Пассажирские суда на подводных крыльях. Р.Е
В моем детстве не было ничего более завораживающего, чем смотреть на реактивные гражданские самолеты и суда на подводных крыльях. Их стремительные обводы словно вышли из будущего, из научно-фантастических романов, которыми мы зачитывались. Когда на морском горизонте появлялись стремительные морские« Кометы», все пляжи невольно замирали, провожая глазами эти удивительные суда. А вопрос о том, на чем ехать из Ленинграда в Петродворец, был риторическим — конечно, на «Метеоре». Судами на подводных крыльях Советский Союз гордился так же, как космическими ракетами.
Александр Грек
Подрезанные крылья
Можно сказать, что на подводные крылья наша страна встала одной из последних. Первые эксперименты судостроители начали проводить еще в конце XIX века. Довольно быстро пароходы уперлись в скоростной предел в районе 30 узлов (около 56 км/ч). Для прибавления к этой скорости еще одного узла требовалось почти троекратное увеличение мощности двигателей. Именно поэтому быстроходные военные корабли потребляли уголь как хорошая электростанция.
Чтобы преодолеть сопротивление воды, было придумано красивое инженерное решение — поднять корпус судна над водой на подводных крыльях. Еще в 1906 году судно на подводных крыльях (СПК) итальянца Энрико Форланини достигло скорости в 42,5 узла (около 68 км/ч). А 9 сентября 1919 года американское СПК HD-4 установило мировой рекорд скорости на воде — 114 км/ч, что и для нашего времени превосходный показатель. Казалось, еще немного, и весь флот станет крылатым.
«Комета 120М» в цехе рыбинского судостроительного завода напоминает скорее недостроенный космический корабль, чем пассажирское судно.
До Второй мировой войны почти все промышленно развитые страны поэкспериментировали с подводными крыльями, но дальше опытных моделей дело не пошло. Довольно быстро вылезли наружу недостатки новых судов: малая устойчивость при волнении, большой расход топлива и отсутствие легких морских «быстрых» дизелей. Дальше всех продвинулись в создании СПК германские инженеры, небольшими сериями выпускавшие во время войны катера на подводных крыльях. После войны главный немецкий конструктор по СПК барон Ганс фон Шертель основал в Швейцарии компанию Supramar и приступил к выпуску пассажирских судов на подводных крыльях. В США СПК занялась компания Boeing Marine Systems.
Русские вступили в эту гонку последними, однако при словах Hydrofoil Boats весь мир в первую очередь вспоминает советские суда на подводных крыльях. За все время Boeing сумел построить около 40 СПК, Supramar — около 150, а СССР — более 1300. И произошло это благодаря таланту и нечеловеческой упертости одного человека — главного конструктора отечественных СПК Ростислава Евгеньевича Алексеева.
Ракета
Довольно долго небольшому конструкторскому бюро Алексеева, которое в Нижнем Новгороде занималось судами на подводных крыльях, не везло: его перебрасывали от министерства к министерству, от одного завода к другому, и большинство заказов уходило к конкурентам в Ленинград в ЦКБ-19, обладавшее несравнимо бóльшим лоббистским потенциалом. Но в отличие от питерцев, Алексеев с самого начала грезил гражданскими судами. Впервые он попытался наладить выпуск гражданского СПК еще в 1948 году, когда предложил заводу «Красное Сормово» проект скоростного разъездного катера на подводных крыльях со скоростью хода более 80 км/ч. Тем более, что к тому времени уже два года удивительная самоходная модель А-5 рассекала на подводных крыльях гладь Волги, завораживая мальчишек. Руководителям того времени идея иметь для разъездов скоростной катер показалась заманчивой — дорог вдоль рек почти не было.
На «Красное Сормово» начали поступать заказы, но военные запретили работы по гражданскому использованию катеров на подводных крыльях по причине секретности. Алексеев потом еще много раз прибегал к различным уловкам, пытаясь обойти военные запреты, и получал бесконечные выговоры. В итоге выстрелила совершенно невероятная история — в обход Минсудпрома Алексеев добился рассмотрения вопроса о постройке пассажирского судна на подводных крыльях на парткоме завода «Красное Сормово». Партком его поддержал и рекомендовал руководству построить такое судно силами завода.
Партии в то время мало кто мог отказать. К тому же Алексеев заручился поддержкой речников — Минречфлота — и вышел на оргкомитет 6-го Всемирного фестиваля молодежи в Москве с предложением показать в действии первое советское СПК как выдающееся достижение водного транспорта СССР. Это предложение попахивало настоящей авантюрой — до фестиваля оставался год. Тем не менее Алексеев со своей командой совершил чудо, и 26 июля 1957 года теплоход на подводных крыльях «Ракета» вышел в свой первый рейс в Москву на фестиваль, неожиданно став там одним из главных шоу-стопперов: он открывал парад судов, катал многочисленные делегации, включая секретарей ЦК КПСС.
Для энтузиастов СПК все изменилось: из изгоев они стали героями, коллектив получил Ленинскую премию, а на СПК посыпались заказы. Одно за другим ЦКБ Алексеева выдавало различные СПК — речные и морские, маленькие и большие, дизельные и газотурбинные. Всего в СССР было построено около 300 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет», 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов», две «Олимпии» и еще около десятка экспериментальных судов. Советские СПК стали важным экспортным товаром — их покупали по всему миру, включая США и Великобританию, страны с высокоразвитым судостроением. Одни из последних СПК — большие морские «ракеты» «Олимпии» вместимостью 250 пассажиров — были построены в 1993 году в Крыму. Свернули свое производство и немногочисленные западные конкуренты. Многим показалось, что эра СПК закончилась, как некогда исчезли парусные красавцы-клиперы.
Новая «Комета»
Насколько же надо быть преданным своему делу, чтобы за три десятилетия простоя не дать умереть технологиям и конструкторской школе и верить в возрождение флота СПК! Тем не менее 23 августа 2013 года на судостроительном заводе «Вымпел» было заложено головное судно проекта 23160 «Комета 120М», спроектированное АО ЦКБ по СПК имени Алексеева. Мы сидим в кабинете главного конструктора СПК Михаила Гаранова, поражаясь величественному виду замерзшей Волги за окном, смотрим фотографии строящейся в Рыбинске «Кометы 120М» и говорим о будущем. Внешне новая «Комета» выглядит скорее прямой наследницей той самой первой алексеевской «Ракеты» со сдвинутой назад рубкой и обводами, напоминающими спортивные родстеры золотой эры автомобилей. Первые же «Кометы» были морскими сестрами речных «Метеоров», которые в большом количестве можно увидеть в Санкт-Петербурге на Дворцовой набережной, откуда они отправляются в Петродворец. Рубки тех «Метеоров» и «Комет» были сдвинуты вперед, и хотя в конце XX века они на фоне других судов смотрелись как пришельцы из будущего, сейчас выглядят слегка старомодными.
Крылатая мечта нижегородцев — газотурбоход «Циклон 250М», рассчитанный на перевозку 250 пассажиров на дальность более 1100 км со скоростью свыше 100 км/ч. Главный рынок для них находится в Юго-Восточной Азии.
Новая «Комета 120М» задает новую планку в судовом дизайне. «С точки зрения дизайна «Комета 120М» — это развитие «Колхиды» и «Катрана», — говорит Гаранов. — Если взять фотографии «Метеора» или «Кометы», то носовые обводы несколько другие. Новые же напоминают эскизы Ростислава Алексеева, который, как известно, сам рисовал дизайн своих судов. И совершенно другая рубка, сделанная по типу рубки «Ракеты», находится чуть кормовее миделя. Ее перенос позволил освободить место в носовом и среднем салонах, где мы разместили 120 пассажиров, а в корме — зоне повышенного шума и вибрации — выделить большие помещения для бара».
