Прописка на даче: за и против. Жилой дом жилое строение Является ли дачный дом жилым
Итак, вы счастливый обладатель земельного участка в населенном пункте. Означает ли это, что вы автоматически можете построить на нем дом для постоянного проживания? Отнюдь. На положительный ответ в первую очередь влияет разрешенное использование вашей земли . Именно от него зависит, появится на вашем участке капитальное строение или простой летний домик. Свои преимущества и недостатки есть у каждой категории участков в российских населенных пунктах, на которых разрешено строить жилые объекты - земель под садоводство, приусадебных хозяйств и участков под индивидуальное жилищное строительство.
Жилое строение или дом? Принципиальные отличия
Унификация во многом устаревших различий в правовом режиме земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, приусадебного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенных в границах населенных пунктов, началась в нашей стране в 2008 году. Тогда Конституционный суд (КС РФ) признал не соответствующим Конституции абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, где им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке на землях населенных пунктов.
В отличие от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, действующая в настоящее время система в качестве критерия отнесения к жилым помещениям называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания . Тем самым не исключена возможность отнесения к индивидуальному жилищному фонду и жилых строений , если они пригодны для проживания.
Но среди видов жилых помещений, перечисленных в статье 16 Жилищного кодекса РФ, понятия жилые строения нет. Поэтому их пригодность для постоянного проживания, в отличие от жилых домов , должна доказываться и устанавливаться. Ранее это было возможно в соответствии с законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики": жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках, можно было переоформить в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности. Однако этот закон утратил силу с марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ, который такой возможности уже не предусматривает.
Следует также помнить, что КС РФ не признал неконституционным фактический запрет на возведение на садовом земельном участке жилого дома , а не жилого строения , установленный ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Соответственно, возведение на садовом участке жилого дома будет незаконным . Тем же, кто желает построить-таки жилой дом и жить в нем постоянно, нужно либо возвести жилое строение и признать его жилищем , либо до начала строительства изменить разрешенное использование земельного участка . Признание гражданами жилых строений пригодными для постоянного проживания осуществляют суды общей юрисдикции (то же самое действие юридическими лицами осуществляется в арбитражном суде).
Строительство на приусадебной земле
Кроме строительства на земле, предназначенной под садоводство, жилого строения и признания его жилищем, существует и другой путь законно возвести на землях населенного пункта жилье. Он, в частности, предполагает изменение разрешенного использования земельного участка на земли под личное приусадебное хозяйство (ЛПХ) или под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона номер 112 "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок – это участок в границах населенного пункта, который используется для ведения личного подсобного хозяйства, то есть непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей. На приусадебном земельном участке можно возводить и жилой дом, и жилое строение .
При этом специалисты, как правило, рекомендуют строить сразу именно дом , так как налоговые органы придерживаются мнения, что физическое лицо не может получить имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в части расходов, произведенных на строительство жилого строения (письмо УФНС России по Москве от 29.09.2009 № 20-14/4/101409). Является ли ваше здание жилым домом или строением , определяет проект строительства.
В случае возведения жилой постройки на землях ЛПХ нужно принять во внимание и еще один существенный факт. Несмотря на то, что такие участки не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, они прежде всего должны использоваться для производства сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 4 112-ФЗ) и лишь потом – для возведения на нем дома и других зданий. Это значит, что, во-первых, неиспользование подобной земли для производства сельскохозяйственной продукции может повлечь ответственность по статье 8.8 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП; для граждан штраф составляет от 500 до 1 тысячи рублей); во-вторых, после трех лет неиспользования по назначению участок после предварительного уведомления может быть изъят у собственника путем продажи с публичных торгов (статьи 284 и 286 Гражданского кодекса РФ). Пока эти положения применяются только к участкам из земель сельхозназначения, а не земель поселений, тем не менее, необходимо иметь ввиду, что буква закона обязывает не только строить на приусадебном земельном участке, но и выращивать там фрукты, овощи и так далее.
Плюсы и минусы ИЖС
Гораздо больше подходят для капитальной загородной недвижимости земельные участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Одно из главных преимуществ этой категории земель – то, что при переводе земли в ИЖС и строительстве на ней дома собственник, согласно Налоговому кодексу, вправе рассчитывать на налоговый вычет, равный сумме фактически произведенных расходов. Однако, необходимо помнить, что если в течение 10 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок дом так и не построен, и на него, соответственно, не зарегистрированы права собственности, то зпо прошествии этих 10 лет земельный налог в отношении участка будет начисляться с двойным коэффициентом.
Другой плюс ИЖС – при предоставлении земель этой категории обязательно выдаются технические условия для инженерной инфраструктуры (в том числе и для газификации - статья 48 Градостроительного кодекса РФ и Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения").
При предоставлении участков под ЛПХ технические условия, напротив, могут не выдаваться. В этом случае орган местного самоуправления обязан выдать технические условия подключения перед началом строительства на соответствующем участке в ходе подготовки градостроительного плана земельного участка. Конкретные условия подключения будут определяться местоположением участка, наличием инфраструктуры, местными программами газификации.
При этом если для подключения строящихся объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создание этих сетей, плата за подключение не взимается.
Что касается обязательств, то все упомянутые выше санкции за неиспользование земельного участка для ЛПХ в течение трех лет распространяются и на собственников участков для ИЖС, но уже за незастройку участка, а не за сельскохозяйственную запущенность. То есть земли ИЖС в течение трех лет обязательно нужно начать использовать по прямому назначению, для строительства жилья, иначе участок у собственника может быть изъят.
