Геополитическая типология государств. Геополитика как наука, история ее развития
Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение мировой политики.
2. Назовите группы глобальных проблем.
3. Каковы пути разрешения глобальных проблем.
Цель: Раскрыть основные содержание, функции политики, ее роль в развитии государства, определить место в системе политических наук.
План:
1. Генезис геополитики.
2. Сущность и основные элементы геополитики.
3. Предмет и функции геополитики, ее связь с другими науками.
Литература:
1. Мельник В.А. Политология. Учебник. - Мн.: Выш.шк., 2000. - 495 с.
2. Политология: Учебник/ Под ред.М.А.Василика. - М.: Юристъ, 1999. - 600 с.
3. Политология: Учебник/ Под ред. С.В.Решетникова. – Мн.: ТетраСистемс, 2001. – 448 с.
1. Термин «геополитика» появился в начале ХХ века (1916 г.). В научный оборот был введен шведским ученым Р.Челеном.
Геополитика – это учение о географической обусловленности политических явлений, особая отрасль знаний, изучающая связь между землей, географической средой и политикой государства. Это наука о поисках путей устойчивого развития, создания сильного или нормально функционирующего государства.
Происхождение геополитики связывают с выделением из политической географии; генетически геополитику определяют как науку, рассматривающую государство как живой организм, как надбиологический организм. Инструментальное определение политики связывается с разработкой внешней политики и проблемами международных отношений.
В качестве теоретической основы геополитики называют Географический детерминизм, концепция, объясняющая явление общественной жизни и политического развития особенностями природных условий и географическим положением страны и региона. Родоначальником этого учения является Гекетей Милетский (VI в. до н.э.), его последователями были Геродот (V в. до н.э.), Гиппократ (IV в. до н.э.), утверждавшие, что формы людей и нравы отражают природу страны.
Аристотель тоже обратил внимание на связь природы и формы правления страны, но первые геополитические описания государств сделал Страбон в трактате «География» (64 г. до н.э. – 24 г. н.э.).
Новый импульс геополитические исследования получают в эпоху Возрождения, великих географических открытий и Нового времени. В это время появляются первые линии международных территориальных разделов (1494 г. договор между Испанией и Португалией о разделе сфер колониальной экспансии). Он существовал до 1777 года.
Знаменитой фигурой в развитии географического детерминизма является Жан Боден, указавший на природные причины различий государств. Его позицию разделял Монтескье. В 19 в. развитие географического детерминизма связывают с именем Генри Бокля, который утверждает, что история любого народа соответствует географическим условиям страны.
Качественный переход от географического детерминизма к геополитике связан с именем Фридриха Ратцеля , которого называют отцом геополитики , хотя он этого термина еще не употреблял и его труд традиционно называется «Политическая география» (1897 г.). Ф.Ратцель рассматривает государство как живой организм укорененный в почву. Пространство, рельеф, масштаб имеют определяющее значение. Великим может называться государство имеющее не менее 5 млн. чел. и в нем должны гармонично сочетаться географические, демографические и этнокультурные характеристики.
В трудах «Море, источник могущества народов» Ф.Ратцель формулирует законы развития государств, связывая их с пространственным ростом и экспансией.
Термин геополитика водит Рудольф Челен в книге «Государство как форма жизни» (1916 г.), он создает практически все категории геополитики. Идеи Ф.Ратцеля, Р.Челена развивает Хаусхофер, который делит государства на континентальные и морские державы , имеющие глобальные различные интересы .
Этри трое представляют немецкую (германскую) школу Геополитики.
Англо-саконскую школу представляют Х.Маккиндер (его доклад «Географическая ось истории»). Он объясняет геополитическую дифференциацию мира на три зоны:
Первая – осевой регион (Россия и прилегающие к ней земли). Дж. Фэргив назвал его «хартленд».
Вторая – Германия, Австрия, Турция, Индия, Китай (внутренний или окраинный полумесяц).