Авиационные технологии
Руководство судостроительного завода «Вымпел» приняло решение строить головную «Комету 120М» в Рыбинске. Для этого пришлось освоить новые технологии, многие из которых пришли из авиационной промышленности. Дело в том, что корпус СПК «Комета 120М» делается из алюминиевых сплавов. А варить алюминий непросто — сварка «стягивает» металл. Если мы начнем сварку с правого борта, то судно изогнется вправо. Начнем слева — будет тянуть влево. Чтобы сохранить геометрию — а это безопасность, устойчивость судна на курсе, эстетика, — существует в судостроении такая технология, как стапель-кондуктор. Строительство скоростных судов из алюминиево-магниевого сплава ведется в специальном кондукторе из стальных профилей, фиксируется, выставляется «в нули» по нивелиру, по осям. Фактически как постель будущего днища с сотнями ребер жесткости. К этим ребрам с помощью винтовых талрепов притягивается обшивка днища и бортов. После сварки обшивки получается жесткая конструкция, которую никуда уже не поведет. Далее на обшивку устанавливаются шпангоуты, стрингеры, поперечные и продольные переборки. После завершения сварочных работ стапель-кондуктор отсоединяется от днища, и с помощью подъемного крана корпус переставляется на вторую стапельную позицию.
Панели надстройки собираются из листов и профилей из алюминиевого сплава методом точечной (контактной) сварки, пришедшей на смену заклепкам. Дизайнеры предложили сложные обводы корпуса и рубки, но рыбинским судостроителям удалось воплотить их замысел в металле.
В крыльевом устройстве, выполненном из нержавеющей стали, предусмотрены закрылки с приводом от системы автоматического управления движением судна «Сердолик». Система позволяет повысить комфорт на борту за счет снижения качки и перегрузки при движении на волнении, а также в автоматическом режиме управлять движением судна по курсу. Можно на дисплее картографической системы задать маршрут, отметив точки и углы поворота, и наше судно, как самолет, дойдет до нужного порта. Все это усложнило крыло, и для того чтобы идеально соблюсти геометрические размеры, «Вымпел» также изготовил стапеля-кондукторы. Капитанский мостик, говорит Гаранов, выполнен в современном дизайне «стеклянная кабина». Это царство современных электронных приборов с дисплеями — строго в соответствии с правилами регистра. Управляют скоростным судном всего два человека — капитан и старший механик.
На «Комете 120М» много новшеств. Например, здесь впервые была реализована идея самолетной двери. В результате улучшается дизайн, снижается сопротивление воздуха. Так как судно при движении «стоит» на двух крыльях, при волнении оно изгибается, и раньше на СПК часто заклинивало двери. Чтобы этого не происходило, дверные проемы сейчас усилены, их жесткость существенно возросла.
Само крыло со стойкой сделано из нержавеющей стали, а кронштейн, с помощью которого оно крепится к корпусу, — алюминиевый. Как известно, алюминий и сталь образуют гальваническую пару, что ведет к электрокоррозии. Чтобы ее избежать, крепежные болты оклеивают стеклотканью и между фланцами укладывается электроизолирующая прокладка. В сухом состоянии сопротивление изоляции должно быть не меньше 10 кОм.
Из авиации пришел и способ контроля прочности конструкций корпуса и крыльевых устройств. Скоро СПК будет спущено на воду. На крылья и корпус в районе наибольших напряжений будут наклеены тензодатчики, судно будет забалластировано до «полного» водоизмещения и выйдет на мореходные испытания. В случае, если датчики зафиксируют превышение допустимого напряжения, корпус или крылья в этом месте будут усилены. Можно заранее заложить металл с излишком, говорит Гаранов, но судно тогда получится слишком тяжелым. А мы делаем изящную легкую красавицу.
Оптимисты
Сергей Королёв, директор по маркетингу и внешнеэкономической деятельности в ЦКБ по СПК им. Алексеева, смотрит в будущее с оптимизмом. Порядка 20 лет никто не создавал суда на подводных крыльях, говорит он. Весь скоростной флот с СПК — остатки былой роскоши XX века. А спрос на него есть. Например, пассажиропоток на СПК в Санкт-Петербурге вырос с 700 000 в 2014 году до миллиона человек в 2016-м. Это рынок как раз для новой «Кометы 120М». Заложенное в Нижнем Новгороде 45-местное речное пассажирское СПК «Валдай-45» ориентировано на другой рынок — социальные региональные перевозки в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах. «Северречфлот» там перевозит большое количество пассажиров, поскольку практически отсутствует автомобильное сообщение.
Активно ведутся переговоры с Египтом, странами Персидского залива, Юго-Восточной Азии. Особые надежды возлагаются на новый пассажирский газотурбоход «Циклон 250М», который идеально подходит для дальних морских маршрутов в Азии. Но об этом в другой раз — чтобы не сглазить.
Статья «В России строятся первые в XXI веке суда на подводных крыльях» опубликована в журнале «Популярная механика» (№3, Март 2017).
Катер «Ракета» - это судно, оснащенное крыльями ниже ватерлинии. Оно классифицируется как «Р» и рассчитано на одновременное обслуживание 64-66 пассажиров. Конкретная вместимость определяется модификацией транспортного средства. «Ракета» имеет габариты 27*5*4,5 м, при ходе осаждается на 1,1 м, во время простоя - на 1,8 м. В порожнем состоянии водоизмещение судна - 18, в наполненном - 25,3. Корабль может двигаться со скоростью не более 70 км/ч, но нормативная - от 60 до 65 км/ч. В конструкции предусмотрен один гребной винт, а главный двигатель установлен в 900—1000 лошадиных сил мощностью.
Катер «Ракета» - это не единичное изделие, а целая серия, запущенная в производство еще в период Советского Союза. Проекты, по которым строились эти судна, назывались:
- 340МЕ;
- 340Э.
Начали изготавливать корабли в 1957 году. Их производство продолжалось приблизительно до середины 70-х. За этот период на воду было спущено около трех сотен катеров для речного транспортного обеспечения. Первый из них получил знаковое наименование «Ракета-1». Его строительством по праву гордился завод «Красное Сормово».
Катер «Ракета-1» совершил первое плавание в 1957 году, он был спущен на воду 25 августа. Маршрут пролегал между Казанью и Нижним Новгородом. Всего судно преодолело 420 километров водной поверхности за какие-то семь часов! То, какие показал катер «Ракета» технические характеристики, поразило воображение обывателей. 30 счастливчиков стали теми людьми, кто впервые за столь короткий срок по воде смогли совершить это увлекательное путешествие.
Настоящее и будущее
Так как катер «Ракета» (скорость судна - до 70 км/ч) показал такие отличные параметры, он быстро приобрел популярность. Наименование этого судна в народе практически сразу стало нарицательным. Эта традиция сохранилась и до наших дней - сегодня «ракетами» зовут все корабли, напоминающие классический советский теплоход.
В советский период речной катер «Ракета» был доступен далеко не каждому. Обеспеченные семьи могли позволить себе поездку на выходных в какие-нибудь красивые края: лоцманы доставляли своих пассажиров в очаровательные заливы и бухты, недоступные для путешествующих по суше. Но цена на подобный круиз кусалась. Скажем, электрички, на которых можно было уехать на такое же расстояние от города, обходились дешевле в несколько раз. Тем не менее лучшего отдыха на воде для всей семьи, нежели катер «Ракета», представить себе было просто невозможно.
В наши дни этот корабль и используется ежедневно. Например, его можно увидеть на речном Изо дня в день верные судна перевозят пассажиров между городами и катают туристов по экскурсионным маршрутам.
