Как происходит завоздушивание системы отопления, и как с этим бороться. Почему завоздушивается система отопления в частном доме Как узнать завоздушена система отопления
Монтаж отопления в доме не является самоцелью. Обогрев должен обеспечивать нужную температуру во всех помещениях. Но даже правильно спроектированная и собранная система порой не работает. Вызвано это бывает отнюдь не отказом оборудования. Обыкновенный воздух в системе отопления – вот зачастую причина всех недоразумений и забот. Именно он вызывает посторонние шумы при работе обогрева и недостаточную эффективность, а то и полную его неработоспособность.
Как воздух влияет на работу отопления?
Работа водяной системы отопления основана на циркуляции горячей воды и передаче части тепла в радиаторы для обогрева помещений. Когда появляется воздух в системе отопления дома (это еще называют завоздушиванием), то нормальная циркуляция теплоносителя нарушается. Результат подобного явления достаточно неприятен и может вызвать:- шум при циркуляции воды. Кроме того, это приводит к вибрации труб и ослаблению соединений, а в самом худшем случае вызывает разрушения в местах сварки;
- воздушные пробки в системе отопления. Когда они образуются в отдельных удаленных контурах, например во вспомогательных помещениях, где температура отслеживается не самым лучшим образом и не постоянно, то это вызывает отсутствие циркуляции через некоторые батареи, что при определенных условиях может привести к размораживанию всей системы;
уменьшение (иногда частичное) циркуляции. Когда происходит завоздушивание системы отопления, то оно вызывает снижение эффективности ее работы и перерасход топлива;
- попадание воздуха на внутренние металлические части. Это способствует их коррозии. Завоздушенность системы отопления вызывает резкое сокращение срока ее службы, в том числе из-за преждевременного отказа оборудования.
Откуда в системе берется воздух?
Казалось бы, все делается герметичным, и вполне резонно прозвучит вопрос – откуда воздух в системе отопления? Однозначно ответить достаточно сложно, таких причин множество, из них стоит отметить:
- Несоблюдение требований в части соблюдения уклонов труб в процессе монтажа;
- Неправильное заполнение водой, вследствие чего завоздушивается система отопления;
- Неплотные соединения различных составных элементов и частей могут быть источником поступления воздуха, что воздушит систему отопления;
Отсутствие специальных автоматических устройств (воздухоотводчиков), автоматически отводящих воздух из системы, или их некорректная работа;
- Проведение ремонтных работ, при которых неизбежно попадание в систему воздуха;
- Использование свежей воды, содержащей в большом количестве растворенный воздух. Когда происходит повышение температуры, его содержание в воде уменьшается, он выделяется и собирается, вследствие чего образуется воздушная пробка в отоплении;
- Коррозию металлических поверхностей внутри системы (труб, радиаторов, кранов и т.д.).
Изложенные выше причины завоздушивания системы отопления не охватывают всех возможных ситуаций, когда и каким образом это может произойти. Но они позволяют понять, почему завоздушивается система отопления, и своевременно принимать меры по исключению подобного явления.
Как избежать поступления воздуха в систему?
Здесь надо рассматривать несколько ситуаций – при заполнении системы теплоносителем и при ее эксплуатации. В ее конструкции должны быть предусмотрены воздухоотводчики и краны Маевского, позволяющие выполнить развоздушивание системы отопления. Приведенные рекомендации относятся к закрытой системе с принудительной циркуляцией.
Установка воздухоотводчиков
Ставятся они в критических местах, таких как перегибы трубопроводов или наиболее высокие их точки расположения. Во многих случаях, когда постоянно завоздушивается система отопления, они помогают справиться с этой проблемой. Бывают ручные и автоматические.
- Ручные воздухоотводчики. К ним относится в первую очередь кран Маевского, наименование получил по имени изобретателя. Устанавливается на торце батареи, благодаря ему не надо думать, что делать, если завоздушена система отопления. С его помощью можно самостоятельно сбросить накопившийся воздух.
- Автоматические воздухоотводчики. Позволяют без дополнительного участия и затрат решить проблему, как развоздушить систему отопления.
Заполнение системы водой
Проводится снизу вверх холодной водой. При этом должны быть открыты все краны, кроме тех, что работают на спуск воды. Благодаря такому заполнению завоздушена система отопления не будет, по мере подъема вода будет выдавливать из нее воздух. Наполнение проводится плавно, при резком подъеме воды возможно образование замкнутых объемов и образование воздушных пузырей.
