большого, перечисляя членов семьи.
Хоть в саду я не скучаю,
Но о доме вспоминаю,
Потому что вся семья -
Мама с папой.
Сестры, братья - очень любят, ждут меня.
7. Рассматривание сюжетной картины "Семья"
Логопед: Ребята! Посмотрите на картину и расскажите, кто изображен на картине!
Дети: Папа, мама, дедушка, бабушка, сестра, брат.
Логопед: Что делает бабушка?
Ребенок: Бабушка сидит в кресле и вяжет носки.
Логопед: Что делает дедушка?
Ребенок: Дедушка читает газету.
Логопед: Чем занимается мама и папа?
Ребенок: Папа накрывает на стол, а мама варит суп и печет пирожки.
Логопед: Чем занимаются брат и сестра?
Ребенок: Брат строит замок из кубиков, а сестра читает сказки.
Логопед: Как всех этих людей мы можем назвать одним слово?
Дети: Семья!
8. Игра с мячом "Мой, моя, мои"
Логопед называет члена семьи, бросает мяч, ребенок должен использовать в правильном назначении предлог.
Логопед: Семья.
Ребенок: Моя семья.
Логопед: Братья.
Ребенок: Мои братья.
Логопед: Брат.
Ребенок: Мой брат.
Логопед: Сестра.
Ребенок: Моя сестра.
Логопед: Сестры.
Ребенок: Мои сестры.
Логопед: Бабушка.
Ребенок: Моя бабушка.
Логопед: Дедушка.
Ребенок: /Мой дедушка
Логопед: Родственники.
Ребенок: Мои родственники.
Логопед: Мама, папа.
Ребенок: Мои мама и папа, мои родители.
9. Игра " Я и моя семья"
Развивать умение соотносить родственные связи, образовывать прилагательное от существительного, использовать ласкательные слова
Логопед: Как ты называешь маму папы?
Ребенок: Бабушка, бабуля!
Логопед: Как ты называешь папу мамы?
Ребенок: Дедушка, дедуля!
Логопед: Как называешь сестру папы?
Ребенок: Тетя, тетушка!
Логопед: Как ты называешь брата мамы?
Ребенок: Дядя, дядюшка!
Логопед: А кем ты являешься маме, папе своей мамы?
Ребенок: Внуком, внучком.
Ребенок: Внучка, внученька
Логопед: Как назовешь ребенка своей тети, дяди.
Ребенок: Брат, сестра. Братик, сестренка.
Логопед: Кем ты являешься своей тете, дяде?
Ребенок: Племянница, племянник!
Логопед: Чья это сумка?
Ребенок: Мамина сумка!
Логопед: Чьи это тапочки?
Ребенок: Папины, бабушкины, дедушкины тапочки!
Логопед: Традиции в семье!
Ребенок: Семейные традиции!
Логопед: Отношения с братьями!
Ребенок: Братские!
Логопед: Когда в семье хорошо, тепло!
Ребенок: Отношения хорошие, теплые!
10. Окончание занятия
Логопед: Ребята о чем мы сегодня с вами разговаривали!
Дети: Мы говорили сегодня о семье!
Логопед: Давайте вспомним стихи о семье!
Дети читают стихи о семье.
Логопед: Ребята! Попрощаемся с Буратино и давайте его еще раз пригласим в гости!
Любовь Дивисенко
Конспект занятия по развитию речи в старшей логопедической группе «Моя семья»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ
«МОЯ СЕМЬЯ »
Старшая логопедическая группа
Цель : Формировать представление о семье , как о людях, которые живут вместе.
Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою семью .
Расширять активный словарь детей за счет слов, обозначающих чувства, нравственные качества (любимый, заботливый, ласковый, нежный, добрый)
Развивать связную речь за счет конструкции сложных предложений
Организационный момент :
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг,
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
Вот смотрю я на ваши лица и думаю с кем мне здесь подружиться? Меня зовут Любовь Викторовна, а вы мне ответьте, как вас зовут по имени ласково? (Дашенька, Катюша, Игорек, Ромочка и т. д.)