Столичная «Ракета»
Проекты катеров сразу рассматривались как схемы, по которым нужно будет строить водные транспортные средства для великой советской столицы - Москвы. Поэтому проектировали их лучшие судостроители той эпохи. Соответственно, как только была запущена первая «Ракета-1», в кратчайшие сроки этот корабль оказался в столице. Первый его рейс был совершен в 1957 году в летние месяцы, когда в городе проводили фестиваль, посвященный студенчеству и молодежи. Это было международное мероприятие, в рамках которого власти собирались показать все самое лучшее, что есть в Советском Союзе. И суда речного флота, безусловно, тоже.
Массово суда на подводных крыльях стали эксплуатироваться в акваториях Москвы только в начале следующего десятилетия, где и пользовались заслуженным успехом вплоть до 2006 года. А с 2007-го власти запустили крупномасштабную программу, призванную восстановить внутренний водный транспорт, в частности, парк «Ракет». С 2009 года регулярно совершают рейсы четыре таких корабля:
- 102 (только для ВИП-рейсов);
- 191 (ранее курсировал, как 244-й);
Неофициальные источники утверждают, что в скором времени появятся и другие суда на подводных крыльях по легендарным советским проектам - как только закончат работы по восстановлению машин.
Общая характеристика
Катер на подводных крыльях представляет собой такой скоростной корабль, который работает по принципу динамической поддержки. У судна есть корпус, а под ним расположены «крылья». Если корабль медленно перемещается либо стоит, равновесие обеспечивается архимедовой силой. При повышении скорости происходит приподнимание над водной поверхностью силой, которую провоцируют крылья. Такое конструктивное решение позволило минимизировать водное сопротивление, что влияет на скорость.
Речные виды водного транспорта с крыльями сделали то, что ранее казалось невозможным, - скоростное плавание по водным артериям страны. Теперь на поездки стали уходить считаные часы, что привело к быстрому наращиванию популярности транспорта. При этом корабли относительно недороги в эксплуатации и характеризуются длительным сроком службы. Все это стало основой для конкурентоспособности, благодаря чему с момента их запуска и по сей день «крылатые» виды водного транспорта - серьезные соперники других средств перемещения.
Неракетные «Ракеты»
«Ракета» не стала единственным транспортным средством такого типа. Был осуществлён первый пуск на воду этого знакового для корабля, и уже на следующий год вышел на рейс катер на подводных крыльях «Волга». Между прочим, его демонстрировали на Брюссельской выставке, и недаром: корабль смог получить золотую медаль.
Еще спустя два года на воду спустили первый «Метеор» (еще один аналог «Ракеты»), а затем и «Комету», ставшую первой на морских просторах для такого Спустя годы свет увидели многочисленные «Чайки», «Вихри» и «Спутники». Наконец, вершиной кораблестроительства в этой области можно назвать судно «Буревестник» - полноценный газовый турбинный теплоход.
Советский Союз обладал самой большой базой кораблей на подводных крыльях, и во многом это было обеспечено тем, что выпуск «Ракет» был хорошо налажен. Но страна не использовала сама все, что производила: были отлажены каналы продажи теплоходов заграницу. Всего «Ракеты» продавали в несколько десятков разных государств.
Разработкой кораблей с крыльями под водой занимался в основном Ростислав Алексеев. «Ракета» - это один из важных поводов для гордости. Корабль, созданный для маршрутов до полутысячи километров, полностью оправдал вложенные в него деньги и остается привлекательным и по сей день.
Производство всерьез
Когда катера «Ракета» показали свои отличные параметры, доказали надежность и стало ясно, что они имеют немалые перспективы, правительство решило запустить массовое изготовление этих кораблей. Задача была доверена заводу «Море», расположенному в Феодосии. Несколько позднее удалось наладить изготовление суден в следующих городах:
- Ленинград;
- Хабаровск;
- Нижний Новгород;
- Волгоград.
Также было устроено производство на территории Грузии, в городе Поти.
Производимые корабли экспортировали в:
- Финляндию;
- Румынию;
- Литву;
- Китай;
- Германию.
И сегодня «Ракеты» ходят в некоторых из этих стран. Многие корабли со временем переделали под дачи, рестораны, кафетерии.
А как это задумывалось?
Глядя на то, насколько успешным стал корабль, поневоле кажется, что правительство это и планировало. Но было ли так на самом деле? Проект разрабатывался под контролем Министерства судостроения, финансировался государством - этот факт неоспоримый. Но исторические сводки доказывают, что реальных ожиданий и надежд чиновники с этими моделями не связывали. Во многом это было связано с нестандартностью идеи как таковой - опасались, что она вовсе может выгореть. Да и время такое было, когда очень легко остаться «непонятым», что могло не просто стать неприятностью, но привести к полному краху.
Стремясь сделать все возможное, гениальный советский судостроитель Ростислав Алексеев поставил перед собой задачу максимум - спроектировать и построить корабль и продемонстрировать его не абы кому, а сразу самому Хрущеву, то есть, обойдя все нижестоящее начальство. Этот дерзкий план имел шансы на успех и был реализован летом 1957-го. Корабль «на всех крыльях» промчался по Москве-реке и был пришвартован не на случайной пристани, а там, где обычно любил остановиться генеральный секретарь. Алексеев лично пригласил Никиту Хрущева на борт. Так и начался тот заплыв, который позволил судну стать легендарным. Уже тогда главное лицо страны оценил, какое восхищение у публики вызвал обгонявший всех корабль. Да и сам генсек был впечатлен скоростью. Именно тогда и родилась фраза, сохраненная для потомков: «Хватит нам по рекам на волах ездить! Будем строить!».
История не заканчивается
Да, «Ракеты» были популярны, были гордостью нации, их любили, знали, ими восхищались, за них платили деньги. Но время шло, корабли постепенно устаревали. Конечно, первое время их ремонтировали, но когда Светский Союз пошел «под откос», стало не до кораблей. Технический и речного транспорта лишь нарастал. В какой-то момент казалось, что будущего у этого направления средств передвижения практически нет, по крайней мере, не в ближайшие десятилетия.
И вот несколько лет тому назад запустили программу, призванную возродить лучшие теплоходы Советского Союза - «Ракеты». А вместе с ними было решено вложить деньги в «Кометы» и «Метеоры». Несмотря на достаточно сложную экономическую ситуацию в стране, правительство сумело выделить деньги на работы по улучшению транспорта и модернизации кораблей под нужды современности. Была разработана специальная программа, призванная поддерживать суда с крыльями под водой. Важным стал 2016 год, когда судно «Комета 120М» должно было продемонстрировать, что приложенные усилия не пошли прахом.
Но «Ракета» ли была первой?
Сейчас уже мало кто об этом вспоминает, но «Ракета» была не первой попыткой создать транспорт такого вида. Еще до нее велись разработки, предполагавшие, что можно добиться наилучших показателей скорости, если под корпусом судна поместить крылья. Впервые идея такого судна родилась еще в XIX столетии!
Почему не удалось ничего толкового сконструировать раньше, чем это сделал Алексеев? Сначала использовались паровые машины, мощность которых довольно ограничена. Их просто не хватало для того, чтобы развить скорость, при которой крылья оказались бы действительно полезны. Поэтому на том этапе все завершилось фантазиями и предположениями «как это может быть». Впрочем, это были интересные времена: регулярно публика видела все новые типы корпусов и специфику ставили рекорды, но проходили месяцы - и их побивали уже новые судна. Эта гонка казалась нескончаемой. В народе первый корабль, оснащенный крыльями под водой, прозвали «лягушкой». Хоть он и перемещался быстро, но прыгал на поверхности воды и был довольно неустойчивым.
Скоростной флот: как это было?
В 1941 году в Нижнем Новгороде (который в те времена назывался Горьким) в Индустриальном институте была защищена дипломная работа, посвященная глиссеру с крыльями под водой. Автором этого проекта стал Ростислав Алексеев - тот самый, который в будущем «с ветерком» прокатит Хрущева по Москве.