Третья – внешний полумесяц (Великобритания, США, Канада, Япония), т.е. ведущие государства морского мира.
Маккиндер выделяет Мировой Остров - (Евразию и Сев. Африку).
Существенную модернизацию данной геополитической модели произвел Николас Спайкмен . Центр мировой системы он назвал КИТИАПА, включив сюда страны внутреннего полумесяца.
Англо-американская школа много внимания уделяет морской геополитической проблематике (А.Мэхэн, Ф.Коломб).
В России геополитические идеи выдвигали Соловьев С.М., Ключевский В.О., Тютчев Ф.И. Особый вклад в развитие геополитики внес Семенов-Тяншанский В.П.
В ХХ в. возникает учение евразийства (П.Н. Савицкий).
2. Современная геополитика представляет собой науку, изучающую внешнюю политику государства посредством комплексного анализа ряда факторов. Основным объектом геополитических исследований является географическая среда (рельеф, размер, расположение территории); тип и форма государственных границ; состояние окружающей среды, наличие природных ресурсов.
Государственная территория считается одним из главных обрарузающих государств, величина территории является одним из показателей, определяющим место страны в иерарзии международных отношений. Территория тесно связана с плотностью населения. По этим признакам государства делятся на большие, средние и малые.
Важным элементом государственной территории являются воды (внутренние и территориальные) к внутренним водам относятся:
Водные пути (реки, каналы, водохранилище);
Моря (ограниченные сушей);
Порты, рейды, бухты, заливы.
Территориальные воды – это примыкающие к сухопутной территории морской пояс шириной до 12 морских миль.
Воздушное пространство, недра, так же имеются важное значение в определении геополитического положения страны.
Государственная территория всех стран вместе с международными проливами составляют мировое геополитическое пространство , оно делится на геостратегические регионы , которые в свою очередь состоят из геополитических регионов. В геополитическом пространстве большое место занимают геостратегические линии (сухопутные и морские коммуникации, направления распространения культур, религий, идеологий, линии сотрудничества или соперничества между государствами).
Существенную роль в геополитических исследованиях имеет категория «Граница» - искусственные, естественные (созданные природой рубежа, территориальные воды).
Важным элементом геополитического анализа является сила (мощь) государства, т.е. способность одной державы достигать своих целей во внешней политике путем оказания существенного или определяющего воздействия на политику других стран. С другой стороны сила (мощь) связана с возможностями государства отстаивать свои интересы, самостоятельно решать жизненно важные задачи своего политического и экономического развития. Моргентау Г. выделяет следующие компоненты силы: географическое положение страны, природные ресурсы промышленный потенциал, количество и качество вооружения, морские резервы, национальный характер, мораль, качество дипломатии, уровень государственного управления.
С середины ХХ в. геополитическое деление государств связывалось с делением на 3 мира:
Первый – Зап. Европа, Сев. Америка, Япония, Австралия; (капиталистический мир).
Второй – СССР, Китай, страны Восточной и Центральной Европы (социалистический лагерь).
Третий – Развивающийся мир (Азия, Африка, Латинская Америка).
Такое деление называли биполярным.
С 80-90-х гг. ХХ в. происходит перестройка геополитических систем, прогнозируя становление однополярного мира (США – центр силы) или Многополярного мира (центр силы – Зап. Европа, США, Китай, Япония).
Во второй половине ХХ в. сформировалось несколько концепций конфигураций Европы:
Европа отождествляется только с Зап. Европой (прообраз Империи Карла Великого 9 в.) или с Европейским Союзом.
Европа от Польши до Португалии (или от Бреста до Бреста). Эта концепция исключала сверхдержавы США и СССР.
Европа от Атлантики до Урала (Шарль де Голль).
- «Хельсиннская Европа» - страны, поддерживающие международную разрядку.
3. Предметом геополитики как науки являются актуальные проблемы существования и развития государства, национальные интересы, закономерная взаимозависимость политики и географических факторов.
