Образование великого княжества литовского. Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского в XIII – XIV вв Схема административно территориальные единицы в вкл
Во второй половине XIV - cередине XVI века Великое княжество Литовское, Русское и Жемайтское представляло собой достаточно сложное образование. Состояло оно из удельных княжеств, а также областей (Полоцкая, Витебская, Смоленская, Жемайтская земли), находившихся в федеративных отношениях с центральной властью, а также из территорий собственно Литвы с частью белорусских земель. Особый автономный статус имели Киевская, Волынская и Подольская провинции. Ими управляли князья-наместники из числа Гедиминовичей. После ликвидации уделов эти земли вошли в состав государства под полную юрисдикцию великого князя.
В XIV - первой половине XVI века Великое княжество Литовское развивалось с учетом белорусских политических традиций, хотя все без исключения великие князья по линии отцов были литовского происхождения. Руководящая политическая роль также принадлежала крупным феодалам-землевладельцам литовского происхождения, которые назывались панами. Из них, а также из родственников великого князя состоял и высший орган - рада. Они же занимали и высшие государственные и придворные посты.
Главная обязанность великого князя состояла в защите целостности государства. Он стоял во главе войска, от его имени издавались законодательные акты и вершился суд, он поддерживал дипломатические отношения с соседями, объявлял войны, заключал мирные договоры с воюющими сторонами. Он назначал на государственные должности, распоряжался государственным имуществом, осуществлял руководство государственными имениями, раздавая их за верную службу своим подчиненным.
В подчинении великого князя находились города, которым он выдавал грамоты на магдебурское право. Теоретически власть князей считалась наследственной, но установилась традиция признания каждого очередного великого князя высшим феодалом. Вассалы великого князя имели своих вассалов, что свидетельствовало о существовании обычной феодальной иерархии. Власть великого князя была ограничена, с одной стороны, крупными феодалами, с другой - местными привилегиями отдельных территорий. Как правило, великие князья считались с мнением рады.
В 1413 году Городельским актом существование великокняжеской рады было оформлено юридически. За ней закреплялся статус государственного органа, который обязан был давать рекомендации великому князю. В привилеях государя 1492 и 1506 годов, связанные с ограничением великокняжеской власти права, подтверждались и расширялись. Со временем повышалась роль и значение рады. повышалась. Состав рады определял ее большое значение в управлении государством. В XV веке в нее входили епископы, канцлер, воеводы и каштеляны виленские и трокские, воеводы смоленские, витебские, полоцкие, киевские, старосты жемайтский и луцкий, должности которых приравнивались к воеводским, наместник гродненский.
Позже в состав рады стали входить воевода подляшский, подскарбий земский и маршалок земский. Рада принимала участие в раздаче земель, назначением на должности, вопросами дипломатических отношений, обороны и финансов. Важнейшие вопросы государственной жизни великие князья обсуждали не только с радой, но и с боярством. На него великие князья опирались в тех случаях, когда не находили понимания с высшей аристократической властью и с удельными князьями. Уже при первых великих князьях собиралась вече, совещения, сеймы.
Сеймы затем становятся общегосударственными, порядок их созыва сложился в начале XV века. Великий князь приглашал на них служебных лиц, князей, представителей поветовой шляхты всех регионов. Постепенно компетенция сеймов расширялась. Они стали созываться для избрания великих князей, обсуждения вопросов войны, налогов, заключения уний и др.
В первой половине ХVI века деятельность сеймов приобретает более широкий размах. Сейм стал выполнять законодательные функции. Со временем он стал представительным учреждением, то есть на него избирались послы (делегаты) местными уездными сеймиками. Вальные сеймы созывались не только в столице Великого княжества - г. Вильно, но и в Гродно, Бресте, Новогрудке, Минске. Позднее вальный сейм состоял из Государственного совета, которые стал называться Сенатом, а также из поветовых послов-депутатов, которые составляли Посольскую избу.
Центральную администрацию - исполнительную власть в Великом княжестве Литовском возглавляли три человека. Первым из них был канцлер, который хранил государственную печать и заведовал центральной канцелярией. За ним следовал гетман, который в отсутствие великого князя командовал во время войны армией, и земский подскарбий, ведавший государственной казной. Эти три человека подчинялись непосредственно великому князю. При дворе был также ряд должностей, которые позднее стали скорее почетным, чем реальными. Это маршалок дворный, чашник, стольник, мечник, конюший и др. При дворе великого князя находился также значительный штат государственных урядников и слуг из шляхты. Они выполняли поручения великого князя, членов рады и высших должностных лиц государства, осуществляли надзор за выполнением решений суда, вводили во владение государственными имениями, проводили следствия и ревизии, взыскивали задолженность по налогам, следили за строительством дорог, замков, сопровождали посольства за границу и др.
По административному делению XV века в великое княжество входило шесть воеводств: Виленское, Трокское, Киевское, Полоцкое, Витебское, Смоленское и два староства - Жемайтское и Волынское. Руководителями администрации в воеводствах были воеводы, а в поветах - старосты. Воеводы назначались великим князем и радой из числа крупных феодалов, уроженцев Великого княжества Литовского, пожизненно. Однако местные феодалы в случае необходимости имели право требовать их отставки. Обязанности и полномочия воевод были очень широкими. Практически им принадлежала вся полнота власти в воеводстве.
Заместителями воевод являлись подвоеводы. В их ведении находились административно-судебные дела, они руководили работой воеводской канцелярии, председательствовали в низшем городском суде. Военными силами главного замка в воеводстве и ополчением военнообязанного населения, приписанного к данному замку, командовали каштеляны. Они являлись заместителями воевод и представляли интересы воеводства в раде.
Державцы - руководители государственных и великокняжеских имений - замков, дворов - являлись низшим звеном местного государственного управления. Как воеводы и старосты, они несли ответственность перед правительством и великим князем за состояние дел на вверенной им территории, осуществляли суд на местным населением. Руководителями администрации в поветах являлись старосты. Староства вошли с XVI века. Чтобы осуществлять надзор над крестьянами старосты и державцы назначали сельских войтов, сотников, сорочников, десятников, которые следили за поддержанием порядка в селах и выполнением феодальных повинностей.