Чертежи продемонстрировали комиссии отличное судно с высокими скоростными показателями. Оно должно было работать по принципу, ранее еще никем не воплощенному в жизнь. В мире на тот момент просто не существовало ничего подобного. Сказать, кто жюри было ошеломлено, - значит, и на половину не выразить их восторга и удивления.
Возможности и консерватизм
Защита дипломной работы прошла для Алексеева на «отлично» и вдохновила его на составление рапорта, в котором он предложил воплотить проект в жизнь. Документ был направлен в ВМФ, а вскоре получен ответ: схемы неудачны, неприемлемы и не интересуют серьезных конструкторов.
Взрослые дяди в советском ВМФ не в игрушечки играли! Ну а подписали в конце довольно-таки лестную для молодого инженера фразу: «Вы слишком опережаете время».
Когда упорство побеждает неверие
Иные бы сдались на месте Ростислава: шла война, денег не было, ситуация обстояла катастрофически сложная, а чем грозило ближайшее будущее и вовсе было невозможно представить. Но молодой специалист не желал сдаваться. Прошел лишь год с момента отказного письма, и вот уже Алексеев наладил контакт с Крыловым, главным конструктором завода, специализировавшегося на водном транспорте. Этот умный человек, способный заглянуть в будущее, увидел в чертежах новоиспечённого инженера возможности прорыва и захотел взглянуть на них поближе. Далее последовали несколько напряженных лет в условиях войны и вскоре после нее. Многочисленные скептики ругали проект, в инженеры трудились над ним, не покладая рук. И в 1957 году, наконец, пришли к реальному успеху.
Новый корабль испытали быстро, и сразу после этого направились в столицу, по совпадению - в период проведения международного фестиваля, который должен был посетить глава государства. Всего лишь за 14 часов судно прибыло на место, в то время как применяемые в те времена речные теплоходы преодолевали это расстояние примерно за три дня. Ну а о том, как сложилась история дальше, вы уже знаете.
Ждал ли сам Алексеев такого триумфа? Вероятно, да. Хотя о масштабах заранее догадываться было сложно. Ждем ли мы сейчас возвращения обновленной «Ракеты» на водные артерии нашей страны? Несомненно, да. Этот корабль стал важным историческим и национальным достоянием, а вместе с тем превосходным транспортным средством, применимым в повседневности.
Суда на подводных крыльях
Теплоход «Ракета» был предназначен для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях, протяженностью до 500 км, с заходом в водохранилища Длина - 27 м. Ширина - 5 м. Осадка на плаву - 1,8 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,1 м. Мощность силовой установки - 850 л.с. Скорость - 60 км/ч. Пассажировместимость - 64 человека.
25 августа 1957 года отправляется в свой первый рейс первый отечественный корабль на подводных крыльях «Ракета».
Первые попытки создать судно на подводных крыльях предпринимались ещё в конце XIX века. В 1897 году живший во Франции русский подданный Шарль де Ламбер построил и испытал на Сене небольшое судно на подводных крыльях
. Однако мощности паровой машины, использовавшейся на этом судне в качестве двигателя, не хватило для развития скорости, необходимой для того, чтобы корпус судна поднялся над водой.
Более успешными были опыты итальянского изобретателя Энрико Форланини.
Энрико Форланини (в центре)
Он проводил эксперименты с моделями судов на подводных крыльях с 1898 года. В 1906 году созданное им полноразмерное экспериментальное судно в ходе испытаний на озере Лаго-Мажоре достигло скорости в 42,5 мили в час (68 км/ч). Этот катер имел многоярусные крылья наподобие этажерки.
катер Форланини
В 30-e годы немецкий инженер Ганс фон Шертель с большой группой ученых и специалистов-практиков очень серьезно работал над идеей скоростного судна с подводными крыльями. К тому времени появились и подходящие материалы для конструкции корпуса и вполне пригодные мощные двигатели. Не существовало лишь одного - оптимальной формы подводного крыла.
Шертель испытывал модели самых немыслимых очертаний, но ничего не получалось. Судно не шло. В одних случаях ему не хватало остойчивости при движении на воде, в других - недостаточной оказывалась подъемная сила крыла и судно не поднималось над водой. Золотая середина так и не была найдена, хотя система подводных крыльев, созданная Шертелем, нашла применение. И все же полное практическое осуществление идеи подводного крыла не давалось зарубежным исследователям.
Ганс фон Шертель
Примерно в те же годы студента кораблестроительного факультета Горьковского политехнического института Ростислава Алексеева заинтересовала статья в сборнике научных трудов ЦАГИ. В статье рассматривалось поведение крыла самолета в некоем плотном потоке, например, в воде. Автор доказывал: чем сильнее поток, тем быстрее возникают гидродинамические силы, обеспечивающие подъемную силу крыла.
Молодого человека захватила идея - заставить служить те гидродинамические силы, которые как раз не позволяли судам увеличивать скорость, делали водный транспорт тихоходным. Словом, решил врага обратить в друга.
И обратил!
Осенью сорок первого года Ростислав Алексеев - выпускник института - защитил дипломную работу «Глиссер на подводных крыльях ». Государственная экзаменационная комиссия услышала о судне, которого еще не знала мировая история кораблестроения. Дипломная работа была признана соответствующей уровню кандидатской диссертации.
В проекте Алексеева использовался эффект малопогруженного подводного крыла (эффект Алексеева). Подводное крыло Алексеева состоит из двух главных горизонтальных несущих плоскостей - одна спереди и одна сзади. Двугранный угол при схождении или мал, или отсутствует, распределение веса - примерно поровну между передней и задней плоскостями. Погруженное подводное крыло, поднимаясь к поверхности, постепенно теряет подъемную силу, а на глубине, примерно равной длине хорды крыла, подъемная сила приближается к нулю. Именно благодаря этому эффекту погруженное крыло не способно полностью выйти на поверхность. При этом относительно небольшой гидропланирующий (скользящий по поверхности воды) подкрылок используется для помощи при «выходе на крыло», а также не позволяет судну вернуться в водоизмещающий режим. Эти подкрылки расположены в непосредственной близости к передним стойкам и установлены так, что на ходу касаются поверхности воды, в то время как несущие крылья погружены примерно на глубину, равную длине их хорды. Вся эта система впервые была испытана на небольшом катерке, который приводил в движение 77-сильный автомобильный двигатель.
После защиты диплома Р. Е. Алексеев получил направление на горьковский завод «Красное Сормово», в отдел технического контроля: молодой судостроитель стал контролером ОТК по приему танков - главной продукции завода. Время-то было военное.
На первом своем катере Р. Е. Алексеев в 1946 году отправился в Москву. Его приняли в заинтересованных организациях, специалисты познакомились с судном. У идеи судна на подводных крыльях
появились первые сторонники не только в Горьком, но и в Москве. Крохотный коллектив лаборатории принялся за технический проект первого в мире судна на подводных крыльях
под условным названием «Ракета»
.
Первое пассажирское судно на подводных крыльях под таким же названием поступило в эксплуатацию в 1957 году. Первое в серии судно «Ракета-1»
было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.
Серийный выпуск «Ракет»
был налажен на феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 по 1976 года было построено 389 «Ракет»
, в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда.
«Ракеты» были очень популярны, их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа. Поездка на «Ракете»
в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых, хотя и недешёвых (цены билетов на такие суда заметно превышали цены на пригородные электрички на то же расстояние), видов семейного отдыха на реке.
В Нижнем Новгороде «Ракеты»
использовались в ежедневных пригородных перевозках, а также как экскурсионные суда.