Вот таких хороших, вот таких пригожих, я приглашаю поиграть :
Покажите, какое бывает выражение лица у папы, когда он сердится
У мамы, когда она радуется
У бабушки, когда она удивляется
У Воспитательницы, когда она огорчается
2. Ребята, сегодня я предлагаю вам поговорить о Семье . Вот перед вами картина. Как можно одним словом назвать то, что на ней изображено (Семья )
Сколько человек в этой семье
Сколько на этой картине мам (две, мама и бабушка)
Сколько на ней пап (два – папа и папин папа)
Сколько сыновей
Сколько дочерей
Сколько внуков (2)
Кем мальчик, назовем его Ваня, приходится маме и папе (сыном)
Бабушке м дедушке (внуком)
Сестре, назовем ее Машенька (братом)
Как вы думаете, какая это семья (большая, дружная, крепкая)
А кто самый старший в этой семье (дедушка и бабушка)
А кто самый младший (сестра Маша)
Пальчиковая игра
Этот пальчик – дедушка.
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – Я
Влт и вся моя семья .
Давайте поиграем в игру «Назови ласково»
Дочь – доченька, мама – мамочка, папа – папочка, брат – братик, сестра – сестренка, деда – дедушка, сын – сыночек, дядя – дяденька, баба – бабушка…
Физминутка
Брату впору башмаки,
Не малы, не велики,
Мальчик с толком, с расстановкой
Занимается обновкой.
То погладит башмаки,
То потянет за шнурки,
Ну, теперь пора в дорогу
Можно сделать первый шаг.
3. А теперь вы расскажите о своей семье . Рассказы детей о своей семье (сколько человек в семье , как зовут маму, папу, брата, сестру, бабушку, дедушку, чем вы любите заниматься всей семьей , как ты помогаешь маме, бабушке. Что ты можешь хорошего сказать о своей семье )
Физминутка
Здравствуй, солнце золотое, здравствуй небо голубое,
Здравствуй, вольный ветерок, здравствуй, маленький дубок,
Мы живем в одном краю, всех я вас приветствую.
4. Ребята, я заметила, что когда вы рассказывали о своей семье , вы все время улыбались. Хорошо, что у вас всех есть семья . Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг-друга , весело и дружно живут все вместе. Семьи бывают большие и маленькие. Главное, чтобы в семье всегда были Мир , Дружба, Уважение, Любовь друг к другу.
Семью почитали с древних времен, народ сложил о семье много пословиц . Вспомните, какие вы знаете пословицы.
При солнышке тепло, при матери добро (Даша)
Нет милее дружка, чем родная матушка (Катя)
Золото и серебро не стареют , отец и мать – цены не имеют (Юля)
Ребята, что бы вы хотели пожелать своей семье (Мира, Счастья, Благополучия, Любви ….)
5. Ребята, вы сегодня очень хорошо занимались, очень интересно рассказали о своих семьях .
Конспект подгруппового занятия по теме « Я и моя Семья».
Коррекционно-образовательные цели:
Активизировать и расширять предметный, глагольный, качественный словарь ребенка по теме занятия;
Совершенствовать грамматический строй речи (отработать навыки образования существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: -ик, -очк, -ечк, -ичк, еньк; сравнительную степень прилагательных; согласовывать прилагательные с существительными в определенном роде);
Практически использовать в речи антонимы и синонимы;
Составлять разные типы предложений;
Обучать составлению рассказа по картине.
Коррекционно-развивающие цели:
Формировать связную речь;
Совершенствовать общие речевые навыки (произношение звуков, дикцию, интонационную выразительность);
Развивать речевое и слуховое внимание, мышление, память;
Стимулировать познавательные процессы;
Активизировать творческие способности детей;
Сопоставлять общую моторику и координацию речи с движением;
Коррекционно-воспитательные цели:
Углубить привязанность ребенка к семье, любовь и заботу по отношению к членам семьи, доброжелательность.