Проблемы предмета геополитики:
§ пространственные отношения между странами и континентами;
§ внутреннее устройство геополитического пространства;
§ жизнь (обитания) народа в конкретной географической среде и конкретной политической обстановке;
§ формы жизни государства;
§ отношение государства к земле, производству материальных благ;
§ демографический императив (требование);
§ рациональное использование «свойств» территории интеллектуального потенциала;
§ инфраструктура коммуникационных и организационных взаимодействий;
§ стратегия глобального и регионального (национального) развития, геополитическая стратегия, нации;
§ тенденции мировой геополитики.
Геополитика, как и политология, подчинена интересам государства, но она должна учитывать своеобразие земного пространства, климата, рельефа, историю, менталитет и т.д. Следовательно, геополитика – это часть всеобщей политики, обусловленная конкретными географо-историческими обстоятельствами данной страны.
Геополитика – понятие собирательное, соединяющее в себе знания многих эмпирических наук (общественных, естественных, точных). Их можно разделить на две группы:
Первая – науки, изучающие Землю (физическая география, геология, геоморфология, геохимия, биология и т.д.).
Вторая – общественные науки, изучающие политику (экономическая география, политическая география, философия, право и т.д.).
Функции геополитики:
- Познавательная;
- Интегральная;
- Аналитико-рекомендательная;
- Сохранно-защитительная
Страница 6 из 27
Основной категорией геополитики является категория “контроль над пространством”. Именно ее, как правило, развивают все геополитические теории. Геополитика изучает основы, возможности, механизм и формы контроля пространства со стороны политических институтов, в первую очередь со стороны государств и союзов государств. Территория, которую контролирует или стремится контролировать государство, характеризуется, прежде всего, степенью освоенности центром, уровнем развития их связей. Пространство, контролируемое государством или союзом государств, называют чаще всего геополитическим полем. Геополитик К.В. Плешаков предложил следующую классификацию подобных полей:
1. Эндемическое поле (от греч. endemos – местный) – пространство, контролируемое государством продолжительное время. Принадлежность этой территории данной национальной общности признают соседи.
2. Пограничное поле – территория, находящаяся под контролем данного государства, но недостаточно демографически, экономически, политически освоенная. Чаще всего таким полем бывают пространства, населенные национальными меньшинствами. Сопредельные государства иногда ставят под сомнение принадлежность этих территорий, но все же не рассматривают их как свои. Именно к числу таковых полей относятся огромные Азиатские, Северо-Восточные, Дальневосточные регионы России, а также Кавказ, Калининградская область, Карелия и мусульманский анклав на Волге.
3. Перекрестное поле – пространство, на которое претендует несколько сопредельных государств. К таким пространствам относятся большие территории бывшего СССР, населенные преимущественно русскими и русскоговорящим населением, не по своей воле оказавшимися в составе “независимых государств” (СНГ).
4. Тотальное поле – непрерывное пространство, находящееся под контролем национальной общности. Это, например, территория современной России. В перспективе союз с Белоруссией при разумном подходе к нему дает историческую возможность расширить его.
5. Геополитическая опорная точка – место (территория), находящееся вне тотального поля, контролируемое каким-либо государством, но коммуникации к этой территории контролируются другим или другими государствами. Например, опорной точкой России сейчас выступает Калининградская область.
6. Метаполе – пространство, осваиваемое одновременно несколькими странами, государствами. Чаще всего это освоение идет в условиях геополитического давления извне.
С глубокой древности известны различные формы контроля над освоенным геополитическим пространством. Это военный, политический, экономический, демографический, коммуникационный, религиозный и другие виды контроля. С конца XX в. все большую роль играет информационно-идеологический, технологический и культурно-цивилизационный контроль. Эти формы контроля чаще всего используются в различных сочетаниях, так как геополитический подход требует учета всех факторов в межгосударственном взаимодействии, прежде всего географических, экономических, военных, демографических, политических, культурно-религиозных, этнических.