Порядок изменения целевого назначения
Порядок изменения разрешенного использования участка зависит от того, утверждены ли для соответствующей территории правила землепользования и застройки (ПЗЗ). При наличии утвержденных ПЗЗ изменения в них вносятся в предусмотренном этими правилами порядке. Общие требования к этой процедуре установлены в статьях 31 – 32 Градостроительного кодекса РФ. Она предполагает подачу заявления об изменении правил землепользования и застройки в местную комиссию по землепользованию и застройке, которое после вынесения комиссией заключения проходит согласование у главы местной администрации. После этого проводятся публичные слушания, о которых уведомляются прежде всего правообладатели соседних земельных участков и недвижимости, расположенной на них. Представительный орган местного самоуправления утверждает соответствующие изменения, и тогда новое разрешенное использование земельного участка может быть учтено в Государственном кадастре недвижимости и зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В случае, когда ПЗЗ на соответствующей территории не приняты, до 2012 года (срок, до которого закон обязывает все территории принять правила) решение об изменении одного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой принимает глава местной администрации (статья 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ"). И если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, то изменение производится без процедуры публичных слушаний.
Адвокат адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры", магистр юриспруденции Антон Алексеев
Итак, вы счастливый обладатель земельного участка в населенном пункте. Означает ли это, что вы автоматически можете построить на нем дом для постоянного проживания? Отнюдь. На положительный ответ в первую очередь влияет разрешенное использование вашей земли . Именно от него зависит, появится на вашем участке капитальное строение или простой летний домик. Свои преимущества и недостатки есть у каждой категории участков в российских населенных пунктах, на которых разрешено строить жилые объекты - земель под садоводство, приусадебных хозяйств и участков под индивидуальное жилищное строительство.
Жилое строение или дом? Принципиальные отличия
Унификация во многом устаревших различий в правовом режиме земельных участков, предназначенных для ведения садоводства, приусадебного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, расположенных в границах населенных пунктов, началась в нашей стране в 2008 году. Тогда Конституционный суд (КС РФ) признал не соответствующим Конституции абзац второй статьи 1 Федерального закона "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" в той части, где им ограничивается право граждан на регистрацию по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке на землях населенных пунктов.
В отличие от прежнего порядка государственного учета жилищного фонда, действующая в настоящее время система в качестве критерия отнесения к жилым помещениям называет фактическую пригодность жилого строения для постоянного проживания . Тем самым не исключена возможность отнесения к индивидуальному жилищному фонду и жилых строений , если они пригодны для проживания.
Но среди видов жилых помещений, перечисленных в статье 16 Жилищного кодекса РФ, понятия жилые строения нет. Поэтому их пригодность для постоянного проживания, в отличие от жилых домов , должна доказываться и устанавливаться. Ранее это было возможно в соответствии с законом РФ "Об основах федеральной жилищной политики": жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках, можно было переоформить в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности. Однако этот закон утратил силу с марта 2005 года в связи с введением в действие Жилищного кодекса РФ, который такой возможности уже не предусматривает.
Следует также помнить, что КС РФ не признал неконституционным фактический запрет на возведение на садовом земельном участке жилого дома , а не жилого строения , установленный ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан". Соответственно, возведение на садовом участке жилого дома будет незаконным . Тем же, кто желает построить-таки жилой дом и жить в нем постоянно, нужно либо возвести жилое строение и признать его жилищем , либо до начала строительства изменить разрешенное использование земельного участка . Признание гражданами жилых строений пригодными для постоянного проживания осуществляют суды общей юрисдикции (то же самое действие юридическими лицами осуществляется в арбитражном суде).
Строительство на приусадебной земле
Кроме строительства на земле, предназначенной под садоводство, жилого строения и признания его жилищем, существует и другой путь законно возвести на землях населенного пункта жилье. Он, в частности, предполагает изменение разрешенного использования земельного участка на земли под личное приусадебное хозяйство (ЛПХ) или под индивидуальное жилищное строительство (ИЖС).
В соответствии со статьей 4 Федерального закона номер 112 "О личном подсобном хозяйстве" приусадебный земельный участок – это участок в границах населенного пункта, который используется для ведения личного подсобного хозяйства, то есть непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции в целях удовлетворения личных потребностей. На приусадебном земельном участке можно возводить и жилой дом, и жилое строение .
При этом специалисты, как правило, рекомендуют строить сразу именно дом , так как налоговые органы придерживаются мнения, что физическое лицо не может получить имущественный налоговый вычет по налогу на доходы физических лиц в части расходов, произведенных на строительство жилого строения (письмо УФНС России по Москве от 29.09.2009 № 20-14/4/101409). Является ли ваше здание жилым домом или строением , определяет проект строительства.
В случае возведения жилой постройки на землях ЛПХ нужно принять во внимание и еще один существенный факт. Несмотря на то, что такие участки не относятся к землям сельскохозяйственного назначения, они прежде всего должны использоваться для производства сельскохозяйственной продукции (пункт 2 статьи 4 112-ФЗ) и лишь потом – для возведения на нем дома и других зданий. Это значит, что, во-первых, неиспользование подобной земли для производства сельскохозяйственной продукции может повлечь ответственность по статье 8.8 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП; для граждан штраф составляет от 500 до 1 тысячи рублей); во-вторых, после трех лет неиспользования по назначению участок после предварительного уведомления может быть изъят у собственника путем продажи с публичных торгов (статьи 284 и 286 Гражданского кодекса РФ). Пока эти положения применяются только к участкам из земель сельхозназначения, а не земель поселений, тем не менее, необходимо иметь ввиду, что буква закона обязывает не только строить на приусадебном земельном участке, но и выращивать там фрукты, овощи и так далее.
Плюсы и минусы ИЖС
Гораздо больше подходят для капитальной загородной недвижимости земельные участки для индивидуального жилищного строительства (ИЖС). Одно из главных преимуществ этой категории земель – то, что при переводе земли в ИЖС и строительстве на ней дома собственник, согласно Налоговому кодексу, вправе рассчитывать на налоговый вычет, равный сумме фактически произведенных расходов. Однако, необходимо помнить, что если в течение 10 лет с даты государственной регистрации прав на земельный участок дом так и не построен, и на него, соответственно, не зарегистрированы права собственности, то зпо прошествии этих 10 лет земельный налог в отношении участка будет начисляться с двойным коэффициентом.
Другой плюс ИЖС – при предоставлении земель этой категории обязательно выдаются технические условия для инженерной инфраструктуры (в том числе и для газификации - статья 48 Градостроительного кодекса РФ и Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и Правил подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения").