Сотники осуществляли надзор за выполнением повинностей на территории повета, сорочники - на территории волости, десятники - в отдельных деревнях. После волочной померы 1557 года эти должности были заменены сельскими войтами. В деревнях действовали органы крестьянского самоуправления - сельские сходы и старцы. Старцы избирались на сельских сходах. Они наблюдали за строительством дорог, мостов, замков, собирали и отвозили в установленные места налоги, участвовали в осуществлении правосудия.
Великокняжеский суд являлся высшим судербным органом. Судом панов рады, сейма являлся комиссарский суд. Во второй половине XVI века сеймом был принят закон о создании Главного суда - Трибунала, который состоял из выбранных на поветовых сеймиках шляхты судей. Заседал он в Минске, Вильне и Новогрудке попеременно. Среди местных судов наиболее древним был замковый (гродский) суд. Этот суд действовал в двух составах. В состав высшего суда входили воевода или староста, либо державцы и местные феодалы. Низший состав суда состоял из подвоеводы, судьи и писаря. Судьями могли быть только шляхтичи, умеющие писать, знающие право и имеющие недвижимость.
Для шляхты судом был земский поветовый суд. В этот суд судьи избирались шляхтой и утверждались великим князем пожизненно. Дела о земельных спорах рассматривал подкоморский суд. В городах, обладающих магдебурским правом, судопроизводство осуществляли войтовско-лавницкие или бурмистерско-радецкие суды. Судебные дела крепостных крестьян рассматривал вотчинный суд. Его осуществляли представители вотчинной администрации - державцы, старосты, соцкие. Дела рассматривались на основе местных обычаев или по воле владельца вотчины. Среди духовенства, татар, евреев действовали свои суды, основанные на религиозном праве, - Библии, Торе, Коране.
Белорусские земли в составе Великого княжества занимали неодинаковое положение. Виленскому, а также трокскому князьям были подвластны в военно-политическом и судебно-административном отношении Принеманье, Минская, Брестская земли, Полесье, часть Подрепровья и часть Литвы. В этих землях литовские князья, потомки Гедимина, постепенно вытеснили большинство князей династии Рюриковичей. По воле великого князя здесь часто происходила перегруппировка владений, создавались новые удельные княжества.
Каждая часть великого княжества сохраняла свой государственный строй, который, как правило, действовал на основе древнерусских правовых норм. Удельный князь приносил «покору» великому князю, предполагавшую обязательство оказания великому князю военной помощи, верной службы и платы дани. Но фактически отношения великого князя с удельными характеризовались еще и «братством». Удельный князь мог давать великому князю советы, заседать в его раде.
Удельное княжество управлялось исключительно местным князем. При нем действовали боярская дума и вечевое собрание. В Полоцкой, Витебской и Смоленских землях государственный строй имел свои особенности. С давних времен в них были князья, которые придерживались древнерусского вечевого уклада. Выборы князя и признание его власти зависело от вече. Каждая земля отдельно признавала власть великого князя. Этот порядок был изменен лишь в 1492 году, когда великий князь Александр был избран на общем сейме. Древние обычаи в отношениях центральной и местной (вечевой) власти соблюдались еще в XV и XVI веках.
Например, часто приезжали в отдаленные области великие князья Казимир и Александр, где они определенное время жили и помогали местным князьям и вече принимать управленческие решения. Великим князьям иногда приходилось принимать декреты, чтобы все слои населения жили между собой в согласии и решали дела сообща.
Все земли управлялись на основе уставных грамот, своеобразных законов, которые регулировали различные стороны жизни. Уставные грамоты предусматривали наличие у земель своей казны, присутствие городских выборных на суде великокняжеского наместника, устанавливали другие нормы уголовного и гражданского права.
Великий князь гарантировал жителям земель личную неприкосновенность и безопасность. В области имущественных прав граждан грамотами определялись права владения имущества, получения наследства. Грамоты обеспечивали также процессуальное право и защищали личность от ущемления со стороны местной администрации. Жемайтия и Подляшье такой самостоятельности не имели. Только в 1446 году Жемайтия получила дарственную грамоту от великого князя Казимира, в которой Жемайтии представлялась широкая автономия. Для Подляшья привилей не давал статуса земли-княжества. Автономия в области судебных отношений предоставлялась только шляхте.
Территориально-государственное оформление собственно литовских земель было также специфичным. В них выделялась территория, центром которой была старая столица Литвы - Троки. Это были древние родовые земли Гедиминовичей. Второе территориальное образование представляло собой земли вокруг новой столицы Вильно. Сюда входили владения литовских феодалов, а такжеж белорусские территории, которые были включены в Великое княжество Литовское уже при первых его князьях. Преимущественно это были западные части полоцких земель и северо-восточные районы Турово-Пинского княжества. Эти территории со временем обрастали белорусскими волостями, которые обычно среди удельно-княжеских земель размещались черезполосно. Поэтому Ольгерд и Кейстут заключили между собой договоренность о том, что одна половина присоединявшися земель приписывалась к Трокскому княжеству, а другая к Виленскому.
Во второй четверти XVI века земли, составлявшие собственное Великое княжество Литовское, включали в себя Вильно, Троки, Браслав, Новогрудок, Гродно, Брест, Слоним, Бобруйск, Мозырь, Минск, Пинск, Рогачев, Могилев, Гомель.
Воеводства – административно-территориальные единицы в ВКЛ во главе с воеводой. Появились в 1413 г. после реформ Витовта. Делились на более мелкие единицы – уезды и волости.
Гетман – командовал вооруженными силами ВКЛ.
Жемойтия (Жмудь) – территория центральной и западной части современной Литвы, где проходил процесс образования литовского этноса.
Золотая Орда – государство, существовавшее в середине ХІІІ – ХV вв., создано потомками монгольского хана Чингисхана. В период наибольшего могущества включала в свой состав Среднюю Азию, Северный Кавказ, половецкие степи. Вело войны с ВКЛ.
Канцлер – глава канцелярии великого князя и панов-радных, хранитель большой государственной печати.