Как только вода пошла через открытый кран, его закрывают, и так постепенно поднимаются выше, пока не будет заполнена вся система. После этого вполне можно запускать насос, если все сделано правильно, то будет происходить циркуляция, и не нужно ломать голову, как прокачать систему отопления.
Удаление из системы воздуха при эксплуатации
Однако при всех принятых мерах, образование пробок возможно и в процессе эксплуатации. Причины, почему воздушит систему отопления, рассмотрены выше, и повторно возвращаться к ним мы не будем. Однако рассмотреть, как правильно развоздушить систему отопления при ее эксплуатации, необходимо.
Когда стоит такая задача, то надо действовать следующим образом:
- Определить место, где собрался воздух. Сделать это можно по шуму или трубам и радиаторам, они в таких местах более холодные.
Ищется точка, расположенная выше по ходу движения теплоносителя, в которой имеется кран Маевского, через который можно выпустить воздух.
- Включается подпитка системы и выпускается воздух.
Это универсальный, стандартный алгоритм действий, который позволяет не задумываться, как устранить завоздушивание системы отопления.
Работа обогрева любого дома во многом зависит от правильного его монтажа и обеспечения необходимых условий в процессе работы. Одним из них является отсутствие воздуха в системе отопления. Использование нужного оборудования и грамотная эксплуатация создадут предпосылки для длительной и безотказной ее работы.
Каждый вид обогрева имеет свои достоинства и недостатки, любая система может выйти из строя в самый неподходящий момент. Отопительная система периодически завоздушивается, оставляя владельцев жилья без тепла, до устранения проблемы. Задачей каждого является его готовность к такому повороту событий, которая заключается в знании как оперативно действовать, если завоздушена система отопления, что делать в такой ситуации.
Образование воздушной пробки, что это?
Воздушная пробка является характерным образованием только для водяной системы отопления. Воздух в воде является барьером для прохождения теплоносителя конкретно в месте его образования. Теплоноситель представляет собой нагретую воду, которая циркулирует по трубам и нагревает помещение. Но, несмотря на высокую температуру воды, часть завоздушивания всегда остается холодной.
Рис. 1 Устранение проблемыподручными средствами
Воздушные пробки в системе отопления явление частое и знакомое каждому. Возникает проблема и в индивидуальном отоплении, и в центральном. Существует ряд эффективных решений, которые помогут избавиться от завоздушивания.
Причины появления воздушной пробки
Для решения проблемы необходимо понять, почему завоздушивается система отопления.
Причины завоздушивания системы отопления центрального отопления заключаются в:
- разгерметизации отопительной системы в связи с плановым проведением работ по ремонту, при замене частей трубопровода отопительной трассы;
- осушение системы от воды;
- при утечках;
- из-за допустимых ошибок проектирования направления труб, их разводки, неверного монтажа батарей в квартирах.
Причины завоздушивания индивидуальной системы отопления:
- неправильный проект системы, в котором не были соблюдены требования при создании определенной индивидуальной схемы.
Естественная циркуляция теплоносителя по системе обязывает сооружения труб под определенным наклоном. Любой тип обогрева в своей конструкции должен иметь расширительный бак, которые необходимо для отвода лишней воды, балансировки и контроля воздуха.
Рис. 2Воздушная пробка в основном образуется при первом запуске отопительной системы. Когда конструкция начинает заполняться теплоносителем, важно параллельно проводить удаление воздуха. Шлаг, присоединенный к крану на верхней точке конструкции, отводиться в раковину. При заполнении водой системы воздух через шланг параллельно выводиться до полного ее выхода.
Удаление воздушной пробки в индивидуальном отоплении
- Автоматический воздухосборник. В верхней точке системы можно установить автоматический воздухосборник, который, при его открытии, эффективно удалит накопившийся воздух.
- Запуская отопительный процесс, воздух можно удалить через расширительный бак, который необходимо заполнить водой. Полный бак освобождать от жидкости, вычерпывая ее.
- Воздух из радиаторов спускается вручную, с помощью стандартного водозаборного крана. Или в этом поможет приобретенный автоматический кран, кран Маевского, предварительно установленный.
Особенности собственного проекта, вид отопления влияет на выбор оптимального способа устранения воздуха. Но при правильно разработанных схемах, проведении всех монтажных работ, подобная проблема встречается крайне редко.
Развоздушивание в центральном отоплении, способы устранения пробок
Центральное отопление многоквартирных домов, частных секторов предусматривает наличие воздухосборников. Эти элементы проектируются в системе отопления в верхней ее точке, накапливают воздух. Воздухосборник имеет кран, его используют для устранения воздушных пробок, которые могут образоваться.