Одной из категорий геополитики является категория “геополитические отношения” . Под ней подразумевается относительное единство и борьба различных мировых сил. Чаще всего это борьба противоположностей: суши и моря, центра и периферии. Единство в мировом историческом процессе – явление временное. Видному политическому деятелю Великобритании Уинстону Черчиллю (1874–1965) принадлежит мысль о том, что у Англии нет постоянных друзей, союзников, у нее есть только постоянные политические (геополитические) интересы. Поэтому абсолютна только борьба противоположностей. Она постоянна. Отсюда следующей важной категорией геополитики является понятие “баланс сил”. После распада СССР баланс сил в мире значительно изменился. Мир перестал быть биполярным. Запад, пользуясь этой ситуацией, навязывает России свои правила игры на мировой арене, пытается создать новый мировой порядок за счет России. И это грозит непредвиденными последствиями для всего мира.
Важной категорией геополитики является понятие “политическое пространство”, которое очерчено границами. Политическое пространство – это один из главных признаков государства. Таковым его делают определенные границы, выступающие фактором его безопасности. В геополитике весьма важную роль играют пространственные отношения между государствами. В качестве таковых выступают границы. Геополитическая проблема границ возникает всегда, когда начинается борьба за контроль, присоединение, освоение политического пространства. Граница между государствами, даже самыми дружественными, – это всегда политико-стратегическая линия разделения их интересов.
Эту особенность отметил Ф. Ратцель. В частности, он утверждал, что граница есть периферийный орган государства и как таковой служит свидетельством его роста, силы или слабости, изменений в этом организме. В немецкой геополитике проблема границ – главная тема исследований. Хаусхофер культивировал у немецкого народа не только чувства геополитические, но и “чувства границ ”. Он отмечал, что нельзя рассматривать границы как что-то навсегда данное, они – живые органы, расширяющиеся и сжимающиеся подобно коже и другим защитным органам человеческого тела.
Одним из первых исследовал проблему границы британский политический деятель, консерватор Дж.Н. Керзон (1859–1925). Будучи вице-королем Индии, он хорошо изучил азиатский опыт размежевания, отметив, что многие народы Азии избегают жестко фиксированных границ, что связано во многом с их кочевым образом жизни и с неприятием всяких регламентирующих установок. Граница как жестко зафиксированная линия характерна в основном для стран Европы. При острых пограничных спорах между государствами Керзон рекомендовал создавать буферное образование.
Граница выполняет определенные функции: ограничения или исключения въезда нежелательных лиц, недопущения контактов между жителями сопредельных государств, задержания преступников, контрабандистов, сбора пошлин с ввозимых или вывозимых товаров, контроля за квотами ввозимых товаров, за движением валюты, полетами, санитарного контроля и т.д. С определенной долей условности границы делят на естественные и искусственные .
Одной из основных категорией геополитики является также понятие “интерес ”. Зная, в чем заключается интерес государства, нации, нетрудно определить общий стратегический курс страны. Интересы могут быть: классовые, национальные, государственные . Если существует нация-государство, то национальные, государственные интересы совпадают.
В мире идет объективный процесс глобализации международной жизни. По мере того как люди и институты теряют самостоятельность, они все более и более стремятся защитить свои интересы, добиться психологического комфорта, тяготеют к общностям, к которым они принадлежат (этническим, религиозным, классовым и т.д.). Процесс глобализации генерирует консолидацию этнических меньшинств, увеличивает волну религиозного фундаментализма. Так, некоторые исследователи считают, что всплеск национализма в годы перестройки был, в частности, реакцией на попытку руководства страны ввести СССР в общеевропейский дом.
Если говорить о государственных интересах , то самые главные из них сформулированы в международных документах: Уставе ООН, Заключительном акте Совещания в Хельсинки, Основополагающем Акте взаимоотношений России и НАТО и т.д. В подобных источниках международного права фиксируются политическая независимость страны, группы стран, условия их физического выживания, недопустимость любого вмешательства извне в жизнь государства, неприкосновенность его границ и т.д.