Литва – в ХІІІ ст. историческое название территории Верхнего Понемонья. Балтская территория, но в значительной степени колонизированная славянами. Находилась в центре формирования ВКЛ, к которому перешло название. Не путать с Литвой (точнее – Летувой) этнической (в те времена – Жемойтия).
Магдебургское право – право феодального города на самоуправление, согласно которому экономическая деятельность, имущественные права, общественно-политическая жизнь, сословное состояние горожан регулировались собственной системой юридических норм.
Маршалок земский – председательствовална заседаниях сейма и Рады, провозглашал постановления великого князя и Рады, был смотрителем за порядком и этикетом при дворе и во время официальных церемоний, управлял приёмом заграничных послов.
Рада ВКЛ (паны-рада) – высший орган власти в ВКЛ, в состав которого входили первые должностные лица (канцлер, маршалок земский, гетман, воеводы и др.). Известен с начала ХIV в. Возник первоначально как совещательный орган при великом князе, но с конца ХV в. значительно ограничивал его власть.
Подскарбий земский – смотритель государственной казны, исполнял обязанности министра финансов, вел учет государственных доходов и расходов.
Сейм (Сойм) – сословно-представительный орган власти ВКЛ и Польши. Состоял из представителей шляхты. К компетенции вального (общегосударственного) сейма относилось: избрание великого князя, вопросы войны и мира, взаимоотношения с другими странами, установление налогов и регулирование законодательства.
Тевтонский орден – военно-религиозная организация немецких крестоносцев. Создан в ХІІ ст. в Палестине. Вел продолжительные войны с ВКЛ.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите социально-экономичные и политические предпосылки формирования Великого княжества Литовского.
2. Перечислите основные пути вхождения новых земель в формирующееся государство.
3. Определите главные причины и условия подписания Кревской унии. С чем были связаны внутриполитические конфликты после ее заключения?
4. Какой князь начал собирание земель ВКЛ?
5. Что вы знаете о первой столице государства?
6. Какие князья внесли наибольший вклад в расширение и укрепление ВКЛ, когда это было?
7. Какие основные внешнеполитические противники были у ВКЛ на протяжении ХIV – ХVI вв.? Как разворачивались отношения между ними?
8. Перечислите основные органы власти и управления в Великом княжестве Литовском.
Развитие производительных сил в конце 12 века, упрочение феодальных производственных отношений вызвали углубление общественного разделения труда. Это объективно повлекло за собой ускоренное развитие городов и торговли, что, в конечном счете, предопределило процесс ликвидации обособленности государств-княжеств и их объединение.
Наряду с внутренними экономическими причинами объединение государств-княжеств было ускорено неблагоприятной внешней обстановкой, сложившейся в Восточной Европе в связи с начавшейся в первой половине XIII в. агрессией с северо-запада католических орденов крестоносцев и меченосцев, а с юго-востока - татар. В силу указанных причин и того, что соседние белорусские, литовские, украинские княжества с древнейших времен находились в постоянных торговых и политических отношениях (общность торговых путей, культуры, религии, неоднократные совместные военные действия), объединение государств-земель поддерживалось всеми слоями общества, в том числе и крестьянством, которое больше всего страдало от феодальных междоусобных войн и внешней агрессии.
Процесс становления Великого княжества Литовского как суверенного государства начался в конце ХП в. с объединения некоторых белорусских и литовских княжеств, и продолжался в ХШ-XTV веках, когда в его состав вошли украинские и некоторые русские княжества. Столицей нового славянского государства в ХП-ХШ вв. был Новогрудок.
Концепции образования Великого Княжества Литовского
ВКЛ, в состав которого вошли белорусские, литовские княжества, начало складываться в 12 веке. На протяжении 13-14 веков к нему были присоединены украинские и русские земли. Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы. На протяжении более ста лет создавалось великое государство в Центральной и Восточной Европы, представляющее собой своеобразную федерацию земель так называемых "Литвы " и "Руси".
Под воздействием развития феодальных отношений социальная структура общества усложнилась: помимо оформления основных классов - феодалов и феодально-зависимого населения - сложилась новая социальная общность - феодальное сословие - шляхта, духовенство, мещане; возникли новые социальные группы населения (крестьяне осадные, крестьяне-бояре, мещане городов с магдебургским правом, паны хоруговные и др.).
Великий князь не принадлежал ни к одному из феодальных сословий, но его правовой статус был самым высоким: он обладал всей полнотой имущественных и личных прав, а также обладал большим объемом политических прав.
Особенностью общественного строя Великого княжества Литовского являлось наличие различного статуса православных и католических феодалов, православного и католического духовенства, что создавало дополнительную социальную напряженность в обществе.
Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского (вторая половина ХIII – ХIV вв.)
Государственное устройство и административно-территориальное деление складывались по мере формирования самого государства.
В ХП-ХШ вв. территория делилась на две части: центральную (главную), земли граничащие (прислушивающиеся). Центральную часть (политическое ядро государства) составляли Ошмянская, Браславская, Берестейская, Виленская, Вилкамирская, Волковыская, Городенская, Клецкая, Кобринская, Копыльская, Лидская, Менская, Мстиславская, Несвижская, Новоградская, Пинская, Речицкая, Слонимская, Слуцкая, Трокская, Туровская и Упитская земли, в истории известные под общим термином «Литва».
К землям прислушивающимся относились Витебская, Волынь, Жмудь, Киевская, Подляшье, Подолье, Полоцкая, Смоленская, Чернигово-Северская и др.
В центральной части Великого княжества Литовского располагался основной массив государственных великокняжеских земельных владений, а также владения крупных феодалов. Эта часть государства имела большую плотность населения, с которого взималась основная часть государственных налогов и из которого формировалась большая часть армии. В этой части государства находились и высшие органы государственной власти.
Земли, образовавшие Великое княжество Литовское, сохраняли свои прежние границы.
Административно-территориальное деление Великого Княжества Литовского (ХIV – середина ХVI вв.)