Рис. 3 Автоматическийвоздухоотводчик
Удаление завоздушивания в доме или квартире невозможно без присутствия воздухосборника. Устранить причину воздушной пробки можно следующим образом: развоздушить место появления пробки конкретно в месте ее образования.
Развоздушивание системы отопление будет эффективным, если установить краны (воздушники) на каждой батарее (радиаторе) системы. Обычные водопроводные краны на радиаторах являются недопустимым явлением. Если отопление центральное, тогда при сливе теплоносителя в собственном жилье владелец оплатит штраф, предусмотрен законодательством. Для устранения проблемы понадобиться или отвертка (рис 1), которая присутствует в любом доме, или специальный ключ.
Во избежание проблем с законом, вопрос с пробкой можно решить альтернативным вариантом: установкой крана Маевского.
С помощью устройства, которое называют краном Маевского (рис 2), можно эффективно удалить воздушные пробки в системе отопления.
Удаление воздушной пробки происходит после открытия крана. Процесс вывинчивания необходимо продолжать до тех пор, пока воздух не начнет выходить из радиатора. Параллельно с открытием воздушника, может частично выйти и вода. Для этого необходимо подготовить тару для сбора выходящего теплоносителя. Кран смело закрывается после полного выхода воздушной пробки, хотя вода продолжает сочиться.
Имея совсем небольшое отверстие, такое устройство никаким образом не повлияет на весомую потерю теплоносителя, поэтому монтаж данного элемент не запрещен. Единственный недостаток вывода воздуха из радиатора является то, что процесс осуществляется вручную. А если проблема повторяется систематически, то вывинчивание может стать проблемой для ленивого владельца жилья. Поэтому, имеет место быть другой вариант устранение проблемы – автоматический воздухоотводчик.
Автоматический воздушник (рис 3)
Воздушники автоматического типа удаляют воздушную пробку из батареи открытием отверстия в корпусе. Данный элемент автоматически закрывается, если теплоноситель пытается выйти наружу.
Все способы устранения воздуха эффективны, но стоит заметить, что процесс удаления воздушной пробки вручную может быть опасным, особенно, если устранение проблемы требует частого вмешательства. Центральная тепловая магистраль работает под сильнейшим давлением. Поэтому, частое отвинчивание может привести к ее срыву, что чревато серьезными последствиями.
Автомобиль и конфликт воздуха с водой
Завоздушивание системы отопления автомобиля является частой и неприятной проблемой, которая имеет ряд причин. Охладительная система отопления защищает двигатель от перегрева. Обычный, казалось бы, перегрев может привести к тому, что придется делать и ремонт двигателя.
Так почему воздушит систему отопления автомобиля? Всему виной радиатор, который является важной и обязательной деталью. Один радиатор служит для охлаждения, второй – для обогрева. Основная проблема поломки радиатора в неисправности термостата. Проявляется неисправность присутствием горячего воздуха, при котором сам радиатор остается холодным. Решение проблемы – замена термостата.
Вторая проблема заключается в плохом охлаждении жидкости. Уровень тосола должен быть ниже заливной горловины. Самая частая проблема заключается в отсутствии герметичности магистралей, которые подводят жидкость к помпе.
Устранение проблемы
Для того чтобы понять как развоздушить систему отопления автомобиля, нужно ознакомиться с тем, как это делать. Охлаждение двигателя должно быть исправлено, находиться в полной рабочей готовности. Возникновение пузырьков воздуха является нежелательным моментом, который образовывается в связи с накопившейся грязью, ржавчиной, накипью в нечищеном радиаторе.
Чтобы развоздушить автомобиль нужно проверить шланги, зажимы охладительной конструкции. Одни шланг отводит горячею воду или антифриз из мотора, а второй подает холодную жидкость. Если шланги изношены на вид – их необходимо заменить, при условии полностью сухого радиатора. Чистка охладительной системы должна совершать дважды в год.
Промывание не сложная задача, предварительно требует полного слива толоса. Если после слива жидкость окажется чистой, без примесей ржавчины, промывать нет необходимости. В случае загрязненного тосола необходимо заливать воду в систему и сливать до тех пор, пока вытекающая вода не будет чистой. После завершения промывание в радиатор заливается новая жидкость охлаждения.