Оборудование: сюжетная картина «Семья»; опорные картинки: шахматы, клубок и спицы, книга; пиктограммы, мольберт, магнитофон.
Ход занятия:
1. Дидактическая игра «Назови ласково членов семьи» (применяем уменьшительно-ласкательные суффиксы):
мама – папа –
бабушка – дедушка –
дочь – сын –
брат - сестра –
2. Сообщение темы занятия
Сегодня мы побываем в гостях в одной большой дружной семье (показываю сюжетную картину «Семья»).
3. Дидактическая игра «Кто кем приходится?»
Кто эта девочка для мамы и папы? (Для мамы и папы эта девочка – дочка.
Кто она для бабушки и дедушки?
Кто этот мальчик для мамы и папы?
Кто он для бабушки и дедушки?
Кто для девочки этот мальчик?
Кто она для мальчика?
Как вы думаете, кто самый старший (младший) в этой семье?
4. Дидактическая игра «Продолжи предложение»
Я начинаю говорить предложение, а вы его продолжите и повторите целиком.
Если дедушка старше папы, то папа … (младше дедушки)
Если мама младше бабушки, то бабушка …
Если папа старше сына, то сын …
Если дочка младше мамы, то мама …
Если брат старше сестры, то сестра …
Если сестра младше брата, то брат …
Ребята, посмотрите, пожалуйста, мама какая? (грустная, усталая, печальная, невеселая, расстроенная, хмурая, огорченная, обиженная, несчастная)
Психогимнастика (дети показывают эмоциональное состояние мамы).
Как вы думаете, почему она такая? (Мама грустная, потому что у неё болит голова).
Как надо поступить в этом случае? Надо спросить: «Мамочка, что случилось? Кто тебя обидел? (огорчил, расстроил) У тебя что-то болит? У тебя неприятности на работе?»
(отрабатываем вопросительную интонацию)
Надо предложить маме отдохнуть. Как надо себя вести, когда мама отдыхает? (Тихо, не шуметь, не кричать, разговаривать шепотом).
Давайте мы покажем, как надо разговаривать (говорим шепотом)
Братик, сделай, пожалуйста, потише музыку.
Папочка, давай приготовим ужин.
Дедушка, выключи, пожалуйста, телевизор.
Бабушка, давай погладим белье.
6. Динамическая пауза «Маме дружно помогаем»
«Маме дружно помогаем,
Сами в тазике стираем
И рубашки, и носочки
Для сыночка и для дочки.
Через двор растянем ловко
Для одежды три веревки.
Светит солнышко – ромашка,
Скоро высохнут рубашки»
Ребята, мама уже отдохнула. А что надо сделать, чтобы её настроение стало ещё лучше?
Надо сказать ей теплые, приятные, нежные, добрые слова.
Мы будем говорить их громко, задорно, с восклицательной интонацией.
Мамочка, я тебя очень люблю! Ты самая добрая! Ты самая красивая! Ты самая замечательная! Посмотрите, теперь мама какая? (Веселая, радостная, добрая, хорошая, счастливая).
Психогимнастика (дети показывают эмоциональное состояние мамы)
Пересказ рассказа по картине.
А теперь давай повторим рассказ целиком.
Рассказ «Семья».
У Оли и Димы дружная семья. Они живут вместе с мамой и папой, бабушкой, дедушкой, кошкой Василисой. Вечером вся семья собирается в большой комнате. Каждый занимается любимым делом. Бабушка вяжет шарф для Димы. Папа с дедушкой играют в шахматы. Дима наблюдает за их игрой. Он учится играть в шахматы. Мама и Оля читают книжку. Оля учит буквы. Кошка спит на коврике.
Подведение итогов занятия Оценка работы детей.