При предоставлении участков под ЛПХ технические условия, напротив, могут не выдаваться. В этом случае орган местного самоуправления обязан выдать технические условия подключения перед началом строительства на соответствующем участке в ходе подготовки градостроительного плана земельного участка. Конкретные условия подключения будут определяться местоположением участка, наличием инфраструктуры, местными программами газификации.
При этом если для подключения строящихся объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения не требуется создание этих сетей, плата за подключение не взимается.
Что касается обязательств, то все упомянутые выше санкции за неиспользование земельного участка для ЛПХ в течение трех лет распространяются и на собственников участков для ИЖС, но уже за незастройку участка, а не за сельскохозяйственную запущенность. То есть земли ИЖС в течение трех лет обязательно нужно начать использовать по прямому назначению, для строительства жилья, иначе участок у собственника может быть изъят.
Порядок изменения целевого назначения
Порядок изменения разрешенного использования участка зависит от того, утверждены ли для соответствующей территории правила землепользования и застройки (ПЗЗ). При наличии утвержденных ПЗЗ изменения в них вносятся в предусмотренном этими правилами порядке. Общие требования к этой процедуре установлены в статьях 31 – 32 Градостроительного кодекса РФ. Она предполагает подачу заявления об изменении правил землепользования и застройки в местную комиссию по землепользованию и застройке, которое после вынесения комиссией заключения проходит согласование у главы местной администрации. После этого проводятся публичные слушания, о которых уведомляются прежде всего правообладатели соседних земельных участков и недвижимости, расположенной на них. Представительный орган местного самоуправления утверждает соответствующие изменения, и тогда новое разрешенное использование земельного участка может быть учтено в Государственном кадастре недвижимости и зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
В случае, когда ПЗЗ на соответствующей территории не приняты, до 2012 года (срок, до которого закон обязывает все территории принять правила) решение об изменении одного вида использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой принимает глава местной администрации (статья 4 ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса РФ"). И если новый вид разрешенного использования предусматривает жилищное строительство, то изменение производится без процедуры публичных слушаний.
Адвокат адвокатского бюро "Егоров, Пугинский, Афанасьев и Партнеры", магистр юриспруденции Антон Алексеев
ЖИЛОЕ СТРОЕНИЕ — ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЯ ПОНЯТИЯ.
Федеральный закон от 29 июля 2017г № 217-ФЗ « О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд….» устанавливает:
Статья 3. Основные понятия используемые в настояшем Федеральном законе:
Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) садовый земельный участок — земельный участок, предназначенный для отдыха граждан и (или) выращивания гражданами для собственных нужд сельскохозяйственных культур с правом размещения жилого дома, садового дома, хозяйственных построек .
2) садовый дом- здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком здании;
3) хозяйственные постройки — сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки (в том числе временные), предназначенные для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд;
Статья 23. Особенности образования земельных участков, расположенных в границах капитального строительства
1.Предельные параметры разрешенного строительства зданий и сооружений, строительство которых осуществляется на садовых земельных участках, определяются градостроительными регламентами.
2.Строительство объектов капитального строительства на садовых земельных участках допускается только в случае, если такие земельные участки включены в предусмотренные правилами землепользования и застройки территориальные зоны, применительно к которым утверждены градостроительные регламенты, устанавливающие предельные параметры такого строительства.
3.Садовый дом может быть признан жилым домом, жилой дом может быть признан садовым домом в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации
Таким образом, вводя на законодательном уровне для СНТ понятие «Жилой дом», закон не наделяет это понятие смысловыми характеристиками, в отличии от «Садового дома» и «Хозяйственных построек». Кроме того, наделяя собственников СНТ правом перевода жилых домов в садовые, а садовых в жилые, закон лишь указывает, что этот переход может быть осуществлен в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации». Однако сам порядок и юридически значимые последствия этих переходов законом не обозначены. Все это чревато серьезными последствиями для дачников, считают эксперты.
Жилые дома в СНТ сейчас разрешается строить без соответствующей разрешительной документации, однако невыясненным остается вопрос о дальнейшей судьбе существующих построек. Перерегистрация недвижимости и разделение построек на два типа может привести к появлению дополнительных проблем для граждан. Для прописки в жилом доме, расположенном на территории СНТ, сегодня необходимо иметь на руках решение судебной инстанции о том, что жилой дом, возведенный на участке, относится к объекту капитального строительства и является пригодным для постоянного проживания Другими словами, государство не признает запись о виде строения «Жилой дом» в зарегистрированном в установленном порядке правоустанавливающем документе на этот дом. С другой стороны, наличие зарегистрированного жилого дома в СНТ может быть признано наличием второго жилья со всеми вытекающими из этого последствиями. И несмотря на существующую правовую неопределенность, государство рекомендует садоводам возводить капитальные постройки на территории СНТ.
Как настойчиво отмечают эксперты, необходимо принятие нового подзаконного правового акта, в котором все эти вопросы должны быть законодательно определены.
Противоречивость современного Российского законодательства с очевидной наглядностью отразилась в правовом статусе «жилых строений».