Усложнение административно - территориального деления произошло при вступлении на престол Альгерда (1345-1377 гг.), когда центральная часть в силу внешних причин была разделена на два военно административных округа - Виленский и Трокский Сохранение в Великом княжестве Литовском прежнего государственного устройства земель, анализ их правового статуса и взаимоотношений князя Великого княжества Литовского с местными князьями позволяют утверждать, что в этот период земли-княжества пользовались широкой автономией.
С 15 века основными административно-территориальными единицами, на которые делилась территория ВКЛ были воеводства и поветы. В 1413 году были образованы первые воеводства - Виленское и Трокское. В 1503 году появляется Витебское, Полоцкое, в 1507 -Новогрудское. Реформа 1565 года привела территорию ВКЛ к единообразию. На белорусских землях были образованы Берестейское воеводство с делением на поветы: Берестейским, Пинским, Витебское - с поветами Витебским и Оршанским, Минское воеводство с поветами Речицким, Мозырьским, Мстисталвкое и Полоцкое воеводства без деления на поветы. Новогородское воеводство было разделено на Новогородское, Волковыское, Слонимскиое. В Вилейское воеводство вошли поветы Ошмянский и Браславский, в Трокское - поветы Городенский и Лидский, в Киевское - Брагинский повет. Такое административно-территориальное деление просуществовало без особых изменений до конца18 века.
Форма правления Великого Княжества Литовского (вторая половина ХIII – ХIV вв.)
Великое княжество Литовское по форме правления представляло собой феодальную монархию. В период формирования своей территории система управления Великим княжеством Литовским была построена по принципу вассалитета. Во главе государства стоял государь, который назывался великим князем, реже - королем. Первый титул короля носил Миндовг после коронации в Новогородке в 1253 г. Правовой статус монарха Великого княжества Литовского в ХШ-ХУ вв. характеризовался концентрацией в его руках широких властных полномочий. Он командовал вооруженными силами, управлял внешней политикой, выдавал грамоты и другие правовые акты, осуществлял контроль за управлением финансово-хозяйственной деятельностью. Но власть великого князя не была абсолютной и ограничивалась верхами класса феодалов, некоторые из них входили в состав рады ВКЛ. Владея огромными землями, имели большое количество вассалов - зависимых людей. Кроме того, власть великого князя ограничивалась сеймом.
Форма правления Великого Княжества Литовского (ХIV – середина ХVI вв.)
Осуществляя свою власть, князь опирался на должностных лиц центрального и местного управления, а также других крупных феодалов, которые были его ближайшими советниками - составляли его раду. В раду входили ближайшие родственники великого князя, некоторые князья-вассалы, должностные лица центрального и даже местного государственного аппарата. В состав рады по должности входили и представители духовенства.
Сойм, как законодательный орган, берет начало с древнейших вечевых собраний, которые при феодализме превратились в сословно-представительные органы. Кроме того, соймом назывались и другие собрания, например, собрание жителей города или поветовой шляхты. На заседания сойма приглашались все епископы, князья вассальных княжеств, должностные лица центральных и местных органов управления, а также феодалы, которые пожелали присутствовать. Порядок созыва и работы сойма до XVI в. регулировался не законами, а обычным правом. Решения на сойме принимались, как правило, государем и радой. В XVI в. законодательные функции сойма и феодалов, на нем присутствующих, чуть увеличились, однако все решения готовились руководящими верхами - государем и радой.
К высшим служебным особам относился маршалок. Он следил за сохранением порядка и этикета при дворе великого князя, старшинствовал на заседаниях сойма и рады, объявлял решения государя, сойма и рады, осуществлял правосудие в отношении особ, виновных в преступлении в месте присутствия государя или на сойме.
Помощником князя в командовании армией были гетман, воевода, которые могли осуществлять суд над подчиненными. Позднее воеводами начали называться руководители местной администрации. Финансовые вопросы были в ведении подскарбия земского. Функции дворцовой администрации исполняли коморники, ведавшие имуществом князя; стольники, мечник и др. должностные лица.
В XVI в. интенсивно развивается государственный аппарат: усложняется структура, увеличивается численность, унифицируются местные органы, происходит централизация. Именно во второй половине XVI в завершается процесс складывания и правового закрепления основных звеньев государственного аппарата.
В XVI во главе государства, как и прежде, стоял монарх (господарь, Великий князь литовский, король польский). В соответствии с преамбулой Статута 1529 года должность господаря была выборной. При избрании господарь заключал ряд-договор, в котором содержались обещания (соблюдать прежние законодательство страны, новые нормативные акты принимать только с панами-радами, сохранять прежние права и льготы различных категорий населения и прежнее должности (врады) - Статут 1529 г., разделы I и III. Власть господаря была весьма ограниченной, т.к. он не обладал единоличной властью: любые важные вопросы решались обязательно с участием панов радных.
В XVI в. на престоле ВКЛ сменилось 5 великих князей: Александр I (1492-1506 гг.), Жигимонт (Сигизмунд) I Старый (1506-1548гг.), Жигимонт (Сигизмунд) II Август (1544-1572 гг), Стефан Баторий (1575-1582 гг.) и Жигимонт (Сигизмунд) III Ваза (1587-1632 гг.).
Вторым по значительности высшим органом была Рада -постоянно действующий коллегиальный орган, который фактически осуществлял реальную власть в государстве. В состав Рады входили крупные светские феодалы - паны радные, католические епископы (в первую очередь Вилен-ский и Жмудский) и лица по должности (канцлер, гетман земский, маршалок земский, маршалокдворный, подскар-бий земский и ряд других должностных лиц). Численный состав Рады законодательно не был определен, а на практике колебался от трех до сорока человек в зависимости от важности рассматриваемых вопросов. Компетенция Рады была столь широкой, что фактически ни один вопрос, относящийся к компетенции различных высших органов, не решался без его обсуждения в Раде
Сейм ВКЛ как сословно-представительный орган окончательно сформировался именно в XVI в. В него входили представители шляхты, избираемые ежегодно от каждого повета по одному человеку. Но в работе сеймов помимо послов, избранных от шляхты, принимали участие гос-подар, паны-радные, католические и православные епископы и лица, занимавшие высшие и местные рады.