пассажирский салон “ Ракеты “
В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1» ) появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна Ростислав Евгеньевич Алексеев и лично продемонстрировал её Хрущёву.
На базе разработок Алексеева в России было построено большое количество коммерческих судов на подводных крыльях : «Ракета» , «Стрела» , «Спутник» , «Метеор» , «Комета» , «Циклон» , «Буревестник» , «Восход» . Строились и военные суда, в том числе и самое большое судно этого класса в мире - «Бабочка», ему предшествовали «Пчела», «Турья» и «Саранча».
корабль на ПК проекта “ Бабочка “
ракетный катер на ПК МРК-5
МРК-5 у пирса военно-морской базы
МРК-5
ТТД:
Водоизмещение: 432 т.
Размеры: длина - 56,6 м, ширина - 10,2 м (21,1 м с опущенными крыльями), осадка - 2,35 м (8,0 м с опущенными крыльями).
Скорость хода максимальная: 60 узлов.
Дальность плавания: 700 миль при 45 узлах.
Силовая установка: 2 газовых турбины М-10 по 18000 л.с. на 4 винтах в опускаемых колонках, 2 дизеля ДРА-211 по 1100 л.с. для малого хода
Вооружение: 2х2 пусковых установки ПКР "Малахит (4 ракеты П-120), 1x6 30-мм артустановка АК-630, 1х2 ПУ ЗРК "Оса-М" (20 ракет).
Экипаж: 40 чел.
Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.
Существовала также пожарная модификация «Ракета-П
» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час.
В короткий срок суда на подводных крыльях
стали одним из наиболее популярных видов транспорта. Скорость, мореходность, комфорт, высокая экономичность позволяли крылатым судам успешно конкурировать с другими видами транспорта. Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов. Помимо «Ракеты» в СССР строились и другие типы гражданских теплоходов на подводных крыльях. К 1985 году на водных магистралях страны использовались более 1000 катеров «Волга», сотни теплоходов «Ракета»
, десятки теплоходов «Комета», «Метеор» и «Беларусь». В нашей стране суда на подводных крыльях
ежегодно перевозили на регулярных линиях более 20 миллионов пассажиров. Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны, в том числе в США, ФРГ, Францию, Италию и Великобританию.
С 2007 года в Москве началось постепенное восстановление «Ракет». Так, например, в 2009 году эксплуатировалось четыре «Ракеты»: 102 (VIP-салон, в регулярных перевозках не используется), 185, 191 (бывший номер 244) и 246.
Теплоход «Беларусь» отличался тем, что имел очень малую осадку: на плаву — 0,91, при ходе на крыльях — 0,3 метра. Для сравнения: те же параметры у теплохода «Ракета» — 1,8 и 1,1 метра.
«Беларусь» обслуживал пригородные и местные речные линии протяженностью до 320 километров. Судно брала на борт 40 пассажиров и при эксплуатационной мощности 600 лошадиных сил развивает скорость 65 километров в час.
Катер «Волга» был предназначен для прогулок, водного туризма и служебно-разъездных целей.
Можно использовать на прибрежных морских линиях, а также на реках, озерах и водохранилищах протяженностью до 180 км. Длина - 8,5 м. Ширина - 2,1 м. Осадка на плаву - 0,85 м. Осадка при ходе на крыльях - 0,55 м. Скорость - 60 км/ч. Мощность - 70 л.с. Пассажиры - 6 человек.
Теплоход «Метеор» предназначался для скоростных речных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 600 км. Длина - 34,6 м. Ширина - 9,5 м. Осадка на плаву - 2,3 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,2 м. Скорость - 65 км/ч. Силовая установка - 2x850 л.с.. Пассажиры - 124 человек.
«Метеоры» производились с 1961 по 1991 годы на Зеленодольском судостроительном заводе имени Горького. Всего было построено более 400 теплоходов этой серии. В нижегородском конструкторском бюро по судам на подводных крыльях имени Ростислава Алексеева была разработана модификация «Метеор-2000» с импортными двигателями и кондиционерами, которая также поставлялась в Китай. К 2007 году линия по производству «Метеоров» на заводе была демонтирована.
Теплоход «Комета» был предназначен для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных морских линиях протяженностью до 230 миль. Длина - 35,1 м. Ширина - 9,6 м. Осадка на плаву - 3,2 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,45 м. Скорость - 32 - 34 узла. Силовая установка - 2x850 л.с.. Пассажиры - 118 чел.
Теплоход «Восход» был создан для замены более старых судов на подводных крыльях - «Ракет» и «Метеоров». Длина - 27,6 м. Ширина - 6,4 м. Осадка на плаву - 2,1 м. Осадка при ходе на крыльях - 1,1 м. Скорость - 65 км/ч. Силовая установка - 2x500 л.с.. Пассажиры - 71человек.
Строились «Восходы» на судостроительном заводе «Море» в Феодосии. Высокооборотные дизельные двигатели для теплохода поставлялись Ленинградским заводом «Звезда» и заводом «Барнаултрансмаш». В общей сложности к началу девяностых годов было построено более 150 «Восходов». В девяностых годах производство «Восходов» практически остановилось в связи с тяжёлым положением завода-производителя.
Газотурбоход «Буревестник»
предназначен для скоростных пассажирских перевозок на транзитных и местных линиях рек и водохранилищ протяженностью до 500 км Длина - 43,2м. Ширина - 7,4 м. Осадка на плаву - 2,0 м. Осадка при ходе на крыльях - 0,6м. Скорость - 90 км/ч. Мощность - 2x2700 л.с.. Пассажиры - 150 чел.
«Буревестник» был флагманом среди речных СПК. Имел силовую установку на основе двух газотурбинных двигателей (ГТД) АИ-20 конструкции А. Г. Ивченко, позаимствованных от самолёта Ил-18. «Буревестник» существовал в единственном экземпляре. Эксплуатировался он c 1964 года до конца 70-х годов на Волге на маршруте Куйбышев — Ульяновск — Казань — Горький.
August 18th, 2013 , 04:29 pm
Теплоход на подводных крылья "Ракета" стал символом совесткой эпохи в фотографиях, открытках, документальных фильмах и т.д. Не стала исключением и фотолетопись Москвы советкого периода. На очень многих фотографиях есть обязательная "Ракета" в очередном изгибе Москвы-реки или спрямлении канала имени Москвы. Определенно, крылатое творение Ростислава Алексеева было техническим прорывом своего времени, и спущенный на воду в 1957 году первый теплоход стал родоначальником очень немаленькой серии. В этом посте будем вспоминать "Ракеты" с Московской пропиской по фотографиям разных авторов.
По моим скромным подсчетам в Москве в разные времена работало 20 теплоходов "Ракета". Но это было давно, сегодня их осталось многим меньше, а реально в работе только три теплохода. Итак, в Москве работали вот эти телоходы:
Ракета-2;
Ракета-18;
Ракета-64;
Ракета-78
Ракета-102;
Ракета-109;
Ракета-170;
Ракета-172;
Ракета-182;
Ракета-185;
Ракета-190;
Ракета-191;
Ракета-194;
Ракета-197;
Ракета-211;
Ракета-230;
Ракета-235;
Ракета-244;
Ракета-246;
Ракета-253.
Теперь о каждом из них немного подробнее.
Теплоход "Ракета-2" был построен в 1957 году на заводе "Красное Сормово" в г.Горьком. Свой первый пассажирский рейс "Ракета-2" совершила по маршруту "Северный речной вокзал - Хвойный бор". Это было первое быстроходное судно на подводных крыльях, работавшее на канале имени Москвы. "Ракета-2" работала в составе Московского речного пароходтсва и выполняла рейсы не только из Москвы. Несколько навигаций она отработала на Оке на пассажирских линиях из Рязани. В начале 80-х годов "Ракета-2" была передана на Волгу в Рыбинск. В конце 80-х годов "Ракету-2" списали. Ее планировалось установить на постамент в качестве памятника, но пока суть да дело "Ракету-2" изрядно попортили - побили стекла, а под финал она еще и загорелась. Вместо "Ракеты-2" на постамент водрузили "Ракету-32", а "2-ю" тихо распилили на металл. Несколько фотографий "Ракеты-2":
Теплоход "Ракета-2"
(Фото из архива журнала "Life")
Теплоход "Ракета-2" на канале им.Москвы.