Термин «жилые строения» введен в оборот Федеральным законом от 15 апреля 1998 года № 66–ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан». Статьей первой этого закона гражданам разрешено возводить жилые строения на садовых и дачных земельных участках без права регистрации проживания в них, а также, возводить вспомогательные хозяйственные строения и сооружения, обеспечивающие режим эксплуатации таких жилых строений. Обращает на себя внимание тот факт, что приведенный термин — «жилые строения», не упомянут в Жилищном кодексе РФ и поэтому указанные объекты являются самостоятельным видом объектов, не отнесенных законодателем числу объектов жилищных прав. Жилищный кодекс РФ оперирует родовым понятием «жилое помещение», в состав которого входят следующие виды объектов: жилой дом, часть жилого дома; квартира, часть квартиры; комната (ч.1 ст.16 ЖК РФ). Перечисленные виды жилых помещений являются объектами жилищных прав и предназначены для постоянного проживания граждан. Приведенный перечень жилых помещений является закрытым. Следует отметить, что жилые дома, возводимые на дачных земельных участках (с правом регистрации проживания), полностью соответствуют признакам объекта жилищных прав. В отличие от «жилых помещений» жилые строения имеют самостоятельную правовую природу и основанный на специальном законе правовой режим (Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ). Итак, какова же правовая природа объектов, обозначенных законодателем как «жилые строения». Следует сразу подчеркнуть, что правовой режим (целевое назначение) любого объекта капитального строительства изначально предопределено назначением земельного участка, на котором он расположен. Любое иное соотношение правовых режимов является исключением. Земельное и градостроительное законодательство исходит из приоритетности целевого назначения земельных участков, при определении вида использования объектов капитального строительства, возводимых на этих участках (ст.1 п.5; ст. 85 п.3 Земельного кодекса РФ, ст.1 п.9; ст. 36 п.1; ст. 51 п.1 Градостроительного кодекса РФ). Иными словами, назначение постройки зависит от назначения земли. Прежде чем возводить, что либо, на земельном участке, – застройщик должен убедиться, соответствует ли задуманное правовому статусу участка и, если нет, то, возможно ли изменить этот земельно-правовой статус. Правовой режим садоводческих и дачных земельных участков предусматривает их использование для выращивания плодовых и огороднических культур, в сочетании с отдыхом. В силу этого, эксплуатация возводимых на этих участках жилых строений ограничена целями обеспечения процесса выращивания садово-огороднических культур и проведением отдыха. Само употребление в словосочетании «жилое строение» термина «строение» характеризует временный, сезонный, неосновательный характер постройки, подчеркивает непостоянство пользования этих строений людьми. Если для владельцев дачных земельных участков Федеральный закон от 15.04.1998 №66-ФЗ предусмотрел правовую альтернативу – возводить «жилое строение» или «жилой дом с правом регистрации проживания», то для садовых земельных участков закон такой альтернативы не предоставил. Вместе с тем, существующая реальность такова, что вне зависимости от правового режима садового земельного участка, зачастую на землях садоводческих товариществ возводятся комфортабельные жилые дома, которые вряд ли можно назвать «строениями». По техническим нормативам и строительным характеристикам (фактически) эти объекты являются жилыми домами, по правовому режиму (виртуально) – жилыми строениями. В данном случае предназначение коренным образом отличается от реального использования. Граждане, озабоченные жилищной проблемой давно нашли практическое её разрешение в возведении жилищ на садовых землях. Отсутствие необходимости готовить и согласовывать проектную документацию для застройки садовых и дачных земельных участков, позволяет их владельцам создавать пригодные для постоянного проживания жилые объекты. Единственными правовыми документами, ограничивающим владельцев в их строительном порыве остаются правила землепользования и застройки – на территориях, входящих в черту населенных пунктов и проекты планировки территории некоммерческого товарищества – на землях сельскохозяйственного назначения. В таких условиях застройщики земель садоводческих товариществ ограничены только в параметрах – высотой не более трех наземных этажей, площадью – не более 1500 кв.м., отступ от границ участка – на величину, предусмотренную правилами застройки или проектом планировки. Кто, в таком случае, откажет себе в удовольствии построить жилой дом на садовом участке. Только тот, кто ограничен в средствах либо в фантазии. В последние десятилетия территории садоводческих товариществ превратились в жилые поселки малоэтажной застройки. Вполне очевидно желание граждан устранить правовые различия в условиях отсутствия различий фактических. Такие попытки предпринимались и ранее, в начале 1990-х годов, на законодательном уровне. Федеральным законом № 4218-1 от 24 декабря 1992 года «Об основах федеральной жилищной политики» гражданам, имеющим в собственности жилые строения, расположенные на садовых и дачных земельных участках и отвечающие требованиям нормативов, предъявляемым к жилым помещениям, было предоставлено право переоформить их в качестве жилых домов с приусадебными участками на праве частной собственности, в порядке, установленном законодательством (часть 3 статьи 9 упомянутого Закона). Неизвестно какая часть граждан успела воспользоваться предоставленной возможностью, так как с введением в действие нового Жилищного Кодекса РФ, с 1 марта 2005 года Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» утратил силу. Правовая возможность отнесения пригодных для постоянного проживания жилых строений, расположенных на садовых земельных участках к жилищному фонду была восстановлена Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 14.04.2008 №7-П. Судом было рассмотрено заявление семей военнослужащих из Краснодарского края, обжаловавших положения абзаца второго статьи 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», запрещающего регистрацию по месту жительства в жилых строениях, возведенных на землях в составе садоводческого товарищества. По результатам рассмотрения суд признал не соответствующими Конституции Российской Федерации отдельные положения упомянутой статьи. Статья 1 Федерального от 15.04.1998 № 66-ФЗ признана неконституционной в части ограничения прав граждан быть зарегистрированными «по месту жительства в пригодном для постоянного проживания жилом строении, расположенном на садовом земельном участке, который относится к землям населенных пунктов». Как видим, формулировка снятия ограничений сопровождается судом (оговорена) определенными условиями. Регистрация (прописка) в жилом строении возможна, при условии: 1) если это строение «пригодно для постоянного проживания» (читай круглогодичного), 2) если садовый земельный участок входит в черту населенного пункта. Таким образом, постановлением Конституционного суда не был изменен правовой статус «жилых строений» на садовых участках. Их назначение, связанное с садоводством, осталось прежним. Более того, правовые различия между объектами, расположенными на дачных участках и объектами в составе садоводческих товариществ оставлены в силе. Для части садовых жилых строений (не для всех), суд определил