Важно не допустит повторного попадания воздуха (образования пробки) в автомобиль. Для этого открывается крышка радиатора, запускается двигатель на 15 минут. За данный промежуток времени чистая система вытолкает воздух.
Даже правильно рассчитанная и смонтированная система отопления в доме не всегда эффективно работает и обеспечивает равномерный прогрев помещения. Такие сбои в работе бывают вызваны не поломкой оборудования, а обычным воздухом, который скопился в системе. Воздушные пробки становятся причиной шумов в магистрали и приборах, а также плохого нагревания радиатора либо полной его неработоспособности. Чтобы наладить эффективный обогрев жилых помещений, нужно знать как развоздушить систему отопления.
Поскольку все трубопроводы и радиаторы герметичные, возникает логичный вопрос – откуда в системе отопления воздух?
Однозначно ответить сложно даже в каждом конкретном случае, потому что причины завоздушивания системы отопления следующие:
- Неправильный уклон обратного трубопровода. Этот уклон нужен для естественного тока теплоносителя в сторону котельной или нагревательного котла. При недостаточном токе в системе понижается давление и накапливается воздух.
- Воздух в системе может появляться из-за ее неправильного заполнения теплоносителем.
- Воздушные массы могут попадать в отопительный контур через негерметичные соединения различных участков трубопроводов и составляющих элементов.
- Отсутствие кранов Маевского или клапанов для стравливания воздуха приводит к некорректной работе всей системы и ее завоздушиванию.
- В ходе проведения любых ремонтных работ в отопительный контур будет попадать воздух.
- Использование некачественной воды, которая содержит много кислорода, также является распространенной причиной этой проблемы. При ее нагревании газ выделяется и собирается в виде воздушных пузырей.
- Попадание воздуха в контур может происходить через поврежденные коррозией участки трубопроводов и радиаторов.
- Полный слив теплоносителя из контура также является причиной завоздушивания.
Как воздух влияет на работу системы?
Если в системе отопления воздух, то это в первую очередь сказывается на нормальной циркуляции теплоносителя. Нагретая жидкость не может перемещаться по контуру и отдавать тепло радиаторам, которые в свою очередь не будут нагревать помещение или могут делать это в недостаточной степени.
Завоздушивание системы сказывается на всей ее работе, вызывая следующие негативные явления:
- В контуре и батареях появляются шумы при циркуляции теплоносителя. Кроме этого, трубы могут вибрировать, вызывая быстрый износ элементов на участках стыковки и ослабляя сварные соединения.
- Своевременный спуск воздуха из системы отопления важен и по той причине, что воздушные пробки препятствуют циркуляции теплоносителя через отдельные радиаторы. В некоторых случаях это может привести к замерзанию системы.
- Воздух в контуре ухудшает циркуляцию теплового носителя, что способствует перерасходу топлива котлом.
- Кислород в системе отопления вызывает коррозию металлических элементов. В итоге срок службы оборудования уменьшается, а некоторые агрегаты могут преждевременно выходить из строя.
Какие признаки указывают на наличие воздуха в системе?
Для начала нужно убедиться, что причина неэффективной работы отопительной системы – завоздушивание.
На это указывают следующие признаки:
- В радиаторах и трубопроводах появляется шум. Это может быть гул или булькающий звук, который является характерным признаком скопления воздуха.
- Батареи прогреваются неравномерно. Такая ситуация бывает не только при завоздушивании, но и при засорении радиатора отложениями. Отличить одно от другого несложно. При завоздушивании холодным будет и радиатор, и трубопровод, а при засорении прибора трубы будут горячими, а секции батареи – холодными.
- В системе может снижаться давление. Если воздух попал в контур при разгерметизации, то в этом месте будут протечки, а общее давление в магистрали будет снижено. Нужно внимательно осмотреть все места соединений и герметично их затянуть. Если течь не выявлена, то ее стоит поискать на протяжении трубопровода и в отопительных приборах.
Важно! Определить место скопления воздуха в системе можно постукиванием. В месте завоздушивания звук при ударе более звонкий.
Как спустить воздух из системы?
Теперь пришла очередь поговорить о том, как убрать завоздушенность системы отопления. Для удаления воздуха используются различные краны и приспособления для его спуска.
Воздушный сепаратор
Это устройство предназначено не для удаления воздушных пробок, а для устранения растворенного в теплоносителе воздуха, который при нагревании воды будет выделяться пузырьками и скапливаться в системе. Данное приспособление может быть установлено в любом месте контура.