В качестве государственных интересов страны могут выступать наращивание ресурсной базы , а на ее основе – экономической, военной, финансовой, научно-технической и другой мощи страны, усиление ее геополитического влияния, рост благосостояния населения, культурный, нравственный, интеллектуальный прогресс общества. Специфика географического положения страны, внутриполитическая, социально-экономическая ситуации, национально-культурные и цивилизационные особенности, уровень авторитета страны в мировом сообществе – все это формирует содержание государственных интересов. При этом географические, природно-ресурсные, экономические факторы играют особую роль.
Безусловно, весь комплекс государственных интересов надо рассматривать не в статике, а в динамике. Наибольший удельный вес из них имеют те, что подтверждаются нормами международного права. Справедливыми будут и те интересы страны, что не нарушают интересов других государств. Конечно, на практике чаще всего в качестве судьи, определяющего “нарушают – не нарушают мои интересы”, выступают те государства, которые обладают реальной силой: военной, экономической, финансовой.
Так, общеизвестны многочисленные факты вмешательства США во внутренние дела латиноамериканских, арабских стран, а в последнее время Югославии и т.п. Дело в том, что содержание “государственных интересов” объективно. Однако трактуют его субъекты – лидеры стран по-своему. Они же берут на себя роль выразителей государственных интересов, обосновывают первоочередность целей, решения внутренних и внешних задач. В авторитарных и демократических государствах механизмы достижения целей и задач различны. Но в абсолютном большинстве стран решающую роль играли и играют мощные финансовые группы – олигархии. Главными объектами их интересов на рубеже веков являются природные ресурсы и рынки сбыта готовой продукции (а в перспективе эта проблема значительно обострится).
С рассмотренной категорией тесно связано и такое базовое понятие науки геополитики, как “механизм реализации государственных интересов”. Какие принципы, нормы права, морали, политики должны быть приоритетными при отстаивании этих интересов? Практика показывает, что на первый план выступают прагматические интересы, которые достигаются силой без учета каких-либо норм и принципов морали. Разница была и есть в том, что одни – геополитически сильные государства или их группа – хотят сразу и все, другие – по частям и постепенно. Одни пытаются реализовать свои государственные интересы путем активной, а другие – ползучей экспансии. Эти методы нарабатывались веками, они имеют свою историю и методологию. Одни идут по пути укрепления национальной геополитической силы (Китай, Япония), другие – по пути создания новых коалиций. Внутри этих коалиций (НАТО, ЕС и др.) идет постоянная скрытая или явная борьба за лидерство как внутри коалиций, так и в ключевых районах мира.
Мощь (могущество ) государства исторически проявлялась в первую очередь как мощь военная. История оставила многочисленные письменные памятники, которые свидетельствуют о том, что всегда побеждал тот, кто был лучше вооружен, чьи войска были лучше организованы, выучены, более мобильны, дисциплинированны и т.п. Военная мощь возрастала по мере научно-технического прогресса, наработок военной мысли. Все это вкупе с географическими факторами работало на становление или упадок мощи государства. Геополитические конфликты возникали чаще всего вокруг разделов и переделов мира, за спорные территории, за расширение сфер влияния.
Государственная мощь определяется также уровнем экономического, финансового, интеллектуального потенциала. Вторая половина XX в. показала, что борьба за передел мира может вестись не только с применением военной силы, но и путем экономической, финансовой, культурно-идеологической экспансии. Многие современные геополитики полагают, что “мощь страны – это комплексный показатель взаимодействующих в системе факторов ”. Его величина не абсолютная, измеряемая какими-то единицами, а относительная, т. е. проявляющаяся в процессе участия государств в международных отношениях и оцениваемая по ее результатам. В определенной степени элементы мощи государства взаимозаменяемы.