возможность, посредством комиссионной процедуры быть отнесенными к жилищному фонду. Иными словами, при определенных условиях, объекты, не предназначенные для постоянного проживания, но пригодные для этой цели, могут использоваться как жилые. Это касается только садовых жилых строений, расположенных на землях поселений. Следовательно, правовой режим садоводческих земельных участков при определенных условиях расширяется. В том случае, если садоводческое товарищество расположено на землях сельскохозяйственного назначения – факт пригодности строения для целей постоянного проживания не снимает ограничений в регистрации (прописки) по месту жительства. Конституционный Суд РФ указал, что поскольку жилищное законодательство является сферой совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. «к» ч.1 ст. 72 Конституции Российской Федерации), субъекты Российской Федерации вправе осуществить надлежащее правовое регулирование, определив порядок признания жилых строений на садовых земельных участках пригодными для постоянного проживания. Безусловно и очевидно, что процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания, по сложности, сопоставима с получением разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В Краснодарском крае, в рамках реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 14 апреля 2008 года № 7-П, главой администрации (губернатором) Краснодарского края принято постановление от 29 декабря 2009 года № 1185 подробно регламентирующее процедуру и порядок комиссионного признания жилых строений пригодными для постоянного проживания. Предоставленная Конституционным Судом органам власти субъектов Федерации возможность правового регулирования вопроса отнесения к жилищному фонду объектов садовых жилых строений, расположенных в границах населенных пунктов, повлекла в свою очередь изменения в процедуру упрощенной регистрации прав на такие объекты. Приказом Минэкономразвития России от 03.11.2009 №447 была утверждена новая форма декларации об объекте недвижимого имущества предназначенная для регистрации прав на объекты, не требующие получения разрешения на строительство. Новая форма декларации вступила в силу 26 января 2010 года. Главным отличием новой формы декларации стало исключение из перечня видов объектов недвижимости термина «жилое строение». Это оправдано. Термин «жилое строение» употребляемый в сочетании с обозначением «назначение – нежилое» для большинства неспециалистов звучит некорректно. Теперь, заполняющий декларацию вправе самостоятельно обозначить таким наименованием принадлежащий ему объект, в строке, заполняемой вручную. Разработчики попытались объединить под одним видовым понятием «дом» объекты, расположенные как на дачных, так и на садовых участках. Поскольку законодательного определения «садовый дом»,«дачный дом» не существует, разработчики воспользовались определением «дом», содержащимся в приказе Росстата от 13.04.2009 № 61 «Об утверждении переписных документов Всероссийской переписи населения 2010 года». Согласно терминологии названного приказа: «Дом – здание, предназначенное для постоянного проживания, или временного пребывания людей в зависимости от функционального назначения и для выполнения различного вида производственных процессов». Как видим, под такое определение подпадают и «дом» на дачном участке и «жилое строение» – на садовом участке. Главное отличие первого дома («дачного») от другого («садового»), в назначении – «жилое» или «нежилое». Логика разработки новой формы декларации – упростить классификацию видов объектов не всеми была правильно понята. У части граждан новая форма декларации породила ошибочные представления о том, что простым заполнением декларации (проставлением отметки в клеточке) можно узаконить возведенный на садовом участке жилой дом. Процедура признания жилого строения пригодным для постоянного проживания находится в ведении органов власти субъектов Федерации.
Российских дачников с 1 января 2019 года ждут перемены. В новом году вступит в силу Федеральный закон № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд».
Вопросов у садоводов много, нововведения пока пугают. Разъяснить ситуацию постарались специалисты Управления Росреестра по Ульяновской области.
В январе 2019 года вступает в силу новый «дачный закон» 217-ФЗ. Какие изменения он внесет в жизнь дачников и огородников Ульяновской области?
Этот закон многие называют «Дачной Конституцией». И это справедливо, поскольку документ существенным образом меняет многие аспекты жизни людей, имеющих дачные, садовые и огородные участки в составе товариществ, партнерств, кооперативов. В частности, меняются организационно-правовые формы созданных гражданами некоммерческих организаций и правовой режим принадлежащих гражданам земельных участков и находящихся на них объектов.
Новый «дачный закон» упраздняет большинство типов объединений садоводов (дачные кооперативы, партнёрства и прочие). Оставлены только две формы: садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Все объединения, которые сегодня имеют в названии слово «дачный» или «садовый», с 1 января 2019 года будут считаться СНТ, а организации со словом «огороднический» - ОНТ. В какие сроки существующие объединения садоводов-огородников должны провести переименование?
Да, новый закон предусматривает только две организационно-правовые формы из девяти существующих в настоящее время. Это садоводческие некоммерческие товарищества и огороднические некоммерческие товарищества. Законом упраздняются все виды дачных объединений. Садоводческие и огороднические некоммерческие партнерства подлежат переименованию в товарищества.
Отдельные положения установлены в отношении садоводческих и огороднических кооперативов. Для этих видов объединений предусмотрено два варианта изменений, а именно: кооператив либо преобразуется в товарищество собственников недвижимости, либо приводит свой устав в соответствие с Федеральным законом от 08.12.1995 № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации». Для дачного потребительского кооператива необходимость такого преобразования не предусмотрена, и в законе не имеется других положений, регулирующих юридическую судьбу объединения. Возможно, это пробел, который подлежит урегулированию.
Потребуется ли дачникам после изменения уставов организаций вносить поправки в имеющиеся у них на руках правоустанавливающие документы на земельные участки и другую недвижимость?
Нет, вносить изменения в правоустанавливающие и иные документы, содержащие прежние наименования организаций, не нужно. Они сохраняют юридическую силу в первоначальном виде.
- Какие изменения произойдут с земельными участками и находящейся на них недвижимостью?
Давайте сначала обсудим изменения, касающиеся земельных участков. Закон устанавливает только два вида разрешенного использования земельных участков по виду товариществ: «садовый земельный участок» и «огородный земельный участок». Виды разрешенного использования «для ведения садоводства», «дачный земельный участок», «для ведения дачного хозяйства» «для дачного строительства», содержащиеся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) или указанные в правоустанавливающих документах, имеющихся у граждан, приравнены к «садовому земельному участку». Все земельные участки, находящиеся в границах объединений, автоматически становятся садовыми земельными участками.
- Что же представляет из себя садовый земельный участок?