Для удаления растворенного воздуха агрегат его преобразовывает в пузырьки, собирает и выводит наружу. Сепаратор является частью сепараторного узла, который устанавливается в подвале многоэтажки.
Сегодня можно найти усовершенствованные сепараторы, которые не только выводят воздух из теплоносителя, но и отвечают за его очищение от примесей и мусора. Обычно эти агрегаты применяют в постройках с централизованным отоплением.
Кран Маевского
Если на радиаторах установлены краны Маевского, то вопрос, как развоздушить батарею, решается легко. Достаточно открыть кран и спустить газы.
Это специальное приспособление со штуцером, при открывании которого обеспечивается доступ в магистраль. Поскольку воздушные пробки образуются в верхней части батареи или всего отопительного контура, он монтируется на верхний патрубок. В многоэтажных домах краны Маевского стоят только на радиаторах в верхней точке разводки (то есть на последних этажах).
Даже контуры с принудительной циркуляцией теплового носителя не защищены от образования воздушных пробок, поэтому краны Маевского устанавливаются и в городских квартирах. Скопившийся воздух может приводить к снижению эффективности всей системы отопления многоквартирного дома.
Спускать воздушную пробку с помощью крана Маевского можно без привлечения специалистов, самостоятельно. Достаточно подставить емкость для сбора воды или установить на кран гибкий длинный шланг, один конец которого опустить в ванную или раковину. Это нужно по той причине, что вместе с воздухом может выходить некоторое количество теплоносителя.
Автоматический воздухоотводчик
Еще один способ, как устранить завоздушивание системы отопления, подразумевает использование автоматического воздухоотводчика. Это устройство предназначено для удаления воздуха из системы в автоматическом режиме, то есть участие человека для этого не нужно.
Принцип работы устройства следующий:
- Тепловой носитель циркулирует внутри автоматического воздухоотводчика, имеющего специальный поплавок.
- Это приспособление соединено со штоком, который воспринимает давление пружины.
- Когда корпус воздухоотводчика заполняется водой, поплавок давит на шток, который перекрывает поступление воздуха в отопительную систему.
- Если в момент отсутствия теплоносителя в приборе в него попадает воздушная пробка, то шток открывает выход для удаления воздуха.
Такой принцип работы используют все воздухоотводчики автоматического типа. Если приспособление правильно установить, то оно проработает довольно долго без выхода из строя.
Однако в некоторых случаях у автоматических воздухоотводчиков могут появиться следующие проблемы:
- При циркуляции теплоносителя низкого качества шток со временем покрывается солевыми отложениями. В итоге он не может плотно перекрывать проход, что становится причиной протечек. Для устранения проблемы нужно открыть крышку прибора и хорошо прочистить шток.
- Иногда в ходе эксплуатации отопительного контура тепловой носитель подтекает в том месте, где крышка крепится к корпусу. Это связано с износом резиновой прокладки, установленной в этом месте. Для решения проблемы просто нужно заменить прокладку.
Среди перечисленных устройств можно найти подходящий вариант для спуска воздуха из отопительной системы. Но если место образования воздушной пробки выявить не получается, то можно удалить газы в процессе эксплуатации контура.
Для этого делают следующее:
- Давление и температуру теплоносителя в магистрали специально повышают. В этом случае скопление пузырьков перемещается к месту, где его можно выявить и спустить через специально установленное приспособление.
- Опытные сантехники могут выгнать пробку из контура ударами по трубам. Однако самостоятельно использовать такой метод нельзя, потому что нужно точно знать, как, где и с какой силой ударить по трубопроводу. К тому же этот метод не всегда дает ожидаемый результат.
Если отопительная система часто завоздушивается, то нужно установить специальные приспособления для спуска воздушных пробок. Это будет способствовать не только комфортной температуре в помещениях, но и длительной, а также бесперебойной работе всего отопительного контура.
Если в работе отопительной системы имеются неполадки, они обычно обнаруживаются в начале отопительного сезона. Как правило, причина неравномерного прогрева радиаторов или шума, довольно проста – скопился воздух в системе отопления, который становится причиной появления посторонних шумов и снижает эффективность обогрева.
Работоспособность закрытой системы отопления полностью зависит от циркуляции теплового носителя и подачи определенного количества тепла в радиаторы. Если в закрытой системе отопления появляется воздух, то нормальное движение жидкости нарушается. Такое явление считается малоприятным и способно вызвать:
- характерный шум во время перемещения воды. Необходимо отметить, что трубы начинают вибрировать, соединения ослабевают, сварные швы разрушаются;
- в системе образуются воздушные пробки. Накопленный в удаленных участках системы воздух может нарушить циркуляцию воды, и если своевременно не принять меры, то систему можно разморозить;
- эффективность работы отопительной системы снижается, увеличивается расход топливных ресурсов;
- внутри воздух попадает металлические поверхности, способствуя образованию коррозии.