Государственные интересы порождают те или иные действия стран и народов. Эти действия могут носить оборонительный или наступательный, захватнический или освободительный характер. В геополитике чаще всего применяется категория “экспансия”, под которой обычно понимаются какие-либо территориальные приобретения или установление военно-политических сфер влияния. Практика показала, что экспансия может быть не только военной, но и экономической (торговой, финансовой и т.п.), а также культурно-идеологической, информационной и т.д. В начале XXI в. главным видом экспансии остается территориальная – борьба за сырьевые ресурсы суши и моря, за биоресурсы – за выживание.
Территориальные приобретения – это чаще всего долгосрочные приобретения, это “жизненное пространство”. Россия объективно стала страной, притягивающей интересы сопредельных и дальних государств, желающих потеснить ее, “полакомиться” ее территориями, вытеснить из других регионов земного шара. Так, Турция в одностороннем порядке изменила толкование соглашений 1936 г. о статусе Черноморских проливов. Россия медленно, но упорно оттесняется от богатств Антарктиды. Китай ведет против России тихую ползучую демографическую экспансию , внедрив в демографическое тело Российской Федерации, по некоторым оценкам, уже около 2 млн. своих сограждан. В силу ряда причин экспансия против России носит в основном “мягкий характер”. Иные ее формы могли бы повлечь осуждение мировым сообществом, активное сопротивление россиян и т.п. Однако, очевидно, что главным препятствием для осуществления более жесткой экспансии является ракетно-ядерный потенциал России.
В XXI в. по мере обострения и глобализации ресурсного кризиса, особенно энергоносителей, роста народонаселения, истощения и сокращения площадей плодородных земель, экологического напряжения, вероятно, в мировые отношения вернется жесткий вариант территориальной экспансии.
Термин «геополитика» образован от двух греческих слов – «гео» (земля, страна) и «политика». Ввел его шведский географ Р. Челлен в начале XX в. (в годы первой мировой войны) для описания государства как особого организма, стремящегося к расширению зоны своего обитания и деятельности.
В научном планегеополитику можно определить как междисциплинарную (комплексную) теорию, объясняющую зависимость государственных действий (политики) от таких факторов, как географическое положение страны (выход к морям и океанам, ландшафт, наличие естественных границ в виде гор, пустынь, болот, речные коммуникации, почвы, климат, растительность, полезные ископаемые и т. д.), размер территории, протяженность границ и их конфигурация, количество и состав проживающего в стране населения и др. Главный геополитический фактор - это, конечно,занимаемая государством территория: ее размер, состав и конфигурация. От этого фактора зависят и все остальные. Поэтому геополитика в теоретическом плане – это прежде всегонаука о территориальных интересах государства.
Названные факторы объективно влияют на возможности жизнеобеспечения страны, ее развития. Вместе с тем в период становления геополитики как науки, используя вполне здравую идею о возможности нейтрализации и компенсации невыгодных моментов пространственного положения за счет внешнеэкономической и политической деятельности, предпринимались попытки теоретического обоснования военной агрессии в отношении других государств (в Германии такой подход культивировался с начала первой мировой войны). Этим обстоятельством в основном и определялось негативное отношение к геополитике. В целом же геополитику можно считать прародительницей политики, самой древней «политикой», когда большие организованные группы людей в первобытном обществе определяли свое местоположение, свои действия и отношения с другими первобытными социумами в зависимости от геоприродных факторов.
а) когда государство в своей политике исходит из геополитического положения страны как из некой объективной данности, которая присуща ему исторически и которую государство в данных политических условиях изменить не может. Государство в данном случае рассматривает свое геополитическое положение как величину постоянную, и искусство геополитики здесь состоит в том, чтобы максимально полно использовать наличные геополитические факторы и компенсировать свою геополитическую неподвижность за счет других факторов (индустриального развития общества, освоения новых технологий, развития коммуникаций и др.);
б) когда деятельность государства непосредственно направлена на улучшение геополитического положения страны.