По мере накопления опыта работы постепенно законодательно закрепляется порядок рассмотрения судебных дел на Сейме (арт.5 р. VI Статута 1529 г), определяется исключительная его компетенция (арт. 12 р.III Статута 1566 г.). Четко установленных сроков созыва Сеймов, места и продолжительности их проведения не было. Они собирались по мере необходимости в разных городах (Вильно, Гродно, Слониме и др.) и могли продолжать работу в течение нескольких дней или месяцев, но чаще всего - в течение 2-4 недель.
Особенностью государственного аппарата ВКЛ являлось отсутствие коллегиальных отраслевых органов управления. Вместо них была создана довольно широкая система высших и дворных должностей, основанных на принципах единоначалия, назначения, кормления, персональной ответственности, совмещения должностей и др. Например, Николай Радзивил в начале XVI в. занимал одновременно две государственные весьма значимые должности: земский маршал и воевода трокский, а затем канцлер и воевода виленский; а Юрий Радзивил в 30-х годах XVI в. - четыре должности: великий гетман, староста гродненский, наместник мозырский, державца лидский, скидальский, белицкий.
Среди высших должностных лиц государственного аппарата следует назвать канцлера, который заведовал государственной канцелярией и был хранителем большой государственной печати, без которой ни один нормативный акт не имел юридической силы. Он активно участвовал в разработке нормативных актов, следил за учетом всей входящей корреспонденции, поступающей на имя господаря (жалобы, прошения, донесения, судебные дела и т.д.). В его подчинении был большой штат должностных лиц (врадников): подканцлер, писари, дьяки и др. Важнейшую роль в системе государственного аппарата занимал земский маршал, в обязанности которого входили контроль за соблюдением этикета при дворе господаря и охрана порядка не только во дворе великого князя, но и в любом месте его нахождения. Он руководил приемом послов, просителей с челобитными на имя государя, мог председательствовать на заседаниях вального Сейма и Рады при отсутствии господара, Виленского и Жмудского католических епископов; осуществлял рассмотрение судебных дел, связанных с совершением правонарушений во время работы Сейма, и решал ряд других вопросов.
Все финансово-хозяйственные вопросы и государственная казна были в ведении земского подскарбия. Он ведал доходами и расходами государственной казны, сдачей в аренду государственного имущества, осуществлял общее управление всем государственным имуществом и т. д Его ближайшим помощником был дворный и подскарбий и множество скарбников, ревизоров, сборщиков налогов и т.д., ведающими по его указанию отдельными вопросами хозяйственно-финансовой деятельности. Вооруженные силы ВКЛ были в ведении гетмана наивысшего (земского, великого). Он не только командовал войском и организовывал оборону или военный поход, но ведал вопросами сбора войска, его комплектованием, снабжением. В его подчинении были гетман польный, гетман дворный, воеводы, каштеляны, поветовые старосты и другие должностные лица. Численность дворных врадов (должностей) была еще больше, чем земских, а их специализация - более узкой. Например, дворный подчаший, дворный подстолий, конюший, постельничий, крайний, кухмистр, мечник, ловчий, ключники, подключив, стольники, чашники и т.д.
В государственном строе Великого княжества Литовского, составной частью которого являлась и Беларусь, произошли значительные изменения под воздействием объективных и субъективных причин. Завершился процесс складывания территории государства, унификации его административно-территориального деления в результате проведенной в 1564-1566 гг. административной реформы, что в итоге привело к окончательному оформлению централизованного государства. Вся территория государства была разделена на 13 воеводств, которые в свою очередь делились на поветы. Воеводства были различны как по территории, так и по количеству населения, имея неодинаковое число поветов (от одного до пяти).
Централизованное государство сложилось, как и во многих других странах мира, в форме сословно-представительной монархии. Для нее характерно наличие монарха, власть которого ограничена, и сословно-представительных органов, которые, как правило, совместно решают наиболее важные вопросы как внутренней, так и внешней политики. Поскольку эта форма правления всегда означает более высокий уровень развития феодальной демократии, то все аспекты создания и функционирования сословно-представительных органов Великого княжества Литовского, их взаимоотношений с государем и его администрацией находят правовое закрепление. Но это происходит не сразу, а постепенно, по мере накопления опыта работы и диалектического процесса складывания самих сословно-представительных органов - великих вольных сеймов и поветовых сеймиков, - о чем свидетельствуют нормы Статутов ВКЛ 1529, 1566, 1588 годов.
В территория Литовской ССР делилась на 41 район, 89 городов, 25 посёлков городского типа.
В последние годы существования Литовской ССР территория делилась на 44 сельских района и 11 городов республиканского подчинения (в 1960-е их насчитывалось 9, без Алитуса и Капсукаса). Самые крупные города Вильнюс и Каунас , кроме того, делились на городские районы (всего 7). Сельские районы делились на апилинки и включали 22 посёлка городского типа и 81 город районного подчинения.
Города республиканского подчинения
- Капсукас (в 1989 г. переименован в Мариямполе)
Районы
Литовская Республика
- 10 уездов
- Уезды образуют территории 60-ти самоуправлений:
- 7 городских (города: Алитус , Вильнюс , Каунас , Клайпеда , Паланга , Паневежис и Шяуляй)
- 43 районных
- 10 новообразованных самоуправлений (Бирштонское, Висагинское, Друскининкайское, Казлу-Рудское, Калварийское, Мариямпольское, Нерингское, Пагегяйское, Ретавское и Электренское)
- Самоуправления делятся на 546 староств
- Староства подразделяются (с 2009 года) на формирующиеся, в настоящее время, сянюнайтии
Самоуправления крупных городов (Алитус , Вильнюс , Каунас , Клайпеда , Паневежис , Шяуляй) охватывают территорию одного города (в некоторых случаях с предместьями).
Самоуправления курортов (Паланга и Неринга) включают расположенные рядом с ними населённые пункты.
Таким образом уезд включает в себя различные административные единицы. Например, Вильнюсский уезд охватывает самоуправление города Вильнюса, самоуправление Вильнюсского района, Электренское самоуправление, а также самоуправления Тракайского, Укмергского, Шальчининского, Швенчёнского и Ширвинтского районов; в свою очередь, например, Вильнюсский район включает в себя город Неменчине, местечки Бяздонис , Майшягалу, Мицкунай, Шумскас, деревни и поделён на 23 староства.