И садовый, и огородный земельные участки предназначены для отдыха граждан и выращивания для собственных нужд сельскохозяйственных культур. Разница между этими участками состоит в возможности их застройки теми или иными объектами.
Так, на садовом земельном участке разрешается строительство садовых и жилых домов, хозяйственных построек и гаражей. В частности, на таких участках можно строить сараи, бани, теплицы, навесы, погреба, колодцы и другие сооружения и постройки, в том числе временные.
По сути, этот вид использования объединяет в себе признаки современного садового и дачного земельных участков и представляет собой «два в одном».
На огородном земельном участке, в отличие от садового участка, возможно строительство хозяйственных построек только определенного вида, предназначенных для хранения инвентаря и урожая сельскохозяйственных культур, не являющихся объектами недвижимости. Перечень таких построек значительно уже ныне существующих возможностей застройки огородного участка объектами. Действующий Федеральный закон от 15.04.1998 № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» допускает возможность строительства на огородном участке некапитального жилого строения, а также хозяйственных построек и сооружений. Благодаря этому граждане могли строить на огородном участке капитальные хозяйственные постройки, например баню, сарай, теплицу, и регистрировать свои права на такие постройки.
С 1 января следующего года построить объект недвижимости на огородном земельном участке и зарегистрировать право на него уже не получится. Пожалуй, это самый главный минус огородного земельного участка.
Строительство жилого дома на огородном земельном участке невозможно ни сейчас, ни после 1 января.
Что будет с хозяйственными постройками, возведенными на огородном земельном участке, права на которые уже зарегистрированы в ЕГРН?
Все хозяйственные постройки, являющиеся объектами недвижимости, построенные на огородных земельных участках, и права на них, зарегистрированные в ЕГРН, сохраняются без изменений.
Хорошо, давайте вернемся к садовым участкам. По новым правилам объекты недвижимости можно строить только на садовых земельных участках?
Да, на садовом земельном участке можно построить садовый дом, жилой дом, хозяйственные постройки, гаражи. Все эти объекты, в том числе хозяйственные постройки, не являющиеся временными, отнесены законом к объектам недвижимости, права на которые подлежат государственной регистрации в ЕГРН.
- Каковы признаки жилого дома, находящегося на садовом земельном участке?
Для жилого дома, находящегося на садовом земельном участке, установлены те же самые признаки, что и для индивидуального жилого дома, находящегося на земельном участке, предназначенном для индивидуального жилищного строительства или личного подсобного хозяйства.
Вступивший в силу 4 августа этого года Федеральный закон от 03.08.2018 № 340-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» установил равнозначность понятий «объект индивидуального жилищного строительства», «жилой дом» и «индивидуальный жилой дом». С этого момента жилой дом, возводимый на садовом участке, так же, как и индивидуальный дом, - это отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем 3, высотой не более 20 метров, состоящее из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для проживания людей. Важный признак жилого дома - его непредназначенность для раздела на самостоятельные объекты недвижимости, то есть квартиры, части жилого дома.
Равнозначность понятий, скорее всего, означает одинаковый порядок строительства индивидуального жилого дома и жилого дома, находящегося на дачном земельном участке?
Совершенно верно. Градостроительным кодексом Российской Федерации, в частности статьей 51.1., для этих объектов с 4 августа 2018 года введен один и тот же уведомительный порядок строительства и реконструкции. Также уведомительный порядок предусмотрен и для садовых домов. То есть на жилые и садовые дома, находящиеся на садовых (дачных) участках, распространены требования градостроительного законодательства.
- Чем отличается садовый дом от жилого дома?
Садовый дом - это новое понятие, введенное Законом, которое означает здание сезонного использования, предназначенное для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их временным пребыванием в таком доме. То есть садовый дом - это объект нежилого назначения.
- Каким объектам, права на которые уже зарегистрированы, соответствует садовый дом?
Садовыми домами признаются расположенные на садовых земельных участках здания, сооружения сезонного или вспомогательного использования, предназначенные для отдыха и временного пребывания людей, сведения о которых внесены в ЕГРН, до дня вступления в силу Закона с назначением «нежилое», то есть это любые нежилые здания, не являющиеся хозяйственными постройками и гаражами. Хозяйственные постройки и гаражи к садовым домам не относятся.
- Что представляет собой уведомительный порядок строительства?
При уведомительном порядке строительства застройщику жилого дома или садового дома необходимо направить в орган, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство (это либо администрация муниципального образования по месту нахождения земельного участка, либо в случае передачи полномочий по соглашению - агентство архитектуры и градостроительства Ульяновской области), уведомление как при начале строительства садового дома, так и при завершении строительства. Уполномоченный орган принимает решения также в форме уведомления.
Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на жилой дом или садовый дом, построенный по новым правилам, возможны при наличии у застройщика трех уведомлений: уведомления о планируемом строительстве дома и уведомления об окончании строительства дома, направленных застройщиком в уполномоченный орган, а также уведомления уполномоченного органа о соответствии построенного дома требованиям законодательства о градостроительной деятельности.
Технический план на дом готовится застройщиком по окончании строительства на основании документов, указанных в части 11.1. статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Закон о регистрации): 1) декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости; 2) уведомления застройщика о планируемом строительстве или реконструкции дома; 3) уведомления уполномоченного органа о соответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции дома параметров объекта предельным параметрам разрешенного строительства (при наличии такого уведомления).
Затем застройщик оформляет уведомление об окончании строительства дома и вместе с техническим планом направляет в уполномоченный орган.
- Какие правила действуют в переходный период, установленный Законом № 340-ФЗ до 01.03.2019?
До 1 марта следующего года правообладатель дачного или садового участка имеет возможность выбора способа оформления построенного им жилого или садового дома. Застройщик вправе оформить дом в уведомительном порядке либо осуществить государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на дом по правилам, установленным для объектов недвижимости, для строительства которых не требуется получения разрешения на строительство. Во втором случае уведомления не направляются, технический план готовится на основании проектной документации либо декларации, составленной и заверенной правообладателем объекта недвижимости, и правоустанавливающего документа на садовый участок. После 1 марта оформить права на садовый или жилой дом можно будет только в уведомительном порядке.
То есть, если на садовом участке уже фактически стоит жилой дом, то садоводу следует поторопиться с оформлением дома до 1 марта следующего года?
Да, это так. После 1 марта такой дом уже будет иметь признаки самовольной постройки и оформление прав на него осложнится необходимостью обращения в суд с заявлением о признании права собственности. Садовый дом, построенный на садовом участке после 1 марта без соблюдения уведомительного порядка, также будет являться самовольной постройкой.
Каким образом можно будет оформить права на хозяйственные постройки, гаражи, являющиеся объектами недвижимости, после вступления в силу нового дачного закона?
Данные объекты относятся к категории вспомогательных объектов, для строительства которых не требуется ни получения разрешения на строительство, ни направления каких-либо уведомлений. Государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав на такие объекты недвижимости будут по-прежнему осуществляться на основании технического плана и документа на земельный участок.
Возникнут ли какие-либо проблемы у людей, имеющих на руках документы на земельные участки в том или ином объединении и еще не зарегистрировавших свои права на принадлежащие им земельные участки?
Права на садовые, дачные, огородные земельные участки, возникшие до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», то есть до 31 января 1998 года, являются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в ЕГРН. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Таким образом, предстоящие изменения никоим образом не отразятся на людях, имеющих ранее возникшие права на такие земельные участки.
При наличии документов, выданных после вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ, государственная регистрация прав возможна только в общем порядке по результатам проведения правовой экспертизы представленных документов при условии соответствия представленных документов установленным требованиям.
И в том и в другом случае государственная регистрация после 01.01.2019 будет осуществляться по правилам, установленным законом, либо на садовый земельный участок, либо на огородный земельный участок, независимо от описания земельного участка в имеющихся у правообладателя документах.
15 октября 2013 года Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект № 313087-6 "О внесении изменений в Федеральный закон от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " " . Речь идет о предоставлении россиянам возможности зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, принадлежащем им на праве собственности и расположенном на садовом, дачном земельном участке или земле сельскохозяйственного назначения .
Текущая ситуация
На данный момент регистрация по месту проживания в жилом строении, расположенном на садовом или дачном земельном участке, прямо запрещена (ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " ").
Но поскольку многие дачники фактически постоянно проживают на значительном удалении от места своей регистрации, то реализовывать некоторые гражданские права и обязанности им весьма затруднительно. Например, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 26 ноября 1996 г. № 138-ФЗ " " право избирать депутатов представительных органов местного самоуправления и выборных должностных лиц местного самоуправления принадлежит гражданину Российской Федерации, постоянно проживающему на территории соответствующего муниципального образования и достигшему на день выборов 18 лет.
Кроме того существует часть населения, для которой садовый или дачный дом является и вовсе единственным жильем, поэтому вопрос регистрации по месту жительства для таких людей стоит особенно остро.
Тем не менее число желающих зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, не так уж высоко – всего 29%.
Мы задали вопрос посетителям сайта , готовы ли они зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке, если такая возможность будет предоставлена? Опрос показал следующие результаты:
29% респондентов готовы зарегистрироваться в любом случае . Среди аргументов прозвучали такие как: "Выписавшись из квартиры и прописавшись в своем доме, сократятся расходы по ЖКХ", "Не буду зависеть от общих коммуникаций" и др.
Некоторые респонденты, признались, что дом является дли них единственным жильем и вопрос регистрации для них стоит особенно остро: "Я живу в дачном доме пять лет, другого жилья у меня нет, и я не могу в нем прописаться ", "Очень многие семьи приобретают дачи в черте города для постоянного проживания так как на квартиру заработать очень сложно. Мы с маленькой дочкой жили на даче шесть лет, была бы возможность прописаться жили бы до сих пор, но без прописки возникли трудности со школой ".
22% опрошенных отметили, что не имеют недвижимость за городом.
18% респондентов готовы зарегистрироваться в доме, расположенном на садовом или дачном участке, только если коммунальная, транспортная и другие инфраструктуры будут благоустроены: "Освещение, дорога, коммуникации ". Некоторые участники опроса обращают внимание на завышенные тарифы энергоресурсы: "Электричество очень дорогое ".
17% не видят в этом необходимости, аргументируя это тем, что большинство все же используют садовые и дачные участки для летнего времяпровождения, и не готовы нести дополнительные расходы по содержанию дома в зимний период: "У нас климат холодный и зимой я все равно буду жить в квартире ", "Это повлечет за собой новые расходы и затраты на содержание дома зимой ".
10% пользователей ответили на вопрос, что в принципе готовы, но боятся выписываться из квартиры. Вместе с тем, один из участников опроса высказал боязнь того, что если он зарегистрируется в дачном доме, то "его квартиру могут отнять".
На данный момент порядок регистрации граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства регулируется Законом РФ от 25 июня 1993 г. № 5242-I " " и Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (утв. ).
Дачный дом – жилое строение, расположенное на дачном земельном участке.
Садовый дом – жилое строение, расположенное на садовом земельном участке.
Принятый в первом чтении рассматриваемый законопроект предполагает заменить существующее в Федеральном законе от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ " " понятие "жилое строение" на "индивидуальный жилой дом", что в свою очередь будет соответствовать уже используемым терминам в законодательстве, в частности в и кодексах РФ, а также снимет вопрос статуса жилого строения, возводимого на садовом или дачном участке.
Требования к жилому помещению и порядок признания его жилым утверждены постановлением Правительства РФ от 28 января 2006 г. № 47 " " (далее – Положение).
Для того чтобы дачный или садовый дом был признан жилым помещением, необходимо оценить его соответствие установленным требованиям .
Для инициирования процедуры оценки жилого строения на пригодность для постоянного проживания собственнику необходимо обратиться в межведомственную комиссию по месту нахождения объекта.
Комиссия создается федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, в зависимости от подведомственности местонахождения жилого строения.