В настоящее время актуальны как первая разновидность геополитики, так и вторая, которая не обязательно связана с военными действиями государства. Постоянные геополитические интересы этносов в современном мире могут и должны осуществляться демократическим и цивилизованным путем: через собирание народов в содружества на основе новых форм государственного устройства и государственных союзов.
Для Российского государства геополитическая функция стала особенно значимой с XVI в. В результате ее последовательного осуществления Россия в геополитическом отношении развивалась непрерывно и гармонично, и к XIX в. «государство легло в своих естественных геополитических пределах» (B.C. Ковалкин).
Вопрос 25 Форма государства: понятие и элементы.
Форма государства - это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим. Если категория “сущность государства” отвечает на вопрос: в чем заключается главное, закономерное, определяющее в государстве, то категория “форма государства” - кто и как правит в обществе, как устроены и действуют в нем государственно-властные структуры, как объединено население на данной территории, каким образом оно связано через различные территориальные и политические образования с государством в целом, как осуществляется политическая власть, с помощью каких методов,приемов.
Форма государства - это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия, национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы государства выступают:
1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти, их взаимоотношения друг с другом и населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);
2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедеративные);
3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приемов государственного властвования различают демократический и антидемократический политические (государственные) режимы).
Политическая география - общественно-географическая наука, изучающая территориальную дифференциацию политических явлений и процессов. Основные области исследований политической географии:
Изучение особенностей политического и государственного строя, форм правления и административно-территориального устройства стран мира;
Исследование формирования государственной территории, её политико-географического положения и границ;
Рассмотрение географических различий в социальной структуре населения (в том числе в национальном и религиозном составе населения);
Анализ расстановки партийно-политических сил;
Изучение географических особенностей выборов в различные органы власти.
Политическая география находится на стыке разных дисциплин, тесно связана со многими общественными науками, в первую очередь – с политологией, историей, социологией, международным и государственным правом, что делает её довольно интегрированной в общественную жизнь. В то же время, данная наука входит в систему географических наук, так как имеет целью изучение конкретных социально-экономических территориальных объектов и взаимосвязей между их элементами.
Географический детерминизм как методологическая основа геополитических учений.
Географический детерминизм - концепция, согласно которой географические условия предопределяют специфику экономической, социальной и политической жизни государств, формируют национальный дух и национальный характер.
Учения о географическом детерминизме начали появляться ещё в первой половине XVIII века. Наиболее последовательно концепция географического детерминизма разработана в книге Шарля Луи Монтескье «Дух законов». Интерес Монтескье был прикован, прежде всего, к непосредственным, часто очень грубо понимавшимся отдельным связям между климатом, народным характером и законодательством
Европейская школа геополитики.
Геополитика – наука о контроле над территорией, о закономерностях распределения и перераспределения сфер влияния различных государств и межгосударственных объединений. Существует несколько геополитических школ. Одной из них является европейская школа геополитики.
Европейская, или немецкая школа геополитики подчёркивала роль географических факторов в политическом развитии. Немецкие геополитики сформулировали три важные идеи:
идея государства-организма, предложенная Ф. Ратцелем: государство рождается и развивается подобно организму, естественным образом стремясь к территориальному расширению.
сформулированная Р. Челленом (одним из первых идеологов создания германской сверхдержавы) идея государственной самодостаточности, как непреложного закона успешного функционирования государственного организма;
идея сверхрегионов, которую выдвинул К. Хаусхофер.
Конечной целью немецкой школы, так же как и англо-американской, являлось определение условий, при которых Германия могла бы установить господство над Европой, а затем и миром. Её главным представителем был Карл Хаусхофер. Он развивал концепцию «жизненного пространства», предложенную Ратцелем, применительно к межвоенной Германии, усечённые границы которой представлялись ему неестественными и уродующими национальную жизнь немцев.