Каждый уезд возглавляет начальник уезда, назначаемый правительством Литовской Республики. Его основная задача - гарантировать соблюдение на территории уезда Конституции Литовской Республики и законов.
Напишите отзыв о статье "Административное деление Литвы"
Примечания
Уезды Литвы
Города Районы Самоуправления Зависимые территории Непризнанные и частично признанные государства История Хронология
Вооружённые силы
Документы
Правители
Символы Политика Вооружённые силы Экономика География Общество Культура Право Отрывок, характеризующий Административное деление Литвы
– Не знаю; я думаю, коли он пишет, – и я напишу, – краснея, сказала она.
– И тебе не стыдно будет писать ему?
Соня улыбнулась.
– Нет.
– А мне стыдно будет писать Борису, я не буду писать.
– Да отчего же стыдно?Да так, я не знаю. Неловко, стыдно.
– А я знаю, отчего ей стыдно будет, – сказал Петя, обиженный первым замечанием Наташи, – оттого, что она была влюблена в этого толстого с очками (так называл Петя своего тезку, нового графа Безухого); теперь влюблена в певца этого (Петя говорил об итальянце, Наташином учителе пенья): вот ей и стыдно.
– Петя, ты глуп, – сказала Наташа.
– Не глупее тебя, матушка, – сказал девятилетний Петя, точно как будто он был старый бригадир.
Графиня была приготовлена намеками Анны Михайловны во время обеда. Уйдя к себе, она, сидя на кресле, не спускала глаз с миниатюрного портрета сына, вделанного в табакерке, и слезы навертывались ей на глаза. Анна Михайловна с письмом на цыпочках подошла к комнате графини и остановилась.
– Не входите, – сказала она старому графу, шедшему за ней, – после, – и затворила за собой дверь.
Граф приложил ухо к замку и стал слушать.
Сначала он слышал звуки равнодушных речей, потом один звук голоса Анны Михайловны, говорившей длинную речь, потом вскрик, потом молчание, потом опять оба голоса вместе говорили с радостными интонациями, и потом шаги, и Анна Михайловна отворила ему дверь. На лице Анны Михайловны было гордое выражение оператора, окончившего трудную ампутацию и вводящего публику для того, чтоб она могла оценить его искусство.
– C"est fait! [Дело сделано!] – сказала она графу, торжественным жестом указывая на графиню, которая держала в одной руке табакерку с портретом, в другой – письмо и прижимала губы то к тому, то к другому.
Увидав графа, она протянула к нему руки, обняла его лысую голову и через лысую голову опять посмотрела на письмо и портрет и опять для того, чтобы прижать их к губам, слегка оттолкнула лысую голову. Вера, Наташа, Соня и Петя вошли в комнату, и началось чтение. В письме был кратко описан поход и два сражения, в которых участвовал Николушка, производство в офицеры и сказано, что он целует руки maman и papa, прося их благословения, и целует Веру, Наташу, Петю. Кроме того он кланяется m r Шелингу, и m mе Шос и няне, и, кроме того, просит поцеловать дорогую Соню, которую он всё так же любит и о которой всё так же вспоминает. Услыхав это, Соня покраснела так, что слезы выступили ей на глаза. И, не в силах выдержать обратившиеся на нее взгляды, она побежала в залу, разбежалась, закружилась и, раздув баллоном платье свое, раскрасневшаяся и улыбающаяся, села на пол. Графиня плакала.
– О чем же вы плачете, maman? – сказала Вера. – По всему, что он пишет, надо радоваться, а не плакать.
Это было совершенно справедливо, но и граф, и графиня, и Наташа – все с упреком посмотрели на нее. «И в кого она такая вышла!» подумала графиня.
Письмо Николушки было прочитано сотни раз, и те, которые считались достойными его слушать, должны были приходить к графине, которая не выпускала его из рук. Приходили гувернеры, няни, Митенька, некоторые знакомые, и графиня перечитывала письмо всякий раз с новым наслаждением и всякий раз открывала по этому письму новые добродетели в своем Николушке. Как странно, необычайно, радостно ей было, что сын ее – тот сын, который чуть заметно крошечными членами шевелился в ней самой 20 лет тому назад, тот сын, за которого она ссорилась с баловником графом, тот сын, который выучился говорить прежде: «груша», а потом «баба», что этот сын теперь там, в чужой земле, в чужой среде, мужественный воин, один, без помощи и руководства, делает там какое то свое мужское дело. Весь всемирный вековой опыт, указывающий на то, что дети незаметным путем от колыбели делаются мужами, не существовал для графини. Возмужание ее сына в каждой поре возмужания было для нее так же необычайно, как бы и не было никогда миллионов миллионов людей, точно так же возмужавших. Как не верилось 20 лет тому назад, чтобы то маленькое существо, которое жило где то там у ней под сердцем, закричало бы и стало сосать грудь и стало бы говорить, так и теперь не верилось ей, что это же существо могло быть тем сильным, храбрым мужчиной, образцом сыновей и людей, которым он был теперь, судя по этому письму.
– Что за штиль, как он описывает мило! – говорила она, читая описательную часть письма. – И что за душа! Об себе ничего… ничего! О каком то Денисове, а сам, верно, храбрее их всех. Ничего не пишет о своих страданиях. Что за сердце! Как я узнаю его! И как вспомнил всех! Никого не забыл. Я всегда, всегда говорила, еще когда он вот какой был, я всегда говорила…
Более недели готовились, писались брульоны и переписывались набело письма к Николушке от всего дома; под наблюдением графини и заботливостью графа собирались нужные вещицы и деньги для обмундирования и обзаведения вновь произведенного офицера. Анна Михайловна, практическая женщина, сумела устроить себе и своему сыну протекцию в армии даже и для переписки. Она имела случай посылать свои письма к великому князю Константину Павловичу, который командовал гвардией. Ростовы предполагали, что русская гвардия за границей, есть совершенно определительный адрес, и что ежели письмо дойдет до великого князя, командовавшего гвардией, то нет причины, чтобы оно не дошло до Павлоградского полка, который должен быть там же поблизости; и потому решено было отослать письма и деньги через курьера великого князя к Борису, и Борис уже должен был доставить их к Николушке. Письма были от старого графа, от графини, от Пети, от Веры, от Наташи, от Сони и, наконец, 6 000 денег на обмундировку и различные вещи, которые граф посылал сыну.12 го ноября кутузовская боевая армия, стоявшая лагерем около Ольмюца, готовилась к следующему дню на смотр двух императоров – русского и австрийского. Гвардия, только что подошедшая из России, ночевала в 15 ти верстах от Ольмюца и на другой день прямо на смотр, к 10 ти часам утра, вступала на ольмюцкое поле.