В состав комиссии включаются представители органов исполнительной власти, а также представители органов, уполномоченных на проведение регионального жилищного надзора (муниципального жилищного контроля), государственного контроля и надзора в сферах санитарно-эпидемиологической, пожарной, промышленной, экологической и иной безопасности, защиты прав потребителей и благополучия человека.
Также к работе в комиссии подключается сам собственник жилого строения или его уполномоченное лицо, с правом совещательного голоса, а в случае необходимости – квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций, с правом решающего голоса ().
В течение 30 дней с момента обращения собственника жилого строения и на основании оценки соответствия жилого строения установленным требованиям , межведомственной комиссией принимается в виде заключения одно из следующих решений:
- о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;
- о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки;
- о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания.
Только после того как жилое строение, расположенное на дачном или садовом земельном участке будет признано жилым помещением, в нем можно будет зарегистрироваться по месту проживания.
Подводные камни "дачной прописки"
Несмотря на то, что регистрация носит уведомительный характер, а отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных и законами РФ, на практике россиянам приходится сталкиваться с рядом проблем, возникающих из-за отсутствия регистрации, например, при оформлении водительского удостоверения, загранпаспорта, записи детей в школу, получении пенсий и т. д.
Несомненно, обсуждаемый законопроект, в случае одобрения, позволит в дальнейшем гражданам реализовать в полном объеме свое конституционное право выбора места жительства. Однако следует обратить внимание на ряд возможных проблем, с которыми может столкнуться лицо, решившее зарегистрироваться по месту жительства в жилом доме, расположенном на садовом или дачном земельном участке. Рассмотрим их более подробно.
Самостоятельная организация и обслуживание территориальной инфраструктуры. Первое, на что стоит обратить внимание, это тот факт, что территории садовых и дачных земельных участков, на которых расположены жилые дома, не будут автоматически причислены к землям поселений в случае регистрации на них граждан по месту жительства. Для перевода земельных участков из одной категории в другую предусмотрен специальный порядок, регулируемый Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ " ".
Ходатайство о переводе земельного участка из одной категории в другую направляется заинтересованным лицом в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, уполномоченные на рассмотрение этого ходатайства. На практике процедура перевода представляет собой довольно сложное мероприятие и может растянуться надолго – от одного года и более.
Соответственно, у органов местного самоуправления близлежащих населенных пунктов не возникнет обязательств по организации и поддержке в должном состоянии инженерно-транспортной инфраструктуры, необходимой для осуществления нормальной жизнедеятельности жителей, в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ " ". Поэтому постоянно проживающим в садовых и дачных домах необходимо будет самостоятельно решать организационные вопросы, связанные, например, с ремонтом и чисткой дорог зимой, подключением к сетям связи, подключением электричества, водоснабжения и т. п.
Для рассмотрения вопроса о пригодности помещения для постоянного проживания заявитель представляет в комиссию по месту нахождения жилого помещения следующие документы:
|
Потеря социальных доплат, льгот и субсидий. Также следует учитывать, что при смене регистрации по месту жительства гражданин может потерять некоторые социальные льготы, субсидии либо доплаты, предусмотренные на уровне субъекта (речь идет о случаях, если будущее место жительства будет находиться в другом регионе). Например, в соответствии с подп. "е" п. 33 постановления Правительства Москвы от 17 ноября 2009 г. № 1268-ПП " " в случае снятия пенсионера с регистрационного учета по месту жительства в Москве право на получение региональной социальной доплаты утрачивается. Так, например, по состоянию на 15 ноября 2013 года доплата для неработающих пенсионеров, зарегистрированных по месту жительства в столице, установлена до уровня регионального социального стандарта в размере 12 000 рублей (п. 3 постановления Правительства Москвы от 1 ноября 2011 г. № 514-ПП " ").
Увеличение размера налогов на недвижимое имущество. Еще один момент, который следует учесть, это возможное увеличение рыночной стоимости жилого строения после приобретения им статуса индивидуального жилого дома и возможности зарегистрироваться в нем по месту жительства. Несомненно, с одной стороны это является приятным плюсом, но с другой – увеличивается и размер налогов, которые должен будет уплачивать собственник такого дома. Особенно это станет ощутимо после вступления в действие готовящихся изменений во и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации . Речь идет о введении единого налога на недвижимость, размер которого будет рассчитываться исходя из кадастровой (максимально приближенной к рыночной), а не инвентаризационной стоимости объекта недвижимости , как это происходит сейчас.
Разрешительный порядок переустройства и перепланировки жилого помещения. После того как жилое строение будет признано жилым помещением, все планируемые переустройства и перепланировки такого помещения могут быть осуществлены только после получения соответствующего разрешения ( и п. 1.7 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда (утв. ) .
Фиктивная регистрация. Следует также обратить внимание на вероятность "фиктивной" регистрации по месту жительства в жилом доме расположенном на дачном участке, как злоупотребление своим правом некоторых недобросовестных граждан. Человек, который зарегистрируется по основному месту своего жительства, фактически может и не появляться там на протяжении всего времени. Это действие повлечет за собой отсутствие возможности оперативно разыскать человека при необходимости, что в свою очередь создаст помехи государственным органам в привлечении к ответственности вышеупомянутого лица, в случае совершения им противоправного деяния. Либо затруднит заинтересованным лицам действия по возмещению вреда, причиненного им таким гражданином.
В качестве примера можно привести ситуацию со штрафами за нарушение правил , которые автоматически присылаются на адрес регистрации по месту жительства гражданина.
Подводя итог, можно сказать, что, несомненно, обсуждаемые изменения законодательств внесут ясность в определение правового статуса жилого строения, расположенного на дачном или садовом земельном участке. В свою очередь, это позволит гражданам в дальнейшем избегать сложностей, возникающих на практике из-за отсутствия регистрации по месту жительства и полноценно реализовать конституционное право на свободный выбор места жительства.
Однако следует помнить, что, помимо положительных моментов, регистрация по месту жительства в жилых домах, расположенных на дачных или садовых участках, влечет за собой и ряд неудобств, рассмотренных в нашем материале.