(Фото из архива ОАО "Московский туристический флот". Коллекция Г.А.Павлова)
Теплоход "Ракета-18" был построен в 1960 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Ничего особо примечательного в истории второй московской "Ракеты" вроде бы не было. Теплоход отработал 23 навигации, после чего в 1983 году был списан. К этому времени в Москве было уже много более новых теплоходов. После списания была разрезана на металл.
(Фото представлено пользователем Андрюха)
Теплоход "Ракета-18" на канале им.Москвы.
(Архив ОАО "Московский туристический флот", коллекция Г.А.Павлова)
Теплоход "Ракета-18", Северный речной вокзал.
(Фото с сайта Riverfleet.ru)
Теплоход "Ракета-64" был построен в 1962 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Этот теплоход поработал в Москве эпизодически - может быть одну, может быть несколько навигаций. Он был в составе Московского речного пароходства, но почти всю свою биографию отработал из Рыбинска.Возможно его приход в Москву был приурочен к чему-то, вероятнее всего, теплоход просто сначала работал здесь, а потом был передан в Рыбинск. Факт присутствия "64-й" в Столице имеет несколько фотоподтверждений, как и последующая ее эксплуатация в Рыбинске. С начала 90-х годов "Ракета-64" не эксплуатировалась, а в 1996 году она была списана и распилена на металл в Рыбинске. Фотографии столичной бытности "Ракеты-64":
Теплоход "Ракета-64" на Химкинском водохранилище.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)
Теплоход "Ракета-64" на канале им.Москвы.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)
Теплоход "Ракета-78" был построен в 1962 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "78-я" также успела отметиться не только в Москве, но и в Горьком, поработав сначала в Московском, а потом в Волжском пароходстве. После 1973 года она уже точно бегала от Горького по Оке до Дзержинска и Касимова, вероятно до этого она как раз и трудилась в Москве. Теплоход был списан после 1984 года, благо флот тогда постоянно обновлялся. Нас же интересуют фотографии московского периода работы "Ракеты-78":
(Фото с сайта Riverfleet.ru)
Теплоход "Ракета-78" на канале им.Москвы.
(Фото с сайта tsushima.su, пользователь - впередсмотрящий)
Теплоход "Ракета-78" на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, А.Сергей И.)
Теплоход "Ракета-102" был построен в 1964 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Теплоход работал в составе Московского пароходства и базировался на базе флота в Хлебниково. Изначально "102-я" была обычным рейсовым вариантом "Ракеты" и работала на пассажирских маршрутах в Москве. В начале 2000-х годов она была переделана в банкетный вариант с пассажировместимостью 35 человек (при изначальной вместимости в 64 пассажира). В России все приключения традиционно начинаются по-пьяни, также получилось и с "Ракетой-102". 31 августа 2007 года вечером пьяный моторист вывел теплоход из Хлебниково и повел его в сторону Москвы.Набрав скорость, он не справился с управлением, и на 57 километре канала имени Москвы (в районе г.Долгопрудный) "Ракета-102" на полном ходу вылетела на откос канала. Теплоход получил повреждения крыльевой системы и вала гребного винта. В тот же день пострадавшую "Ракету" удалось снять с мели и отбуксировать на базу. Навигацию 2008 года теплоход отработал, но вот уже три года она стоит на стапеле без работы, постепенно отдавая свои запчасти еще работающим "Ракетам". Будущее "Ракеты-102" весьма туманно.
(Фото с сайта fleetphoto.ru, пользователь - И.Панфилова)
Теплоход "Ракета-102" на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, masha2411)
Теплоход "Ракета-102" на Северном речном вокзале.
(Фото с сайта fleetphoto.ru, пользователь - TOXA)
Теплоход "Ракета-102" на слипе в Нагатино.
(Фото из коллекции Станислава Круглова)
Теплоход "Ракета-109" был построен в 1965 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Теплоход был распределен в Московское пароходство и до 1983 года точно эксплуатировался в Москве. "Ракета-109" в 70-е годы была частой гостьей на рейсах в центре Москвы. После 1983 года теплоход был передан в Рыбинск на замену "Ракете-2". В начале 90-х годов теплоход был выведен из эксплуатации. В 1998-1999 годах распилен на металл. Фотографии "Ракеты-109" в Москве:
Теплоход "Ракета-109" на Москве-реке. 1977 год.
(Фото: Владимир Розовский)
Теплоход "Ракета-109" на Химкинском водохранлищие.
(автор неизвестен)
Теплоход "Ракета-109" на Москве-реке*.
* По ряду признаков Форумчане опознали в теплоходе именно "Ракету-109"
Теплоход "Ракета-170" был построен в 1968 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "170-я" работала в Московском пароходстве на пригородных рейсах от Северного речного вокзала. Этот теплоход визуально отличали от других синие "усы" на скулах. "Ракета-170" отметилась в 1978 году в транспортном проившествии, когда столкнулась на канале имени Москвы с "Ракетой-190". Но, в те годы теплоходы не принято было незамедлительно разделывать на металл и обе "Ракеты" были восстановлены и продолжили свою работу. Последняя навигация у "170-й" была в 1994 году, после чего теплоход был списан и продан. "Ракета-170" была установлена на постамент в качестве берегового кафе в пансионате "Солнечный городок" в Подмосковье.
Теплоход "Ракета-170" на канале им.Москвы.
(Автор: Эдуард)
Теплоход "Ракета-170" на Химкинском водохранилище.
(автор неизвестен)
Повреждения теплохода "Ракета-170" после аварии 26.07.1978 года.
(Фото с Форума речных путешественников, пользователь - Андрюха)
(Автор: Мария Романова)
Теплоход "Ракета-170" в пансионате "Солнечный Городок".
(Автор: Мария Романова)
Теплоход "Ракета-172" был построен в 1968 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Теплоход поступил в Московское пароходство. Как и у своей ровесницы "Ракеты-170", у "Ракеты-172" усилиями ее экипажа тоже появился опознавательный знак - большая звезда на носу. "172-я" также работала на пригородных линиях от Северного речного вокзала. Работала вполне себе благополучно и ничем особенным среди своих сестер не выделялась. В 1991 году осенью, когда капитан перегонял "Ракету" в затон, произошло столкновение теплохода с баржей. У "Ракеты-172" были сильные повреждения крыльевого устройства, однако капитану удалось довести свой теплоход до затона, где позднее "172-ю" подняли на слип. После серьезных повреждений восстанавливать "Ракету" не стали. Она два года простояла на слипе, после чего в 1994 году была распилена на металл.
Теплоход "Ракета-172" на канале им.Москвы.
(Автор: Андрюха)
(из к/ф "Гонки по вертикали")
Теплоход "Ракета-172" на Химкинском водохранилище.
(из к/ф "Гонки по вертикали")
Теплоход "Ракета-172" (ближняя) на слипе в Хлебниково.
(Автор фото: Рогожин Андрей)
Теплоход "Ракета-182" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. "182-я" работала на пригородных рейсах из Москвы. После навигации 1992 года "Ракета-182" была выведена из эксплуатации, а уже в 1993 году была распилена на металл.
(из к/ф "Гонки по вертикали")
Теплоход "Ракета-182" (ближняя) и "Ракета-235" у причала Северного речного вокзала.
(из к/ф "Гонки по вертикали")
Теплоход "Ракета-182" на Химкинском водохранилище.
(автор неизвестен)
Теплоход "Ракета-182".
(Скан с буклета)
Теплоход "Ракета-185" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "185-я" также поступила в Московское пароходство. "Ракета-185" в основном работала на маршрутах в центре Москвы. В начале 2000-х, когда "Ракет" уже было мало, а маршруты в центре стали грузиться хуже, "185-ю" перевели на рейсы от Северного речного вокзала. Она отработала навигацию 2006 года и осталась на слипе в затоне в Нагатино. Тогда казалось, что одна из самых старых линейных ракет Москвы уже не будет спущена на воду. Но, в 2009 году, пройдя ремонт, "Ракета-185" вернулась к работе. И сегодня теплоход находится в эксплуатации.
Теплоход "Ракета-185" на Москве-реке.
(Скан с открытки, Андрюха)
Теплоход "Ракета-185" на Москве-реке, 1980-е годы.
(Фото с Форума речных путешественников, Сергей Мамонов)
Теплоход "Ракета-185" у причала "Аксаково".
(Автор фото: Андрюха)
(Автор фото: Михаил Виноградов)
Теплоход "Ракета-185" на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход "Ракета-190" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Вероятнее всего "190-я" очень не любила фотографироваться, ее фотографий я не нашел никаких вообще. Но я очень хорошо помню этот теплоход. "Ракета-190" вместе со своей сестрой "Ракетой-170" в далеком 1978 году "отметились" в транспортном происшествии. Увы, но это единственное документальное напоминанеи о теплоходе, которым я располагаю. "Ракета-190" проработала до навигации 1994 года, а в 1995 году была списана и распилена на металл.
Описание транспортного происшествия 26.07.1978 года:
Теплоход "Ракета-191 " был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "191-я" работала на пригородных линиях от Северного речного вокзала. Она благополучно пережила 90-е годы, когда половина ее сестер перестала существовать. Ее карьера завершилась в 25 августа 2002 года, когда на Химкинском водохранилище "Ракета-191" столкнулась с теплоходом "Акакдемик Якутин". "Ракета" получила серьезные повреждения корпуса и навсегда осталась стоять на слипе в Нагатино. Вместо нее номер "191" получила "Ракета-244", которая к тому моменту уже несколько лет стояла на холодном отстое. Настоящая же "Ракета-191" стала донором запчастей. После аварии в 2010 году "Ракеты-246" у "191-й" была демонтирована носовая часть и установлена на "Ракету-246". Подробнее об аварии "Ракеты-191" . Вот фотографии настоящей "Ракеты-191".
Теплоход "Ракета-191" на канале им.Москвы, 1980-е годы.
(Автор: Рогожин Андрей)
Теплоход "Ракета-191" на канале им.Москвы.
(Автор: Nik Stepanov)
Теплоход "Ракета-191" в шлюзе №7 канала им.Москвы, 1998 год.
(Автор: Павел Громов)
Теплоход "Ракета-191" на канале им.Москвы.
(Автор: yakhindmitriy)
Теплоход "Ракета-191" на слипе в затоне в Нагатино.
(Автор: Станислав Круглов)
Теплоход "Ракета-194" был построен в 1969 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "194-я" работала на пригородных рейсах из Москвы. В своей биографии "Ракете-194" удалось поучаствовать в съемках фильма "Приключения Травки". Собственно благодаря этому и можно найти кадры с этим теплоходом. К 1995 году "Ракета-194" была выведена из эксплуатации и распилена на металл. Вот те немногие фотографии "194-й", которые есть:
Теплоход "Ракета-194" на канале им.Москвы, 1976 год.
(Автор: Владимир Розовский)
Теплоход "Ракета-194".
(к/ф "Приключения Травки")
Теплоход "Ракета-194" (ближняя).
(к/ф "Приключения Травки")
Теплоход "Ракета-197" был построен в 1965 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. У "197-й" более интересная биография и география. Построенная в 1965 году эта "Ракета" была отправлена Германию, где работала на междугородних линиях. В начале 70-х годов"Ракета" была возвращена в СССР и получила свой номер. После этого "197-я" была передана в Московское пароходство и начала свою работу в Столице. "Ракета-197" работала на линиях в центре Москвы и только потом перебралася на Северный речной вокзал. Перебралась ненадолго - отработав навигацию 2005 года, "Ракета-197" была поставлена на слип в Нагатино и больше никогда не спускалась на воду. Теплоход находится на холодном отстое, его переспективы не понятны, хотя есть мнение, что "Ракета-197" полностью комплектна и может легко быть введена в эксплуатацию.
Теплоход "Ракета-197" на Москве-реке.
(Скан с открытки)
Теплоход "Ракета-197" на канале им.Москвы, 2005 год.
(Автор: Андрюха)
Теплоход "Ракета-197" у пристани "Водники".
(Автор: Станислав Круглов)
Теплоход "Ракета-197" (ближняя) и "Ракета-235" на слипе в Нагатино.
(Автор: ТОХА)
Теплоход "Ракета-211" был построен в 1972 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. "Ракета-211" работала на пригородных рейсах из Москвы. Ничего особо примечательного в ее биографии не было. Точно не известно какая навигация была у "211-й" последней. Потом несколько лет она стояла на слипе и в 2003 году была распилена на металл.
Теплоход "Ракета-211" на канале им.Москвы у Хлебниковского завода, 1986 год.
(Автор: Валерий Березин)
Теплоход "Ракета-230" был построен в 1972 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В том же году поступил в Московское речное пароходство, был приписан к Москве. "230-я" тоже не отличалась любовью к фотографированию и мне удалось найти только один кадр с ее зимовки. "Ракета-230" была списана в 1991 году, а в 1995 году распилена на металл.
Теплоход "Ракета-230" на слипе в Хлебниково.
(Автор: Рогожин Андрей)
Теплоход "Ракета-235" был построен в 1972 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. В Москве "235-я" работала на пригородных рейсах от Северного речного вокзала. Ей провезло проработать в 90-е годы. Ее судьба решилась в 2004 году, когда "Ракета-235" была выведена из эксплуатации. С тех пор вот уже девять лет она стоит на слипе, постепенно отдавая свои запчасти своим более счастливым коллегам. Удастся ли "235-й" снова выйти в рейс? Вряд ли.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)
Теплоход "Ракета-235" на канале им.Москвы у Хлебниковского завода.
(Фото с Форума речных путешественников, Речник77)
Теплоход "Ракета-235" на канале им.Москвы.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)
Теплоход "Ракета-235" у Северного речного вокзала.
(Фото с Форума речных путешественников, Андрюха)
Теплоход "Ракета-235" на слипе в Нагатино.
(Автор: ТОХА)
Теплоход "Ракета-244" был построен в 1973 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. Поступила в Московское пароходство, работала на пригородных линиях. Работала также как все, ничем не выделяясь. Также как почти все в середени-конце 90-х осталась без работы и была поставлена на холодный отстой. Несчастье одной из "Ракет" обернулось большой удачей для другой. В конце августа 2002 года "Ракета-191" была повреждена после столкновения, эксплуатация теплохода стала невозможной. Взамен "191-й" нужно было выводить другой теплоход. Тут и наступил звезный час для "244-й" - состояние ее было вполне сносное. Единственный нюанс: за много лет саму "Ракету-244" сохранить худо-бедно удалось, а вот документы на нее пропали все как есть. Было принято судьбоносное решение и "Ракета-244" стала "Ракетой-191". На нее навесили "новые номера", а для пущей убедительности даже перебили номера. И "244-я" в новом обичье стала второй "Ракетой-191".
Теплоход "Ракета-244" на Химкинском водохранилище (спряталась за спинами отдыхающих).
Теплоход "Ракета-244" и ее капитан А.В.Козлов.
(Фото с Форума речных путешественников, Андр)
Теплоход "Ракета-244" на слипе в Нагатино.
(Автор: Станислав Круглов)
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход "Ракета-244/191" на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход "Ракета-244/191" на Северном речном вокзале.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход "Ракета-246" был построен в 1973 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "246-я" благополучно пережила 90-е, потом "нулевые" из года в год стабильно выходя в навигацию. Она успела многократно перекраситься, поработать на самых разных рейсах, но продолжала работать. В 2010-м году "Ракета-246" поучаствовала в небольшом происшествии - теплоход врезался в причал и повредил носовую часть. Чтобы восстановить "246-ю", на нее была установлена носовая часть с "Ракеты-191". Невеселые новости приши в этом году - на навигацию 2013 года "Ракета-246" выведена из эксплуатации. Пока разговоры идут, что только на этот год. Будем надеяться, что так оно и будет. Для большинства "крылатых" фраза о выводе из эксплуатации не сулит ничего хорошего.
Теплоход "Ракета-246" на канале им.Москвы.
(Автор фото: yakhindmitriy)
Теплоход "Ракета-246" на канале им.Москвы, 2006.
(Автор фото: Андрюха)
Теплоход "Ракета-246" на Москве-реке, 2007.
(Автор фото: Андрюха)
Теплоход "Ракета-246" на Москве-реке, 2008.
(Фото с www.fleetphoto.ru, автор: А.Ф.)
Теплоход "Ракета-246" на Клязьминском водохранлище, 2011 год.
(Автор фото: Ponch)
Теплоход "Ракета-253" был построен в 1974 году на судостроительном заводе "Море" в г.Феодосия. "253-я" была самой новой "крылатой москвичкой". Пароходство было укомплектовано скоростными судами и после этой "Ракеты" в Москву уже не поступали. "Самая молодая столичная "Ракета" и просуществовала не очень долго. В 1997 году теплоход получил серьезные повреждения при столкновении с причалом "Солнечная поляна" (была оторвана стойка крыла). В том же 1997 году "Ракета-253" была распилена на металл. Надо сказать, что и эта "Ракета" не очень любила фотографироваться. В сети нашел только вот такое фото.
==================
PS. В годы беззаботного детства меня часто отправляли летом к бабушке с дедом. Жили они на улице Свободы с зубодробительным видом с балкона на Северный речной вокзал. И вот целыми днями летом я просиживал на балконе с подзорной трубой, наверное оттуда появилась моя увлеченность флотом. Теплоходов тогда было больше, но особенно интересно было наблюдать за стаей "Ракет". Они тогда ходили как автобусы, каждые 10 минут еще один теплоход отправлялся в рейс, а на причалах всегда ждал народ. А каждые выходные мы на пароме от "Захарково" ездили на Речной вокзал, там грузились обязательно на рейс до "Речки Черной", потому что он был самым дальним и самым долгим, и ехали на "Ракете" туда-обратно. И это был кайф, скажу я Вам. Мне тогда, конечно, было не до фотографирования, а зря. Теперь и "Ракет" осталось только три (считай две) и их фотографий не сыскать. Уходит в прошлое крылатый символ эпохи некогда мощного судостроения, и было бы очень здорово сохранить то немногое, что осталось несмотря на сложности и экономическую обоснованность. Очень хотелось бы еще показать сыну эти самые-самые красивые корабли.
История включает в себя интересные факты о теплоходе «Ракета» в огромном количестве. Он был разработан и производился во времена Советского союза, стал настоящей находкой. Тысячи людей смогли начать путешествовать удобным способом благодаря этому судну. На тот момент этот был новый комфортабельный вид речного транспорта. О теплоходе «Ракета» написано немало интересных фактов, далее будут описаны некоторые из них:
- Известный ученый и успешный конструктор Сергей Павлович Королев присутствовал на испытании судна «Ракета-1» на ходу . Организатором этого мероприятия выступил один из ведущих конструкторов в кораблестроении Ростислав Евгеньевич Алексеев.
- Название « Ракета» со временем стало нарицательным . Так называли многие другие корабли подобного типа. Например, «Метеор» или «Комету» часто называли «Ракетой» по ошибке.
- Михаил Девятаев, герой СССР, прославившийся во времена Великой отечественной войны угоном вражеского бомбардировщика, проводил испытания ракеты на подводных крыльях .
- Впервые в городе Москва судно «Ракета» было продемонстрировано Никите Сергеевичу Хрущеву, первому секретарю ЦК КПСС в день четвертого фестиваля студентов и молодежи . Демонстрацию организовал и провел главный конструктор корабля Ростислав Евгеньевич Алексеев, затем оно было выпущено в массовое производство.
- Первые проекты судна пытались воплощать в жизнь еще в конце 19 века . Но эти попытки не увенчались успехом. Долгие годы известные инженеры и кораблестроители разрабатывали модель корабля, который отвечал бы всем требованиям и был действительно качественно спроектирован и создан.
- За все время производство таких теплоходов, было выпущено 389 экземпляров этого судна . Чуть больше 30 было вывезено на экспорт. Остальные долгие годы эксплуатировались по всей территории СССР, а затем и России.
- Теплоход «Ракета» эксплуатируется и сегодня . Правда, остались эти корабли только на двух реках нашей страны: Лена и Обь. Теплоход выполняет исключительно функцию общественного речного транспорта и выполняет перевозку пассажиров по нескольким маршрутам.
- Помимо пассажирских теплоходов, завод производит и пожарные суда
. Они были универсальными с точки зрения способа пожаротушения, так как были оснащены двумя видами труб. Из одной велась подача холодной воды, а из другой специальная пена. Производство такого вида суден продолжалось вплоть до начала 2000-х, затем было прекращено. В данный момент эти корабли не функционируют, оставшиеся экземпляры установлены в качестве памятников.
8
- Теплоход «Ракета» оснащен функцией водоизмещения, благодаря крыльям на которых он держится на воде
. Сами крылья расположены под водой. Эта функция помогает теплоходу оставаться на плаву даже при низких скоростях или в момент полной остановки судна. Такое свойство очень полезно, так как в основном судно выполняет прогулочную функцию и движется медленно для полноценного осмотра достопримечательностей.
9
- Теплоходы данного типа отличаются способностью приподниматься над водой, при наличии высокой скорости . Обусловлено это тем, что крылья, удерживающие ракету, имеют очень высокие отталкивающие свойства.
- Теплоход «Ракета» может развивать достаточно высокую скорость до 60 км/ч, выше, чем у многих других кораблей
. Дело в том, что приподнимаясь, он значительно уменьшает сопротивляемость воды и двигается быстрее.
11
- Такие теплоходы стали настолько популярны, что после начала их производства было организовано регулярное экспортирование их за границу
. Всего было направлено за рубеж несколько десятков готовых экземпляров.
12
- Сборкой теплохода и конструирование двигателей для них занимались разные заводы . Это повышало качество готового судна. Завод по изготовлению двигателей различных типов «Звезда» в городе Ленинграде изготавливал двигатели, и отправляли их на дальнейшую остановку на завод «Море», где и происходила окончательная сборка корабля.
- Для первых пассажирских теплоходов, вместительность теплоходов «Ракета» достаточно большая, он рассчитан на более чем 60 человек .
- «Ракета» работает только на дизельных двигателях . Они имеют высокие обороты. Мощность таких двигателей невероятно высокая, до 850 л.с.
Мы надеемся Вам понравилась подборка с картинками - Интересные факты о теплоходе «Ракета» (15 фото) онлайн хорошего качества. Оставьте пожалуйста ваше мнение в комментариях! Нам важно каждое мнение.