Николай Ростов в этот день получил от Бориса записку, извещавшую его, что Измайловский полк ночует в 15 ти верстах не доходя Ольмюца, и что он ждет его, чтобы передать письмо и деньги. Деньги были особенно нужны Ростову теперь, когда, вернувшись из похода, войска остановились под Ольмюцом, и хорошо снабженные маркитанты и австрийские жиды, предлагая всякого рода соблазны, наполняли лагерь. У павлоградцев шли пиры за пирами, празднования полученных за поход наград и поездки в Ольмюц к вновь прибывшей туда Каролине Венгерке, открывшей там трактир с женской прислугой. Ростов недавно отпраздновал свое вышедшее производство в корнеты, купил Бедуина, лошадь Денисова, и был кругом должен товарищам и маркитантам. Получив записку Бориса, Ростов с товарищем поехал до Ольмюца, там пообедал, выпил бутылку вина и один поехал в гвардейский лагерь отыскивать своего товарища детства. Ростов еще не успел обмундироваться. На нем была затасканная юнкерская куртка с солдатским крестом, такие же, подбитые затертой кожей, рейтузы и офицерская с темляком сабля; лошадь, на которой он ехал, была донская, купленная походом у казака; гусарская измятая шапочка была ухарски надета назад и набок. Подъезжая к лагерю Измайловского полка, он думал о том, как он поразит Бориса и всех его товарищей гвардейцев своим обстреленным боевым гусарским видом.
Гвардия весь поход прошла, как на гуляньи, щеголяя своей чистотой и дисциплиной. Переходы были малые, ранцы везли на подводах, офицерам австрийское начальство готовило на всех переходах прекрасные обеды. Полки вступали и выступали из городов с музыкой, и весь поход (чем гордились гвардейцы), по приказанию великого князя, люди шли в ногу, а офицеры пешком на своих местах. Борис всё время похода шел и стоял с Бергом, теперь уже ротным командиром. Берг, во время похода получив роту, успел своей исполнительностью и аккуратностью заслужить доверие начальства и устроил весьма выгодно свои экономические дела; Борис во время похода сделал много знакомств с людьми, которые могли быть ему полезными, и через рекомендательное письмо, привезенное им от Пьера, познакомился с князем Андреем Болконским, через которого он надеялся получить место в штабе главнокомандующего. Берг и Борис, чисто и аккуратно одетые, отдохнув после последнего дневного перехода, сидели в чистой отведенной им квартире перед круглым столом и играли в шахматы. Берг держал между колен курящуюся трубочку. Борис, с свойственной ему аккуратностью, белыми тонкими руками пирамидкой уставлял шашки, ожидая хода Берга, и глядел на лицо своего партнера, видимо думая об игре, как он и всегда думал только о том, чем он был занят.
- Староства подразделяются (с 2009 года) на формирующиеся, в настоящее время, сянюнайтии
- Уезды образуют территории 60-ти самоуправлений:
Современная территория Беларуси (в границах Республики Беларусь) в разные исторические периоды находилась в составе различных государственных образований:
- Полоцкого (X -XIIIвв.), Туровского (конец X - начало XIV в.), Смоленского (началоXII - конец XIV в.), а также Киевского и Черниговского (часть территории на юго-востоке) княжеств ,со временем разделившихся на более мелкие удельныекняжества
- Великого княжества Литовского (середина XIII - конец XVIII в.) (полное название с середины XVв. - Великое княжество Литовское, Русское и Жемойтское )
- Речи Посполитой (1569-1795 гг., федеративного государства, возникшего в результате объединения Польского королевства ("Короны") и Великого княжества Литовского ("Княжества", или "Литвы"), в которых была общая верховная власть, проводилась совместная внешняя политика, но сохранялась автономность в вопросах административного управления и законодательства, финансовой, судебной системы, имелись собственные войска с отдельным командованием и т. д.)
- Российской империи (конец XVIII в. - 1917 г.)
- Социалистической Советской Республики Беларуси (ССРБ , январь - февраль 1919 г.)
- Литовско-Белорусской Советской Социалистической Республики (Литбел , февраль - июль 1919 г.)
- Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР , восточная часть Беларуси в 1919-1924 гг., некоторые районы в 1919-1926 гг.)
- Республики Польша (западная часть Беларуси в 1920-1930-х гг.)
- Белорусской Советской Социалистической Республики (БССР , 1920-1991 гг.), с 1922 по 1991 г. входившей в Союз Советских Социалистических Республик (СССР )
- Республики Беларусь (с 1991 г.).
Административно-территориальное деление этих государств (кроме Республики Беларусь) изменялось многократно, причем на определенных исторических этапах преобразования были весьма существенными и происходили за короткие периоды времени. Следует заметить, что в настоящее время некоторые административно-территориальные единицы, являвшиеся частью указанных выше государственных образований, не относятся к Республике Беларусь, а входят в состав России, Польши, Литвы, Латвии, Украины.
Предлагаемый материал по административно-территориальному устройству Беларуси структурирован, исходя из хронологии событий, и в этих рамках представлен главным образом в разрезе основных административно-территориальных образований:
- воеводств с делением на поветы (в Великом княжестве Литовском, в т.ч. в составе Речи Посполитой с начала XV по конец XVIII в., а также в Республике Польша в 1920-1930-х гг.)
- губерний с делением на уезды (в Российской империи в конце XVIII - начале XX в.)