Скопления воздуха в отопительной системе способствуют сокращению ее эксплуатационного периода и преждевременному выходу из строя оборудования.
Причины появления воздуха в системе
Откуда и почему в системе появляется воздух, если все устроено герметично? Однозначного ответа нет, но чаще всего это происходит в следующих случаях:
- нарушены требования по соблюдению уклона труб;
- неправильное наполнение системы водой, в результате чего в трубах остается воздух;
- плохое соединение комплектующих элементов;
- отсутствие автоматики, самостоятельно отводящей воздух из труб, или выход ее из строя;
- выполнение ремонта, во время которого воздух однозначно попадает в трубы;
- заливка системы свежей водой, в которой содержится много растворенного воздуха. Как только температура начинает повышаться, содержание его в жидкости снижается, начинают образовываться воздушные пробки;
- появление ржавчины внутри системы.
Эти причины не могут охватить все возможные случаи, но с их помощью можно понять, почему завоздушивается система, и принять своевременные меры для удаления воздушной пробки.
Признаки наличия воздуха в системе
Скопление воздуха в системе отопления и необходимость удаления воздушной пробки можно определить по следующим признакам:
- в радиаторах появляется шум. Если звуки напоминают бульканье, то уверенно констатируем факт, что в системе появился воздух;
- батареи прогреваются неравномерно. Если обратить внимание на тепловую отдачу радиатора, то станет сразу ясно, в чем основная причина проблемы. Кроме имеющейся внутри батареи грязи, может появиться воздушная пробка. Трубы остаются горячими, а температурный режим в радиаторе несколько снижается;
- сигналом на спуск воздуха в системе отопления может послужить падение давления. В таком случае необходимо внимательно проверить трубы на предмет их целостности и герметичности стыковочных участков и сварных швов.
Приведенных здесь признаков оказывается вполне достаточно, чтобы понять, что систему следует развоздушить.
Способы решения проблемы
Чтобы не допускать завоздушиваний системы отопления, следует грамотно ее спроектировать и смонтировать, периодически очищать и заливать теплоноситель без излишней торопливости. Рассмотрим основные способы, помогающие избегать подобных негативных проявлений.
Правильный монтаж
В системах отопления, в которых тепловой носитель циркулирует естественным образом, при верхнем типе разводки воздух удаляется через крышку расширительной емкости. Во время монтирования такой системы подающая магистраль устанавливается так, чтобы она подходила к баку вертикально.
Бак, обеспечивающий свободное пространство под расширение нагреваемого теплового носителя, должен устанавливаться в верхней точке всей системы, чтобы обеспечивать естественное поступление жидкости в системный контур.
Обратная линия тоже устанавливается с наклоном, по которому свободно перемещается жидкость.
Если монтаж отопительной системы выполнен без ошибок, то появляющийся внутри контура воздух будет постепенно выдавливаться горячей жидкостью в верхнюю точку, покидая трубы через открытую крышку расширительной емкости.
Установка воздухоотводчиков
Как своевременно убрать воздух, накопившийся в системе отопления?
В верхней части системы отопления необходимо установить открытый расширительный бак, а герметично закрытый расположить в месте, где обратка попадает в котел (до входа трубы).
В подобной системе трубы подачи могут монтироваться без наклона, а тепловой носитель будет перемещаться под воздействием циркуляционного насоса. Кроме того, устанавливаются другие устройства, через которые выполняется сброс воздуха.
Из самой системы отопления спуск воздуха может осуществляться через специальные воздухоотводчики, работающие в автоматическом режиме, установленные на поворотных участках труб и в верхней точке системы. Из радиаторов пробки удаляются с помощью крана Маевского. По такому же принципу выводится воздух из контура, по которому вода циркулирует естественным образом, но в таком случае должна быть выполнена нижняя разводка труб.
Если все смонтировано правильно, то проблем с тем, как выгнать воздух в системе отопления, возникать не будет. Достаточно открыть нужные краны, а как только воздух из системы выйдет, снова закрыть их. Воздухоотводчики, работающие в автоматическом режиме, вообще открывать не требуется – их принцип работы основан на изменении показателя давления.
Если смонтирована система отопления закрытого типа, в ней обязательно устанавливается автоматический отводчик воздуха. Монтаж их выполняется по контуру в определенных местах, чтобы воздушные пробки удалялись локально. Смысл заключается в том, что на каждой части контура отопительной системы должна быть предусмотрена возможность для отведения воздуха. Пример этому – краны Маевского, которые устанавливаются на всех радиаторах. Открывают их ключом либо отверткой, давая возможность воздуху выйти из системы. Процедура довольно простая, но с ее помощью можно распределить тепловой носитель равномерно по всему радиатору.
Для продления эксплуатационного периода автоматического отводчика воздуха, необходимо устанавливать хорошие фильтры и регулярно проводить промывку системы.
Нагрев теплоносителя
Иногда, чтобы удалить избыток воздуха естественным образом, просто сильно подогревают тепловой носитель. Повышение температурного режима стимулирует выделение воздуха и его перемещение по контуру системы. Разрешается нагревать жидкость, находящуюся в трубах, до ста градусов.
Если после такой операции воздушные пробки появляются снова, необходимо проверить все стыковочные участки на предмет их герметичности. Практически всегда возле того места, где образуется воздушный затор, имеется маленькая щель, откуда мелкими каплями сочится вода, и в которую постепенно проникает воздух. Заделав такую щель, вы сразу избавитесь от надоевшей проблемы.
Самыми уязвимыми местами, через которые проходит воздух, считаются радиаторы из алюминиевого материала. При воздействии на сплав горячей водой развиваются процессы коррозии, сопровождающиеся выделениями газов.
Если такие радиаторы часто завоздушиваются, рекомендуется их просто заменить.
Профилактические меры
Почему в системе отопления появляется воздух, и как бороться с этим негативным фактом, мы разобрались. Остается узнать, существуют ли профилактические мероприятия, которые помогают избегать подобных проблем. Оказывается, да:
- при монтаже отопительной системы необходимо предусматривать установку специальных устройств, автоматически отводящих воздух;
- до момента долива воды в систему обогрева, следует выполнить спуск воздуха;
- во время эксплуатации следует отслеживать работу всей системы, наблюдая за показаниями манометров и время от времени контролируя давление в трубах. Кроме того, рекомендуется следить за уровнем теплового носителя в расширительном баке, проводить визуальный осмотр труб и радиаторов, проверять равномерность распределения тепла по контуру;
- следует периодически прокачивать систему, удаляя все засорения.
Выполнение данного комплекса мероприятий позволит продлить эксплуатационный период всей отопительной сети.
Завоздушивание системы
Попавший в систему отопления воздух – это причина того, что отопление будет работать некорректно, а некоторые его участки могут вообще выпасть из контура. То есть, получается так, что завоздушивание системы отопления – это негативный фактор, от которого надо любыми путями избавляться. Как это сделать, каковы причины данного процесса, можно ли воздушную пробку удалить своими руками? На эти и другие вопросы и будем отвечать в этой статье.
В самом начале точно определим, чем плох процесс завоздушивания.
- Снижается тепловая отдача системы в общем и участков в отдельности.
- Снижается или полностью отсутствует циркуляция теплоносителя.
Даже уже этих двух факторов с головой хватает, чтобы снизить эффективность работы отопления до минимума. А это обычно приводит к перерасходу энергоносителя и большим денежным расходам, не говоря уже о таком показателе, как комфортное проживание в плохо отапливаемом доме.
Причины попадания воздуха в систему
Таких причин три:
- Разгерметизация стояков при их ремонте. Очень часто в летний период все отопительные службы начинают проводить профилактику систем отопления и их ремонт. Обычно меняются трубы, запорная арматура, радиаторы и так далее.
- Слив теплоносителя. Опять-таки это касается ремонтных работ. Но чаще всего воздух попадает внутрь системы во время процесса продувки и опрессовки.
- Нарушение целостности контуров. Деформация контуров, особенно трубной части, дает эффект попадания воздуха внутрь.
Как бороться с завоздушиванием
Вопрос, обозначенный этим разделом, волнует многих жителей частных домов и владельцев квартир на верхних этажах. Благо сегодня это уже не проблема. Научно-технический прогресс дал множество способов, а, точнее сказать приборов, с помощью которых воздух из отопительной системы можно стравить. Делать это можно вручную или автоматическим методом. Самое важное – это вопрос «как?». Поэтому рассмотрим каждый прибор в отдельности.
Кран Маевского
Это небольшое устройство, которое устанавливается в торец отопительного прибора. В нем установлен специальный штуцер, откручивая который, открываешь доступ в саму отопительную батарею. А так как воздух обычно скапливается в верхней части радиатора, то и кран Маевского устанавливали в верхний патрубок вместо одной из футурок.
Кран Маевского
Некоторые могут задать вопрос, а зачем необходим воздушный сбросник, если отопление городских квартир является системой с принудительной циркуляцией теплоносителя. Все равно пробивать будет. Никто и не сомневается, но воздух создаст помехи, отсюда и некачественная циркуляция, а, значит, и неэффективная работа системы в целом. Поэтому, хотите вы или нет, а стравливать воздух все равно придется. Добавим, что воздух скапливается в самой верхней части любой системы, а верхний торец радиатора и есть та самая наивысшая точка, если разговор идет об отоплении в многоэтажном доме. Поэтому кран Маевского обычно устанавливают в квартире самого верхнего этажа.
Самое главное, что с помощью этого нехитрого устройства жильцы сами стали стравливать воздушную пробку, не вызывая сантехников. Инструкция, как это сделать, есть сегодня на многих сайтах, и на нашем, в том числе. Так что есть смысл ознакомиться и применить знания на практике.
Очень часто в многоэтажных домах краны Маевского устанавливают специально на технических этажах, которые располагаются на самом верху здания. Для этого выводится стояк на этот этаж и в него с помощью патрубка с внутренней резьбой устанавливается кран сбросник. Это делается для того чтобы не беспокоить жильцов дома, то есть, процесс стравливания воздуха происходит вне квартиры.
Сепаратор воздуха
Сепараторы воздуха
Это очень уникальное устройство. Если кран Маевского убирает воздушную пробку, то воздушный сепаратор удаляет растворенный в теплоносителе воздух. Чувствуете разницу? Именно эта технология позволяет провести установку прибора в любое место отопительного контура.
Процесс удаления воздушной массы производится методом ее конвертации в пузырьки, их сбором и выводом наружу. По сути, этот прибор является частью сепараторного узла, который устанавливается в подвале дома. В настоящее время производители предлагают улучшенную конструкцию данного устройства. Скорее всего, это сдвоенный сепаратор, одна часть которого отвечает за сбор мусора и шлама, вторая за сбор воздуха. Так сказать, два в одном. При этом оба отсека работают эффективно, плюс получилась экономия материалов для их изготовления, что отразилось на цене устройства, и экономия места установки.
Единственное, что хотелось отметить – сепараторы воздуха обычно монтируют в зданиях, где используется центральная отопительная сеть. В автономном отоплении их применять нерентабельно.
Из самого названия уже становится понятным, что этот механизм все делает сам без непосредственного участия человека. Как он работает.
- Теплоноситель проходит по внутренним полостям воздухоотводчика, где установлен специальный пластмассовый поплавок.
- Этот поплавок связан посредством флажка со штоком, на который с обратной стороны давит пружина.
- При заполнении внутренней части корпуса водой, поплавок давит на шток, который перекрывает доступ воздуха внутрь системы.
- Если теплоносителя внутри нет, то шток открывает проход.
Воздухоотводчик автоматический
Хотелось бы отметить, что по такому принципу работы действуют все современные воздухоотводчики. Добавим, что это устройство обладает достаточно длительным сроком службы, если правильно его установить и эксплуатировать. Правда, и у него случаются поломки.
- Чаще всего все они происходят из-за низкого качества теплоносителя. К примеру, на игле штока образуется солевой налет, который не позволяет перекрывать проход полностью. Отсюда подтечки и неправильная работа всего механизма. Отремонтировать этот дефект несложно. Надо просто снять крышку прибора, добраться до иглы и почистить ее.
- Начинает подтекать место соединения крышки с корпусом. Дефект – прохудилась прокладка. Ее просто надо поменять на новую.
Заключение по теме
Итак, в этой статье были разобраны причины и способы завоздушивания отопительной системы дома. Почему это случается, и какими способами можно выгнать воздух, почему он скапливается и так далее. Отметим, что сегодня существует большое количество средств, с помощью которых можно легко ответить на вопрос, как завоздушивается система отопления, и как с этой проблемой справиться.
Нами были разобраны три основных механизма, используемые в настоящее время в отопительных системах домов (частных и многоэтажных). Все они достаточно эффективны и не требуют каких-то сложных манипуляций. Поэтому выбираем один из них и решаем проблему с завоздушиванием.