- округов с делением на районы (в БССР в 1920-1930-х гг.)
- областей с делением на районы (в БССР с 1938 г. и Республике Беларусь с 1991 г.).
Более подробно в хронологическом плане освещен период с середины 1920-х гг., как, возможно, представляющий практический интерес для широкой аудитории пользователей сайта.
Кроме того, следует отметить имевшие место в истории белорусских земель иные административно-территориальные образования (волости, княжества, земли, наместничества, провинции), относительно которых можно сказать, что либо их юридический статус не был четко определен и зафиксирован в документах, либо срок их существования был небольшой.
В наиболее ранний период с точки зрения государственности и наличия административно-территориального деления на территории Беларуси (относящийся к X -середине XIIIв. - временам Древней Руси, существования удельных княжеств, а также ко 2-й трети XIII - началу XV в. - этапу формирования и становления Великого княжества Литовского) имелись такие административно-территориальные единицы, как волости, объединявшие несколько территориальных крестьянских общин.
С XV до первой половины XVI в. в Великом княжестве Литовском территория делилась на судебно-административные округа: княжества (как остатки бывших удельных владений) и наместничества (образованные в результате ликвидации удельных владений и управлявшиеся наместниками великого князя). Особенно крупные наместничества, имевшие элементы автономии, назывались землями. Их границы сложились исторически и не были определены законодательно. Более мелкими административно-территориальными единицами являлись волости.
В начале XV в. в Великом княжестве Литовском были введены новые административно-территориальные единицы - воеводства . Впоследствии входившие в их состав волости были объединены в более крупные административно-территориальные образования - поветы.
Около 1504 г. на основе Полоцкой земли образовано Полоцкое воеводство .
В 1507 г. из состава Виленского воеводства выделено Новогородское (Новогрудское) воеводство .
В 1513 г. из нескольких поветов Трокского воеводства создано Подляшско-Берестейское воеводство (с 1520 г. Подляшское ).
(См. карту "Великое княжество Литовское в XV - первой половине XVI в.", http://www.vln.by/sites/default/files/map2_0.jpg).
В 1565-1566 гг. в Великом княжестве Литовском проводилась административная реформа. Земли на территории Беларуси были разделены на следующие воеводства и поветы:
В период образования в 1772 г. Могилевская губерния
состояла из провинций: Могилевской,
Мстиславльской, Оршанской, Рогачевской.
В 1777 г. Могилевская губерния была разделена на 12
уездов
(поветов, термин "повет"
официально употреблялся наряду со словом
"уезд" до 1840 г.): Бабиновичский
(упразднен в 1840 г.), Белицкий (в 1852 г. переименован
в Гомельский), Климовичский, Копысский (упразднен
в 1861 г.), Могилевский, Мстиславльский, Оршанский,
Рогачевский, Сенненский, Старобыховский (в 1852 г.
переименован в Быховский), Чаусский, Чериковский.
В 1778 г. губерния переименована в Могилевское
наместничество (вместе с Полоцким
наместничеством управлялась одним
царским наместником - генерал-губернатором,
которое в 1796 г. упразднено, а уезды вошли в состав
Белорусской губернии.
В 1802 г. Могилевская губерния восстановлена в
составе прежних 12 уездов.
С сентября 1917 г. она была отнесена к Западной
области, с января 1919 г. к ССРБ, с февраля 1919 г. - к
РСФСР.
11 июля 1919 г. Могилевская губерния была
упразднена, 9 ее уездов вошли в Гомельскую
губернию, Мстиславльский уезд передан
Смоленской, Сенненский - Витебской губернии.
Количество районов менялось: 4 августа 1927 г. упразднены 16 районов, 8 июля 1931 г. – еще 23 района. 15 февраля 1935 г. 15 районов восстановлены.
Районы Барановичской области переданы в состав:
- Брестской области - Бытенский, Городищенский,
Ляховичский, Новомышский (в 1957 г. переименован в
Барановичский);
- Гродненской области - Дятловский,
Козловщинский, Кореличский, Любчанский, Мирский,
Новогрудский, Слонимский;
- Минской области - Клецкий, Несвижский,
Столбцовский;
- Молодечненской области - Ивенецкий.
Районы Бобруйской области переданы в состав:
- Гомельской области - Октябрьский, Паричский;
- Минской области - Глусский, Гресский,
Копыльский, Краснослободский, Любанский,
Слуцкий, Стародорожский, Старобинский;
- Могилевской области - Бобруйский, Кировский,
Кличевский, Осиповичский.
Районы Пинской области переданы в состав Брестской области.
Районы Полесской области переданы в состав Гомельской области.
Районы Полоцкой области переданы в состав:
- Витебской области - Ветринский, Дриссенский,
Освейский, Полоцкий, Россонский, Ушачский;
- Молодечненской области - Браславский, Видзский,
Глубокский, Дисненский, Докшицкий,
Дуниловичский, Миорский, Плисский,
Шарковщинский.
В 1958 г. Меховский район Витебской области переименован в Езерищенский.
Список использованных источников
- Нацыянальны атлас Беларусі / гаў.рэд.кал.: М.У. Мясниковіч (старшыня) [і інш.]; Камітэт па зямельных рэсурсах, геадэзіі і картаграфіі пры Савеце Міністраў Рэспублікі Беларусь. Мінск. 2002.
- Подробный атлас Российской Империи с планами главных городов. Издание картографического заведения А. Ильина. С-Пб., 1871.
- Пядышев В.П. Географический атлас Российской Империи, Царства Польского и Великого княжества Финляндского, расположенный по губерниям на двух языках. С-Пб, 1823.
- Российской атлас из сорока четырех карт состоящий и на сорок два наместничества Империю разделяющий / Соч. А. Вильбрехт. С-Пб: Географический департамент Кабинета Е. И. В., 1792.
- Энцыклапедыя гісторыі Беларусі: У 6 т. Мінск, 1993-2003.
- Интернет-проект Андрея Лопатнёва (г. Николаев, Украина) Militarymaps: militarymaps.narod.ru
- Официальный сайт Республики Беларусь: www.belarus.by
- Персональный сайт белорусского историка Вячеслава Носевича: