Что такое инквизиция? Значение слова инквизиция Что такое инквизиция.
лат. - расследование, розыск) - специальный суд католической церкви, созданный в XIII в. для преследования противников папской власти и религиозного свободомыслия. Суд инквизиции был тайным, основанным на показаниях доносчиков, сожжения еретиков получили массовый характер. Деятельность инквизиции была прекращена только в середине XIX в.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Инквизиция
лат. inquisitio - исследование, расследование), в широком значении - религиозный или религиозно-гос. институт, предназначенный для борьбы с гетеродоксальными течениями (гетеродоксия) как в духовной, так и в полит. жизни; в узком значении - юридическая процедура в XII–XIII вв., а с сер. XIII в. до сер. XIX в. - особые трибуналы, созданные для расследования отклонений от катол. веры и преступлений против нравственности.
Предыстория. Преследования и уголовные наказания за нарушения предписаний религии в той или иной степени были присущи всем древним цивилизациям. В Древней Греции одним из самых известных примеров такого наказания стала казнь Сократа, обвиненного в безбожии и развращении молодежи.
Особо суровые меры в отношении тех, кто, оставив почитание Бога, предался идолопоклонству, содержатся в ВЗ. “Если будет уговаривать тебя тайно брат твой... или друг твой... говоря: пойдем и будем служить богам иным... не жалей его и не прикрывай его, но убей его” (Втор 13, 6.8.9). Аналогичное требование содержится и в отношении целых городов: “Порази жителей того города острием меча... и скот его порази острием меча... и сожги огнем город и всю добычу его во всесожжение Господу Богу твоему...” (Втор 13, 15–16). В 62 н.э. иудеями, не признавшими Христа Мессией, по обвинению в богохульстве был побит камнями первый христ. мученик Стефан (Деян 7, 58–60).
В раннехрист. период, когда сама Церковь подвергалась в Римской империи жестоким преследованиям (гонения на христиан) и тысячи верующих погибали мученической смертью за отказ принять офиц. языческий культ, в христ. общинах высшим наказанием, предусмотренным для вероотступников, было отлучение от Церкви, т.е. исключение из церк. общения. В то же время суровая критика гетеродокс. учений содержится и в апост. посланиях (Гал 1, 6–9; 1 Тим 1, 18–20), и в сочинениях Папы Климента I, Игнатия Антиохийского, Тертуллиана, Киприана Карфагенского и др.
После Миланского эдикта 313, положившего конец гонениям на христиан, а в еще большей степени - после эдикта имп. Феодосия I (380), сделавшего христианство гос. религией, положение изменилось. Гос. власть стала рассматривать себя как гаранта истинного христианства. В Codex Theodosianus (Кодекс Феодосия XVI, 5, 40) ересь приравнивалась к тяжелым уголовным преступлениям, за которые предусматривались самые жестокие наказания, вплоть до смертной казни. То же направление сохранилось и в законодательстве имп. Юстиниана I (Corpus iuris civilis I, 5, 4). Однако применение смертной казни за гетеродокс. убеждения поначалу не получило распространения в судебной практике из-за сильного противодействия Римских пап Сириция, Гелазия I, а также таких выдающихся деятелей Церкви, как Амвросий Медиоланский, Мартин Турский и др. Вместе с тем некоторые богословы, напр. Оптат Милевийский, допускали применение телесных наказаний за распространение ереси. Особенно четко мысль о необходимости применения репрессивных мер против язычников прозвучала в соч. De errore profanum religionum (О заблуждении языческих религий) Фирмика Матерна, писавшего, что следует не только разрушать языческие храмы, но и предавать смерти самих язычников (на основании Втор 13, 7–11).
Августин, вначале выступавший против применения силы для переубеждения еретиков, в дальнейшем под впечатлением погромов и др. преступлений, совершавшихся донатистами (донатизм), склонился к мнению о необходимости применения к ним мер силового воздействия, за исключением пыток и смертной казни. Это мнение Августина изложено в соч. Contra epistolam Parmeniani (Против послания Пармениана). В своем послании к наместнику Сев. Африки Бонифацию De correctione donatistarum (О вразумлении донатистов) Августин сформулировал в отношении еретиков ставший знаменитым лозунг Compelle intrare (“Заставь войти [в Церковь]”), являющийся аллюзией на Лк 14, 21.
Византия. Широкий размах преследования за отклонения от гос. рел. воззрений приобрели, начиная с VI в., в Византии. Во многом это было обусловлено полит. причинами: в условиях, когда целостность гос-ва обеспечивалась религией, рел. сепаратизм перерастал в политический; поэтому гос. власть беспощадно расправлялась с инакомыслием.
После преодоления арианского кризиса (арианство), при котором императоры, покровительствовавшие арианам, ссылали ортодокс. епископов (напр., Афанасия Великого), а ортодокс. императоры - наоборот, арианских, серьезной проблемой для визант. императоров стало монофизитство. Жестокие преследования обрушились на всех, кто не принял императорский эдикт Генотикон, который должен был, по мысли его инициаторов, объединить ортодокс. христиан и монофизитов. Были казнены монахи константиноп. монастыря Св. Дия, не подчинившиеся эдикту. Богосл. спор о “Трех главах” привел к аресту имп. Юстинианом I Папы Вигилия.
Когда гос. рел. учением в Византии стало монофелитство, началось преследование приверженцев ортодокс. веры. В 655 был арестован Папа Мартин I. После этапирования в Константинополь он был подвергнут пыткам, судим и отправлен в ссылку, где и скончался. Его единомышленник и сподвижник Максим Исповедник был также судим (вместе с двумя учениками) в Константинополе, приговорен к урезанию языка и отсечению правой руки. После исполнения приговора его отправили в ссылку, где он и умер.
Особенно масштабные репрессии визант. императоры развернули во время иконоборчества. Самый сильный удар пришелся по монашеству. Монахи, оставшиеся верными иконопочитанию и сумевшие избежать казни и тюремного заключения, бежали в Рим и др. города Италии. Смещенный патр. Константин II был подвергнут пыткам и 15.08.768 казнен. В материалах II Никейского собора приведены свидетельства о наказаниях за иконопочитание: выкалывании глаз, урезании носа и языка, сжигании факелом бороды и лица и др.
В 848 с судом и без суда были проведены массовые казни приверженцев павликианства; число жертв при этом составило, по разным подсчетам, от 10 до 100 тыс. человек. В 1110 и 1143 проходили кровавые компании по преследованию богомилов. Ересиарх Василий ок. 1111 был публично сожжен в Константинополе.
Западная Европа в эпоху Средневековья. В период раннего Средневековья Зап. Европа, в отличие от Византии, не испытала заметных рел. преследований, что во многом было обусловлено отсутствием массовых гетеродокс. движений до XI в. Ср.-век. пенитенциалы не рассматривали ересь в категориях уголовного права. Так, в Poenitentiale Bigotianum (1-я четв. VIII в.) ересь расценивалась как грех тщеславия (vana gloria), а пенитенциал Феодора Тарсийского за ересь предполагал наложение епитимии сроком на 12 лет.
В сформировавшейся к IX в. новой общности европ. народов (Christianitas) гос-во и Церковь начали рассматриваться как единое целое, поэтому впоследствии короли нередко были инициаторами борьбы против ересей и ведовства. Так, по приказанию франц. короля Роберта II и на основании герм. права, предусматривавшего смертную казнь за чародейство, в 1017 в Орлеане было сожжено 12 человек, а в 1051 по приказу имп. Генриха III аналогичная казнь была совершена в Госларе. Нередко возникали стихийные выступления народа против еретиков и “ведьм” (т.к. часто действию последних приписывались природные катаклизмы, неурожаи и пр.); при этом многие епископы и богословы (Герхох Райхерсбергский, еп. Вазо Льежский и др.) выступали против подобных расправ. Бернард Клервоский писал, что еретиков "следует улавливать с помощью аргументов, а не оружия" ("capiantur non armis, sed argumentis").
Начало формирования И. как особого ин-та было связано со стремлением Католической Церкви ввести в юридические рамки и поставить под контроль закона процессы над еретиками. Возникновение И. в Католической Церкви было обусловлено также появлением в Зап. Европе крупных гетеродокс. движений (катаров, альбигойцев и вальденсов) и рецепцией визант. права, прежде всего Кодекса Юстиниана. Вопрос о применении уголовного права против сторонников гетеродокс. движений особенно остро встал в связи с тем, что они часто не останавливались перед насилием ради реализации своих идей, в т.ч. оскверняли храмы и убивали священников.
Первый шаг к созданию ин-та И. был сделан в 1164 на соборе в Туре, проходившем под председательством Папы Александра III, где было принято обращение к светским властям, чтобы они активно принялись за розыск еретиков. Затем III Латеранский собор (1179) подверг отлучению катаров и разрешил конфискацию их имущества. Тех, кто вел с катарами борьбу, собор приравнял к крестоносцам и закрепил за ними соответствующие льготы. Третий шаг -встреча в 1183 в Вероне Папы Луция III и имп. Фридриха I Барбароссы, на которой был поднят вопрос об организации совместной борьбы светской власти и Церкви против массовых выступлений еретиков. В 1184 Луций III издал буллу Ad abolendam, в которой обязал епископов проводить визитации приходов и выявлять еретиков. Хотя в этом документе не говорилось о физическом преследовании еретиков, тем более об их смертной казни, мн. исследователи именно эту буллу рассматривают как давшую начало И.
Далее на протяжении XIII в. шло ужесточение мер по отношению к еретикам. Папа Иннокентий III издал декрет Vergentis in senium (1199), приравняв ересь к измене и оскорблению достоинства государя (crimen laesae majestatis), которое во многих странах каралось смертной казнью. IV Латеранский собор, проведенный Иннокентием III, напомнил как светской, так и церк. власти о необходимости борьбы с гетеродокс. движениями. Последним шагом в формировании ин-та И. стала булла Папы Иннокентия IV Ad exstirpanda (1252), которая свела воедино и кодифицировала предшествовавшие распоряжения на эту тему и создала постоянные инквизиционные трибуналы в епархиях.
На должность инквизиторов в этот период назначались, как правило, имевшие высокое богосл. образование доминиканцы, а затем и францисканцы. Выбор Ордена доминиканцев не был случаен, т.к. борьба с гетеродокс. учениями являлась одним из осн. направлений его деятельности. Привлечение монахов Ордена францисканцев было обусловлено тем, что он, как и Орден доминиканцев, имел централизованное управление, подчинялся непосредственно Апост. Престолу и не был связан с местной полит. и церк. элитой, что в определенной степени предохраняло И. от включения в полит. борьбу.
В XIV–XV вв. полномочия И. были распространены и на преступления против нравственности (ритуальный разврат, содомия, детоубийство и т.п.), а также на ведовство. Наиболее известным соч. против ведовства стал трактат нем. инквизиторов Г. Инститориса и Я. Шпренгера Молот ведьм.
Статистические данные о деятельности И. сохранились лишь частично, поэтому в наст. время нет возможности говорить о количестве вынесенных приговоров. В связи с тем, что ср.-век. И. не имела централизованного устройства, а действовала лишь на местном уровне, сохранившиеся отрывочные сведения позволяют составить более или менее точную картину лишь для определенных регионов или периодов времени. Напр., инквизитор Падуи в кон. XIII в. за 12 лет своей службы приговорил к смертной казни 5 человек; инквизитор Тулузы Бернар Ги в 1307–24 вынес 930 приговоров: к смертной казни были приговорены 42 чел., к тюремному заключению - 307, к епитимии - 442, оправдано - 139.
Процедура ср.-век. И. В компетенцию И. входила судебная власть только над католиками. Напр., никогда не было инквизиционных процессов против евреев, исповедовавших иудаизм, однако были процессы против евреев и мавров, принявших католичество.
В состав трибунала И. входило два инквизитора, местный епископ или его представитель, а также 12 чел., известных добропорядочным поведением (boni viri). Инквизиторами могли быть лица не моложе 40 лет, ведшие благочестивую жизнь и имевшие богосл. и юридическое образование. Решения принимались коллегиально, но правом решающего голоса обладали инквизиторы. В трибунале работали также два нотария, врачи, гонцы, а с XIV в. квалификаторы - светские юристы, следившие за соответствием выносимых приговоров законодательству данной страны. И. имела также стражу, агентуру, службу охраны инквизиторов и секретариат.
Несмотря на то что И. стояла над полит. борьбой, светским властям иногда удавалась привлекать инквизиторов для выполнения полит. заказа (напр., осуждение Жанны д’Арк).
Процедура И. открывалась объявлением времени милосердия (tempus gratiae), т.е. периода от 15 до 40 дней, отведенного для добровольного признания подсудимым своих ошибок, наказанием за которые в случае раскаяния становилась не очень суровая церк. епитимия. Для открытия процесса было достаточно одинаковых показаний двух свидетелей, имена которых не оглашались, чтобы избежать мести; в то же время анонимность свидетелей создавала условия для возможных злоупотреблений. Обвиняемый мог указать своих личных врагов, которые, как правило, исключались из списка свидетелей и не могли давать показания.
Трибунал И. оценивал степень тяжести выдвинутого обвинения. В случае сомнительности обвинения (suspicio levis), если обвиняемый не признавал за собой никакой вины и публично исповедовал веру Церкви, он получал оправдание. В случае тяжелых обвинений с представлением доказательств вины (suspicio violenta) от обвиняемого требовали отречения от заблуждений (abjuratio); отказ отречься рассматривался как подтверждение правильности обвинений. Упорствование в ереси и повторное впадение в ересь каралось особенно сурово. С 1252 в процессах И., в соответствии с общепринятой практикой светского судопроизводства того времени, было санкционировано применение пыток; хотя рамки их применения были строго оговорены, это необратимо вело к непростительным жестокостям и изуверству. Смертные приговоры были редки. Если трибунал И. признавал доказанность особой тяжести совершенного преступления, он “отпускал” виновного из лона Церкви, после чего тот переходил в руки светской власти, которая приводила приговор в исполнение.
В деятельности некоторых инквизиторов встречались грубые нарушения, а подчас и жестокости. Так, в 1233 инквизитор Робер Бугре, в прошлом катар, за жестокость по отношению к своим прежним единомышленникам был отстранен Папой Григорием IX от должности, а затем предстал перед судом и был приговорен к тюремному заключению. Каноны 26 и 27 Вьеннского собора были посвящены предотвращению злоупотреблений со стороны инквизиторов.
С др. стороны, бывали случаи, когда инквизиторы сами становились жертвами еретиков. Инквизиторам категорически было запрещено ношение оружия, поэтому они не имели возможности обороняться в случае внезапного нападения. Так, в 1241 был убит инквизитор Тулузы Вильгельм Арно, а в 1252 - инквизитор Ломбардии монах-доминиканец Петр Веронский, впоследствии причисленный к лику святых.
Римская И. В 1542 Папа Павел III буллой Licet ab initio создал Римскую И. В 1588 Папа Сикст V поднял ее статус до ранга конгрегации. Деятельность Римской И. никогда не распространялась на всю Церковь, в осн. ограничиваясь терр. совр. Италии. Наиболее громкими деяниями Римской И. были судебные процессы над Дж. Бруно и Г. Галилеем. До конца XVI в. гл. задачей Римской И. была борьба с распространением в Италии идей Реформации. В дальнейшем Римская И. сосредоточилась на вопросах внутр. церк. дисциплины и работала над обновлением Индекса запрещенных книг. Римская И. была упразднена во время наполеоновских войн, вновь восстановлена после Венского конгресса, но в конце XIX в. превратилась из исполнительного в совещательный орган.
В 1908 Римская И. была упразднена, а вместо нее создана Конгрегация святого оффиция (Священная Канцелярия), которая в 1965 была преобразована в Конгрегацию вероучения, окончательно утратив статус и значение ср.-век. И.
12.03.2000, в 1-е воскресенье Великого поста, Папа Иоанн Павел II и кард. Й. Ратцингер, префект Конгрегации вероучения, совершили акт покаяния за грехи, совершенные отдельными представителями Католической Церкви в ходе И.
Испанская и португальская И. В XV в. в Испании сформировался особый тип И., главным отличием которого был его ярко выраженный гос. характер. Специфическая ситуация в Испании заключалась в том, что после Реконкисты на освобожденной от власти арабов терр. оказалось значительное количество мусульман и иудеев. Результатом стремления исп. правителей провести тотальную христианизацию с целью консолидации страны стало формальное, а подчас и принудительное обращение иноверцев. Обратившиеся в христианство евреи, называвшиеся новыми христианами, получили доступ к занятию высших гос. постов. Сосредоточив в своих руках огромные богатства, они становились объектом ненависти со стороны бедных слоев населения, что приводило подчас к кровавым столкновениям. На основании обвинений новых христиан в том, что они лишь внешне приняли христианство и тайно соблюдают предписания своей религии, на Толедском соборе 1449 был принят акт, согласно которому им запрещалось занимать гос. должности и выступать обвинителями старых христиан в суде. Однако Папа Николай V в булле Humani generis inimicus (1449) выступил против такой дискриминации, утверждая, что все принявшие крещение равны.
Ответом на буллу Николая V стало создание собственной королевской И. в Испании. В 1462 король Кастилии Генрих (Энрике) IV своей властью назначил первых инквизиторов. В 1478 с согласия Папы Сикста IV назначение инквизиторов окончательно перешло в ведение монархов. В 1483 был создан высший совет исп. И., т.о. она трансформировалась из церковной в королевскую и ее юрисдикция распространилась на всю страну. Высший совет И. являлся одним из министерств королевского пр-ва. С назначением главой И. Фомы Торквемады инквизиционные процессы приобрели особый размах. Еще одной особенностью инквизиционного процесса в Испании стало аутодафе.
В XVI в., когда у Испании появились обширные колониальные владения в Америке, структура исп. И. охватила также и территорию колоний. Португальская И., созданная в 1547, была аналогична испанской. Она имела 4 трибунала - в Лиссабоне, Эворе, Коимбре и Гоа (Индия).
По приблизительным подсчетам, число смертных приговоров, вынесенных испанской И. с 1550 по 1800, составляет ок. 3–4 тыс. В Испании И. просуществовала дольше, чем в других странах, и была упразднена под давлением обществ. мнения в 1-й пол. XIX в.
В протестантизме. Деятели Реформации, вначале выступавшие за рел. толерантность, уже вскоре перешли на позицию рел. нетерпимости. Лютер поощрял изгнание католиков, Меланхтон высказывался за применение к ним телесных наказаний, а Цвингли считал казнь катол. епископов и священников “богоугодным делом”. Мартин Буцер в Диалогах (1535) призывал огнем и мечом искоренять приверженцев ложной религии, не жалея при этом их жен и детей.
Кровавыми преследованиями и казнями католиков в Англии были отмечены правление Генриха VIII и Елизаветы I. Епископ Иоанн Фишер был обезглавлен. Катол. монахов подвергали жестоким пыткам и казням: растягивали, четвертовали, сжигали. Смертная казнь за ересь была отменена в Англии лишь в 1679.
В Шотландии в период Реформации по инициативе Джона Нокса было запрещено совершать катол. мессу и даже присутствовать на ней. За первое нарушение запрета следовала конфискация имущества и наказание плетью, за второе - изгнание.
В Исландии по требованию лютеранского епископа был казнен катол. епископ и поэт Йоун Арасон.
В Женеве Кальвин учредил консисторию, в обязанности которой входило не только судить и наказывать за нарушение рел. предписаний, но и определять правила частной жизни. В 1553 по приговору консистории в Женеве был сожжен исп. катол. богослов и мыслитель Мигель Сервет.
В России. Вплоть до XIV в. в Древней Руси не было крупных еретических движений; присутствовали лишь отд. представители богомилов, спасавшиеся на Руси от кровавых преследований в Византии. Летописи сообщают о фактах тюремного заключения еретиков в 1004 и 1123. До этого репрессиям подвергались только приверженцы языческого культа, особенно волхвы. Христианство не всегда вводилось мирным путем, о чем свидетельствует сохранившаяся пословица о крещении новгородцев: "Путята крести мечем, а Добрыня огнем".
Первым еретическим движением, подвергшимся жестоким преследованиям, были стригольники. В связи с распространением в конце XV - нач. XVI в. ереси жидовствующих Иосиф Волоцкий призывал к "лютым казням" еретиков. Собор в Москве 1504 вынес суровые приговоры еретикам - казнь посредством сожжения, отрезание языка, тюремное заключение. На соборе 1525 по обвинению в ереси был осужден на длительное тюремное заключение Максим Грек.
В конце XVII в. начались преследования рус. латинофилов: диакон Петр Артемьев был приговорен к пожизненному заключению и скончался в тюрьме; поэт Сильвестр Медведев, осужденный как еретик и гос. преступник, был казнен. Созданная в это время Славяно-греко-латинская академия задумывалась как некое инквизиционное учреждение. Ее эксперты должны были выявлять живущих в России иностранцев, которые хулят правосл. веру, и русских, перешедших в католичество или протестантизм, с целью их последующего наказания.
Особенно жестокие преследования обрушились на приверженцев старообрядчества. После собора 1667, предавшего старообрядцев анафеме, последовали ссылки и казни: в 1682 на костре был сожжен вождь старообрядцев протопоп Аввакум вместе с др. видными представителями старообрядчества. В 1685 был издан царский указ, ужесточивший меры против старообрядцев: их было предписано ловить и жечь, за их укрывание - бить кнутом и налагать штраф, а за перекрещивание из господствующей Церкви - жечь на костре, даже в случае покаяния.
Рел. преследования в России продолжались вплоть до издания в 1905 Николаем II Манифеста об укреплении начал веротерпимости. До этого русским, перешедшим из православия в др. религию, угрожало уголовное преследование.
Мифологизация И. началась в эпоху Реформации. Критике подверглось не столько папство, сколько главные враги протест. движений - имп. Карл V и исп. король Филипп II. Испания, самое могущественное гос-во Европы XVI в., стало под пером протест. публицистов символом всевозможных репрессий, рел. и полит. нетерпимости, а также интеллектуального и культ. застоя; источником же всех негативных явлений изображалась И. В Нидерландах, где шла борьба за освобождение от власти Испании, возникла La leyenda negra (Черная легенда), гл. злом в которой была изображена И.
Со временем И. стала символом фанатизма, ханжества, всяческой нетерпимости и жестокости. Такой И. представлена в пьесе Ф. Шиллера Дон Карлос, романе Ш. де Костера Легенда об Уленшпигеле и др. Широкую известность получил образ "Великого инквизитора" из романа Ф.М. Достоевского Братья Карамазовы. "Великий инквизитор" олицетворяет тоталитарную систему, псевдо-Церковь, которая стремится сделать людей счастливыми, но во имя этого счастья не останавливается ни перед какими жертвами и даже готова отправить на костер вновь пришедшего на землю Христа с Его проповедью любви и свободы.
Обращаясь к участникам междунар. симпозиума, посвященного И. (29–31.10.1998), Папа Иоанн Павел II отметил: “Проблема И. относится к сложному периоду истории Церкви, который я призвал христиан пересмотреть непредубежденным образом... Только когда историческая наука будет способна установить подлинные факты, богословы и само Учительство Церкви будут в состоянии вынести объективное и обоснованное суждение”.
Источн.: Bernardo di Como. Lucerna inquisitorum haereticae pravitatis. Mi., 1566; Eymeric N. Directorium inquisitorum ***** commentariis F. Pegnae. R., 1578; Gui B. Practica inquisitionis haereticae pravitatis / Ed. C. Douais. P., 1886; Corpus do*****entorum inquisitionis haereticae pravitatis Neerlandicae / Ed. P. Frйdйricq. Gand, 1889. 5 vol.; Do*****ents pour servir а l’histoire de l’inquisition dans le Languedoc / Ed. C. Douais. P., 1900. 2 t.; Bullaire de l’inquisition franзaise au XIVe siиcle et jusqu’а la fin du Grande Schisme. P., 1913; Bulario pontificio de la inquisicion espaсola en su periodo constitucional (1478–1525). R., 1949.
Лит-ра: Лозинский С. История инквизиции в Испании. СПб., 1914; Седельников А.Д. Рассказ 1490 г. об инквизиции // Труды Комиссии по древнерусской литературе. Л., 1932; Бегунов Ю.К. Соборные приговоры как источник по истории новгородско-московской ереси // ТОДРЛ 13 (1957); Карташов А.В. Очерки по истории Русской Церкви. М., 1993, т. 1, с. 460–516; т. 2, с. 251–255; Соловьев В.С. О христианском единстве. М. 1994, с. 319–324; Ли Г.Ч. Инквизиция: Происхождение и устройство. СПб., 1999; Lea H.C. History of the Inquisition of Spain. NY., 1906–07. 4 vol.; Guiraud J. Histoire de l’inquisition au Moyen Вge. P., 1935–38. 2 t.; Deromieu G. L’inquisition. P., 1946; Paschini P. Venezia e l’inquisitione romana da Giulio II a Pio IV. Padova, 1959; Maisonneuve H. Etude sur les origines de l’inquisition. P., 1960; May***** A.L. The Inquisition from Its Establishment to the Great Schism. NY., 1969; Kamen H. The Spanish Inquisition. L., 1965; Caro Barojoa J. Inquisiciуn, brujerнa y criptojudaнsmo. Barcelona, 1970; Brien J. A. The Inquisition. NY., 1973; Bennassar B. L’inquisition espagnole XVe - XIXe siиcles. P., 1979; Tуmas y Valiente F. La inquisiciуn espaсola: Nueva visiуn, nuevos horizontes. Ma., 1980; Alatri M. d’. Eretici e inquisitori in Italia. R., 1987. 2 vol.; Dumont J. L’Eglise au risque de l’histoire. P., 1984, p. 169–413; Peters E. Inquisition. NY., 1988; Dedieu J.P. L’adminisration de la foi: L’inquisition de Tolede, XVI–XVIII siиcle. Ma., 1989; Contreras J. Historia de la inquisiciуn espaсola (1478–1834). Ma., 1997; Ryњ G. Inkwizycja. Kr., 2001.
Отличное определение
Неполное определение ↓
Свобода слова, свобода вероисповедания… За любой из этих «грехов», живи мы в Европе или Америке всего на пару веков раньше, могли бы легко попасть на костер, притом живьем. И сделала бы это инквизиция, притом за наш счет. Так что это за сила такая?
Само латинское слово «inquīsītiō» означает «расследование». Поэтому инквизицией называлась некая организация, занимающаяся расследованиями, но отнюдь не уголовных дел. На самом деле инквизиция – это часть Церкви, ее карательный отдел, который на протяжении многих веков разыскивал и наказывал инакомыслящих – еретиков.
Инквизиция была не везде, где была церковь. Впервые этот орган официально был создан в 1215 году папой Иннокентием III. Его так и назвали – «Инквизиция». В обязанности инквизиторов входило как обнаружение ересей и их наказание, так и нанесение превентивного удара по их возможным источникам – этакая профилактическая работа. Инквизиция была образована под крылом католической церкви и особой силой отличалась во Франции, Испании и других католических государствах. Петр I тоже создавал такой институт в свое время в России, с несколько другими целями, но он просуществовал всего 5 лет, так как православная вера не могла принять такую вещь, как инквизиция.
Итак, как работала эта интересная, но жестокая система? Все было до предела просто. Имелась должность инквизитора, который имел власти побольше, чем даже вышестоящие епископы. Приехав в населенный пункт, инквизитор объявлял всем о неком промежутке времени, когда любой еретик мог прийти и сдаться добровольно в руки инквизиции, что облегчало его дальнейшую незавидную участь. По истечении этого времени начинались активные действия – опрашивалось все население, изучались доносы и выявлялись потенциальные еретики, которых незамедлительно заковывали в кандалы. Далее им предстояло следствие.
Процесс следствия велся оригинально. Обвиняемый заочно считался виновным. Ему не полагался адвокат. Использовались доносы и лжесвидетельства. При этом уличенный в лжесвидетельстве также подвергался наказанию, но его показания не изымались из дела. Обвинения не предъявлялось – инквизиторы пытались запутать «еретика», чтобы он сам невзначай проговорился о своих грехах. После этого наступало время пыток – обвиняемого для этого отводили в специальную пыточную камеру, где применялись очень негуманные методы – от отрывания ногтей до дыбы. И лишь после этого предъявлялось обвинение, если, конечно, подследственный был еще жив.
Задачей инквизиции, по сути, было лишь вернуть еретика в лоно Церкви. Если он отвергал ее, то, по сути, инквизиторы уже ничего не могли с ним сделать, кроме как отлучить его от Церкви. Но это только теоретически. В случае упорного непризнания вины, еретика объявляли «упорным» и «отпускали на волю», то есть отдавали светским властям, с соответствующим «пожеланием». Это означало сожжение на костре – Церковь не могла запятнать себя пролитием крови, но светские власти вполне могли себе это позволить. И если инквизиция передавала им еретика, вина которого была уже «доказана», то пойти против этого решения никто не мог – даже монархи и кардиналы могли попасть в руки инквизиторов, что иногда и случалось. Сожжение на костре проводилось обычно на главной площади, при скоплении всего населения, в том числе и детского…
Если же еретик признавал свою вину, то его могли и не сжигать – наказание зависело от степени «вины». Это могло быть пожизненное ношение крестов или знаков грехов, паломничество по святым местам, тюремное заключение. В тюрьме обычно заключенного приковывали к стене и там его содержали на хлебе и воде, притом не снимая цепей. Такое существование редко продолжалось более трех лет, обычно люди так и умирали.
За много веков существования инквизиции много раз предпринимались попытки как-то урегулировать процесс следствия и наказания. Всегда это было больше показное, чем действительно законное действо. Инквизитор в любом случае был и обвинителем и судьей, а еретик – заведомо виновным, в какой бы фарс не превращался процесс судебного разбирательства.
Все имущество обвиняемого конфисковалось, поэтому зачастую жертвами инквизиторов были зажиточные люди. Церковь абсолютно потеряла лицо в своем стремлении к наживе и сбору кровавого урожая. Иногда, конечно, вспыхивали восстания против этого произвола, но они очень быстро подавлялись, ведь Церковь, фактически, была единственной властью, а все эти монархи… Они просто боялись инквизиции, как и все смертные.
Особые зверства инквизиция творила в Испании, особенно когда должность Великого Инквизитора Испании занял Томас Торквемада, в 1481 году. За 18 лет его «руководства» было сожжено живьем около 10 тысяч человек, а около 100 тысяч подверглись различным наказаниям.
Времена инквизиции закончились вовсе не в дикие средние века. В Испании официально ее прикрыли только в 1834 году, и хотя сила ее была уже не та, что раньше, сжигали людей на кострах по прежнему до последнего, и с удовольствием… А ведь прошло с тех пор всего чуть больше полутора веков. От зверей нас отделяет лишь шаг…
Происхождение термина
Церковный трибунал, которому было поручено «обнаружение, наказание и предотвращение ересей», был учреждён в Южной Франции Григорием IX в 1229 году . Этот институт достиг своего апогея в 1478 году , когда король Фердинанд и королева Изабелла с санкции Папы Сикста IV учредили испанскую инквизицию .
Конгрегация священной канцелярии была учреждена в 1542 году , заменив собой «Великую римскую инквизицию», а в 1917 году ей были переданы также функции упразднённой конгрегации индекса.
Цели и средства
Пытки, применяемые к обвиняемым в ереси. Гравюра 1508 года.
Основной задачей инквизиции являлось определение, является ли обвиняемый виновным в ереси .
IX. В первые времена инквизиции не существовало прокурора, обязанного обвинять подозреваемых лиц; эта формальность судопроизводства выполнялась словесно инквизитором после заслушания свидетелей; сознание обвиняемого служило обвинением и ответом. Если обвиняемый признавал себя виновным в одной ереси, напрасно уверял он, что он не виновен по отношению к другим; ему не разрешалось защищаться, потому что преступление, за которое он был предан суду, было уже доказано. Его спрашивали только, расположен ли он сделать отречение от ереси, в которой признавал себя виновным. Если он соглашался, то его примиряли с Церковью, накладывая на него каноническую епитимью одновременно с каким-нибудь другим наказанием. В противном случае он объявлялся упорным еретиком, и его предавали в руки светской власти с копией приговора.
Смертная казнь, как и конфискация, была мерою, которую в теории Инквизиция не применяла. Её дело было употребить все усилия, чтобы вернуть еретика в лоно Церкви; если он упорствовал, или если его обращение было притворным, ей нечего было с ним более делать. Как не католик, он не подлежал юрисдикции Церкви, которую он отвергал, и Церковь была вынуждена объявить его еретиком и лишить своего покровительства. Первоначально приговор был только простым осуждением за ересь и сопровождался отлучением от Церкви или объявлением, что виновный не считается более подсудным суду Церкви; иногда добавлялось, что он передаётся светскому суду, что он отпущен на волю - ужасное выражение, обозначавшее, что окончилось уже прямое вмешательство Церкви в его судьбу. С течением времени приговоры стали пространнее; часто уже начинает встречаться замечание, поясняющее, что Церковь ничего не может более сделать, чтобы загладить прегрешения виновного, и передача его в руки светской власти сопровождается следующими знаменательными словами: debita animadversione puniendum, то есть «да будет наказан по заслугам». Лицемерное обращение, в котором Инквизиция заклинала светские власти пощадить жизнь и тело отпавшего, не встречается в старинных приговорах и никогда не формулировалось точно.
Инквизитор Пегна не задумывается признать, что это воззвание к милосердию было пустою формальностью, и объясняет, что к нему прибегали только с той целью, чтобы не казалось, что инквизиторы согласны на пролитие крови, так как это было бы нарушением канонических правил. Но в то же время Церковь зорко следила за тем, чтобы её резолюция не толковалась превратно. Она поучала, что не может быть и речи о каком-либо снисхождении, если еретик не раскается и не засвидетельствует своей искренности выдачей всех своих единомышленников. Неумолимая логика св. Фомы Аквината ясно установила, что светская власть не могла не предавать еретиков смерти, и что только вследствие своей безграничной любви Церковь могла два раза обращаться к еретикам со словами убеждения раньше, чем предать их в руки светской власти на заслуженное наказание. Сами инквизиторы нисколько не скрывали этого и постоянно учили, что осужденный ими еретик должен быть предан смерти; это видно, между прочим, из того, что они воздерживались произносить свой приговор над ним в пределах церковной ограды, которую осквернило бы осуждение на смертную казнь, а произносили его на площади, где происходило последнее действие аутодафе. Один из их докторов XIII века, цитируемый в XIV веке Бернаром Ги, так аргументирует это: «Цель Инквизиции - уничтожение ереси; ересь же не может быть уничтожена без уничтожения еретиков; а еретиков нельзя уничтожить, если не будут уничтожены также защитники и сторонники ереси, а это может быть достигнуто двумя способами: обращением их в истинную католическую веру или обращением их плоти в пепел, после того, как они будут выданы в руки светской власти».
Основные исторические этапы
Хронологически историю инквизиции можно разделить на три этапа:
- додоминиканский (преследования еретиков до XII века);
- доминиканский (со времени Тулузского собора 1229 г.);
В 1-м периоде суд над еретиками составлял часть функций епископской власти, а преследование их имело временный и случайный характер; во 2-м создаются постоянные инквизиционные трибуналы, находящиеся в специальном ведении доминиканских монахов; в З-м инквизиционная система тесно связывается с интересами монархической централизации в Испании и притязаниями её государей на политическую и религиозную супрематию в Европе, сперва служа орудием борьбы против мавров и евреев, а потом, вместе с Иезуитским орденом, являясь боевою силою католической реакции XVI века против протестантизма .
Преследования еретиков до XII века
Зародыши Инквизиции можно найти ещё в первые века христианства - в обязанности диаконов разыскивать и исправлять заблуждения в вере, в судебной власти епископов над еретиками. Суд епископский был прост и не отличался жестокостью; самым сильным наказанием в то время было отлучение от церкви.
Со времени признания христианства государственной религией Римской империи, к церковным наказаниям присоединились и гражданские. В 316 году Константин Великий издал эдикт, присуждавший донатистов к конфискации имущества. Угроза смертною казнью впервые произнесена была Феодосием Великим в 382 году по отношению к манихеям, а в 385 г. приведена была в исполнение над присциллианами.
В капитуляриях Карла Великого встречаются предписания, обязывающие епископов следить за нравами и правильным исповеданием веры в их епархиях, а на саксонских границах - искоренять языческие обычаи. В 844 году Карл Лысый предписал епископам утверждать народ в вере посредством проповедей, расследовать и исправлять его заблуждения («ut populi errata inquirant et corrigant»).
В IX и X вв. епископы достигают высокой степени могущества; в XI век, во время преследования патаренов в Италии, деятельность их отличается большою энергией. Уже в эту эпоху церковь охотнее обращается к насильственным мерам против еретиков, чем к средствам увещания. Наиболее строгими наказаниями еретиков уже в ту пору были конфискация имущества и сожжение на костре . Так Анна Комнина описывает в «Алексиаде» сожжение на костре богомила Василия в 1118 году, говоря про императора, что тот принял решение «новое, необычное по своему характеру, неслыханное по своей смелости».
Доминиканский период
Слово «Инквизиция», в техническом смысле, употреблено впервые на Турском соборе 1163 года (англ.) русск. , а на Тулузском соборе в 1229 г., апостольский легат «mandavit inquisitionem fieri contra haereticos suspectatos de haeretica pravitate».
В Германии инквизиция первоначально направлена была против племени стедингов, отстаивавших свою независимость от бременского архиепископа, Здесь она встретила всеобщий протест. Первым инквизитором Германии был Конрад Марбургский ; в 1233 году он был убит во время народного восстания, а в следующем году той же участи подверглись и два главные его помощника. По этому поводу в Вормской летописи говорится: «таким образом, при Божьей помощи, Германия освободилась от гнусного и неслыханного суда». Позже папа Урбан V , опираясь на поддержку императора Карла IV , снова назначил в Германию двух доминиканцев, в качестве инквизиторов; однако, и после этого инквизиция не получила здесь развития. Последние следы её были уничтожены реформацией. Инквизиция проникла даже в Англию, для борьбы против учения Уиклифа и его последователей; но здесь значение её было ничтожно.
Из славянских государств только в Польше существовала инквизиция, и то очень недолго. Вообще, учреждение это пустило более или менее глубокие корни только в Испании, Португалии и Италии, где католицизм оказывал глубокое влияние на умы и характер населения.
Испанская инквизиция
Испанская инквизиция, возникшая в XIII веке , как отголосок современных событий в южной Франции , возрождается с новой силой в конце XV века , получает новую организацию и приобретает огромное политическое значение. Испания представляла наиболее благоприятные условия для развития инквизиции. Многовековая борьба с маврами способствовала развитию в народе религиозного фанатизма , которым с успехом воспользовались водворившиеся здесь доминиканцы . Нехристиан, именно евреев и мавров, было много в местностях, отвоеванных от мавров христианскими королями Пиренейского полуострова. Мавры и усвоившие их образованность евреи являлись наиболее просвещенными, производительными и зажиточными элементами населения. Богатство их внушало зависть народу и представляло соблазн для правительства. Уже в конце XIV века масса евреев и мавров силою вынуждены были принять христианство (см. Марраны и Мориски), но многие и после того продолжали тайно исповедовать религию отцов.
Систематическое преследование этих подозрительных христиан инквизицией начинается со времени соединения Кастилии и Арагона в одну монархию, при Изабелле Кастильской и Фердинанде Католике , реорганизовавших инквизиционную систему. Мотивом реорганизации являлся не столько религиозный фанатизм , сколько желание воспользоваться инквизицией для упрочения государственного единства Испании и увеличения государственных доходов, путем конфискации имущества осужденных. Душою новой инквизиции в Испании был духовник Изабеллы, доминиканец Торквемада . В 1478 году была получена булла от Сикста IV , разрешавшая «католическим королям » установление новой инквизиции, а в 1480 году был учрежден в Севилье первый трибунал её; деятельность свою он открыл в начале следующего года, а к концу его уже мог похвалиться преданием казни 298 еретиков . Результатом этого была всеобщая паника и целый ряд жалоб на действия трибунала , обращенных к папе, главным образом, со стороны епископов. В ответ на эти жалобы Сикст IV в 1483 году предписал инквизиторам придерживаться той же строгости по отношению к еретикам, а рассмотрение апелляций на действия инквизиции поручил севильскому архиепископу Иньиго Манрикесу. Несколько месяцев спустя, он назначил великим ген. инквизитором Кастилии и Арагона Торквемаду, который и завершил дело преобразования испанской инквизиции.
Инквизиционный трибунал сперва состоял из председателя, 2 юристов-ассесоров и 3 королевских советников. Эта организация скоро оказалась недостаточной и взамен её создана была целая система инквизиционных учреждений: центральный инквизиционный совет (так назыв. Consejo de la suprema) и 4 местных трибунала, число которых потом было увеличено до 10. Имущества, конфискованные у еретиков, составляли фонд, из которого черпались средства для содержания инквизиционных трибуналов и который, вместе с тем, служил источником обогащения папской и королевской казны. В 1484 году Торквемада назначил в Севилье общий съезд всех членов испанских инквизиционных трибуналов, и здесь был выработан кодекс (сперва 28 постановлений; 11 были добавлены позднее), регулировавший инквизиционный процесс.
С тех пор дело очищения Испании от еретиков и нехристиан стало быстро продвигаться вперед, особенно после 1492 года , когда Торквемаде удалось добиться у католических королей изгнания из Испании всех евреев. Результаты истребительной деятельности испанской инквизиции при Торквемаде, в период от 1481 года до 1498 года, выражаются следующими цифрами: около 8.800 человек было сожжено на костре; 90.000 человек подверглось конфискации имущества и церковным наказаниям; кроме того, были сожжены изображения, в виде чучел или портретов, 6.500 человек, спасшихся от казни посредством бегства или смерти. В Кастилии инквизиция пользовалась популярностью среди фанатичной толпы, с удовольствием собиравшейся на аутодафе, а Торквемада до самой смерти встречал всеобщий почет. Но в Арагоне действия инквизиции неоднократно вызывала взрывы народного негодования; во время одного из них Педро Арбуэс , председатель инквизиционного суда в Сарагосе , не уступавший в жестокости Торквемаде, был убит в церкви, в г. Преемники Торквемады, Диего-Деса и особенно Хименес, архиепископ толедский и духовник Изабеллы, закончили дело религиозного объединения Испании.
Несколько лет спустя после завоевания Гранады, мавры подверглись гонениям за веру, несмотря на обеспечение за ними религиозной свободы условиями капитуляционного договора 1492 года . В 1502 году им было предписано либо креститься, либо оставить Испанию. Часть мавров покинула родину, большинство крестилось; однако, крестившиеся мавры (мориски) не избавились от преследований и, наконец, были изгнаны из Испании Филиппом III, в 1609 году . Изгнание евреев, мавров и морисков, составлявших более 3 миллионов населения, и притом самого образованного, трудолюбивого и богатого, повлекло за собою неисчислимые потери для испанского земледелия, промышленности и торговли, что не помешало Испании стать самой богатой страной, создать могучий флот и колонизировать большие просторы в Новом свете.
Хименес уничтожил последние остатки епископской оппозиции. Испанская инквизиция проникла в Нидерланды и Португалию и послужила образцом для итальянских и французских инквизиторов. В Нидерландах она была установлена Карлом V в 1522 году и была причиной отпадения северных Нидерландов от Испании при Филиппе II . В Португалии инквизиция введена была в 1536 году и отсюда распространилась на португальские колонии в Ост-Индии, где центром её был Гоа .
Инквизиция в Российской империи
В Российской империи организация с похожим названием, «Приказ протоинквизиторских дел», была создана в 1711 году указом Петра I для надзора за епископами в их церковной хозяйственной и судебной деятельности в делах небольшой важности. В состав духовных инквизиторов входили представители чёрного и белого духовенства. Все они подчинялись провинциал-инквизиторам городов, где располагались архиерейские дома. Провинциал-инквизиторы подчинялись московскому протоинквизитору. Первым московским протоинквизитором был назначен Пафнутий, архимандрит Данилова монастыря в Москве. В свою очередь, он подчинялся Синоду. Прежде чем отправить свой донос, духовный инквизитор должен был известить вышестоящее начальство обвиняемого им или местного архиерея. Если дело кончалось штрафом, после его назначения и выплаты половина денег полагалась доносителю. В 1724 году Приказ протоинквизиторских дел прекратил свое существование, однако должности инквизиторов были упразднены лишь 25 января 1727 года.
Другие страны
По образцу испанской инквизиционной системы, в 1542 году в Риме учреждена была «конгрегация святой инквизиции», власть которой безусловно признана была в герцогствах Миланском и Тосканском; в Неаполитанском королевстве и Венецианской республике действия её подлежали правительственному контролю. Во Франции Генрих II пытался учредить инквизицию по тому же образцу, а Франциск II , в 1559 году перенес функции инквизиционного суда на парламент, где для этого образовано было особое отделение, так наз. chambres ardentes(огненная палата).
Действия инквизиционного трибунала облекались строгой таинственностью. Действовала система шпионства и доносов. Как только обвиненный или заподозренный привлекался к суду инквизицией, начинался предварительный допрос, результаты которого представлялись трибуналу. Если последний находил дело подлежащим своей юрисдикции, - что обыкновенно и случалось, - то доносчики и свидетели снова допрашивались и их показания, вместе со всеми уликами; передавались на рассмотрение доминиканских богословов, так называемых квалификаторов святой инквизиции.
Если квалификаторы высказывались против обвиняемого, его тотчас же отводили в секретную тюрьму, после чего между узником и внешним миром прекращались всякие сношения. Затем следовали 3 первые аудиенции, во время которых инквизиторы, не объявляя подсудимому пунктов обвинения, старались путем вопросов запутать его в ответах и хитростью исторгнуть у него сознание в возводимых на него преступлениях. В случае сознания, он ставился в разряд «раскаивающихся» и мог рассчитывать на снисхождение суда; в случай упорного отрицания вины, обвиняемого, по требованию прокурора, вводили в камеру пыток. После пытки измученную жертву снова вводили в аудиенц-залу и только теперь знакомили её с пунктами обвинения, на которые требовали ответа. Обвиняемого спрашивали, желает ли он защищаться или нет, и, в случае утвердительного ответа, предлагали ему выбрать себе защитника из списка лиц, составленного его же обвинителями. Понятно, что защита при таких условиях была не более как грубым издевательством над жертвой трибунала. По окончании процесса, продолжавшегося нередко несколько месяцев, снова приглашались квалификаторы и давали своё окончательное мнение по данному делу, почти всегда - не в пользу подсудимого.
Затем следовал приговор, на который можно было апеллировать к верховному инквизиционному трибуналу или к папе. Однако успех апелляций был маловероятен. «Супрема» как правило не отменяла приговоров инквизиционных судов, а для успеха апелляции в Рим необходимо было заступничество богатых друзей, так как осужденный, чье имущество было конфисковано, значительными денежными суммами уже не располагал. Если приговор отменялся, узника освобождали, но без всякого вознаграждения за испытанные муки, унижения и убытки; в противном случае его ожидали санбенито и ауто-да-фе .
Перед инквизицией трепетали даже государи. Её преследований не могли избежать даже такие лица, как испанский архиепископ Карранса, кардинал Чезаре Борджиа и др.
Особенно гибельным становится влияние инквизиции на интеллектуальное развитие Европы в XVI веке, когда ей, вместе с иезуитским орденом удалось овладеть цензурой книг. В XVII век число её жертв значительно уменьшается. XVIII-й в. с его идеями религиозной веротерпимости был временем дальнейшего упадка и наконец полной отмены инквизиции во многих государствах Европы: пытки совершенно устраняются из инквизиционного процесса в Испании, а число смертных казней сокращается до 2 - 3, и даже меньше, в год. В Испании инквизиция была уничтожена указом Жозефа Бонапарта 4 декабря 1808 года . По статистическим данным, собранным в труде Лорьенте, оказывается, что подвергшихся преследованию со стороны испанской инквизиции с 1481 до 1809 года было 341 021 человек; из них 31 912 были сожжены лично, 17 659 - in effigie , 291 460 подверглись тюремному заключению и другим наказаниям. В Португалии инквизиция сильно была ограничена в министерство Помбаля , а при Иоанне VI (1818 - 26) совсем уничтожена. Во Франции она уничтожена в 1772 году, в Тоскане и Парме - в 1769 году, в Сицилии - в 1782 году, в Риме - в 1809 году. В 1814 году инквизиция была восстановлена в Испании Фердинандом Vll; вторично уничтоженная кортесами в 1820 году, она снова на некоторое время возрождается, пока, наконец, в 1834 году не упраздняется навсегда; имущество её обращено на погашение государственного долга. В Сардинии инквизиция просуществовала до 1840 г., в Тоскане - до 1852 г.; в Риме инквизиция восстановлена Пием VII в 1814 г. (просуществовала до 1908 г.)
Основные исторические даты
Жертвы инквизиции. Критика
В своей книге «Рассказы о колдовстве и магии» (1852) Томас Райт, член-корреспондент Национального Института Франции, утверждает:
Из множеств людей, погибших за колдовство на кострах Германии в течение первой половины семнадцатого века, было много таких, чье преступление заключалось в их приверженности к религии Лютера <…> и мелкие князья были не против ухватиться за любую возможность пополнить свои сундуки… наиболее преследуемыми являлись лица, обладающие значительными состояниями… В Бамберге так же как и в Вюрцбурге епископ являлся суверенным князем в своих владениях. Князь -епископ , Иоанн Георг II, который правил Бамбергом… после нескольких безуспешных попыток выкорчевать Лютеранство , прославил свое правление серией кровавых ведьминых процессов, которые опозорили летописи этого города… Мы можем получить некоторое представление о деяниях его достойного агента (Фредерик Фернер, епископ Бамберга) по утверждениям наиболее достоверных источников о том, что между 1625 и 1630 гг. состоялось не менее 900 процессов в двух судах Бамберга и Цейля; и в статье, опубликованной властями в Бамберге в 1659 г, сообщается, что количество лиц, которых епископ Иоанн Георг предал сожжению на костре за колдовство, достигло 600.
Также Томас Райт приводит список (документ) жертв двадцати девяти сожжений. В этом списке люди, исповедующие лютеранство , обозначались как «чужие». В итоге жертвами этих сожжений были:
- «Чужих» мужчин и женщин, то есть протестантов - 28.
- Горожан, состоятельных людей - 100.
- Мальчиков, девочек и малых детей - 34.
Среди ведьм были маленькие девочки от семи до десяти лет, и двадцать семь из них были приговорены и сожжены. Количество привлекаемых к суду с этим страшным судопроизводством было настолько велико, что судьи мало вникали в суть дела, и стало обычным явлением, что даже не давали себе труда записывать имена обвиняемых, а обозначали их, как обвиняемый №; 1, 2, 3 и т. д.
Томас Райт, «Рассказы о колдовстве и магии»
См. также
Литература
Дореволюционные исследования- В. Величкина. Очерки истории инквизиции (1906).
- Н. Н. Гусев. Рассказы об инквизиции (1906).
- Н. Я. Кадмин . Философия убийства (1913; переизд., 2005).
- А. Лебедев. Тайны инквизиции (1912).
- Н. Осокин. История Альбигойцев и их времени (1869-1872).
- М. Н. Покровский. Средневековые ереси и инквизиция (в Книге для чтения по истории средних веков под ред. П. Г. Виноградова, вып. 2, 1897).
- М. И. Семевский. Слово и дело. Тайный сыск Петра I (1884; переизд., 1991, 2001).
- Я. Канторович. Средневековые процессы о ведьмах (1899)
- Н. В. Будур. Инквизиция: гении и злодеи (2006).
- М. Я. Выгодский. Галилей и инквизиция (1934).
- С. В. Гордеев. История религий: главные религии мира, древние церемонии, религиозные войны, христианская библия, ведьмы и инквизиция (2005).
- И. Р. Григулевич. Инквизиция (1970; 1976; 1985; переизд., 2002); Папство. Век XX (1981; переизд., 2003).
- М. И. Заборов . Папство и крестовые походы (1960).
- И. А. Крывелев . Костром и пыткой против науки и ученых (1933; переизд., 1934).
- А. Е. Кудрявцев . Испания в средние века (1937).
- С. Г. Лозинский. История инквизиции в Испании (1914; переизд., 1994); История папства (1934; переизд., 1961, 1986); Святая инквизиция (1927); Роковая книга средневековья.
- Л. П. Новохацкая. Охота на «ведьм». Из истории церковной инквизиции (1990).
- З. И. Плавскин. Испанская инквизиция: палачи и жертвы (2000).
- В. С. Рожицын. Джордано Бруно и инквизиция (1955).
- Тюрьмы и наказания. Инквизиция, тюрьмы, телесные наказания, казни (1996).
- М. И. Шахнович. Гойа против папства и инквизиции (1955).
- М. М. Шейнман. Огнем и кровью во имя бога (1924); Папство (1959); От Пия IX до Иоанна XXIII (1966).
Существование ведьм в разные эпохи подтверждалось многими, казалось бы, неоспоримыми доказательствами. Большинство людей обвиняли в колдовстве молодых и спокойных девушек не тяжелее 50 килограмм. Обвиняли практически во всех бедах, внезапных изменениях погоды, смертях, плохом урожае, и так далее. Считалось, что существование таких могущественных созданий поставило бы под вопрос правление церкви и человека, поэтому решили уничтожать подобных женщин, ради всеобщего блага.
Одноклассники
Когда появилась Инквизиция?
Бытует мнение, что такое явление, как колдовство и ведьмы – это чисто средневековое понятие. Но многие источники, в том числе и древние находки с письменностью указывают на то, что до появления на свет Христа существовали «милые» дамы, которые требовали от людей дани, иначе на них опустятся беды. Ведьма – это одно с древнейших обозначений злого яства, которое предстает в виде престарелой женщины. Со временем ценности менялись, а с ними и образы настоящего зла. Пик популярности припадает на период V–XV века. Именно в этот период происходит великое поколение ведьм. История инквизиции начинается с этих времен.
Слово «инквизиция» с латинского языка означает розыск, расследование . До появления средневекового культа церкви, до V века нашей эры инквизицией называли определенные расследования и поиски истины в сомнительных делах людей. Иногда, чтобы выбить настоящую правду, прибегали к жестоким пыткам. Инквизиторами называли людей, которые старались разобраться в нарушениях общества.
Немного позже, когда Бог и церковь превратила мир в большую площадь для молитв, подобные меры применялись, чаще всего к неверующим людям . А со временем и ко всему отрицательному, что существовало в мире, по мнению церкви. В современности, это слово стало синонимом смерти ведьмам и язычникам. Многие историки выводили теории о том, сколько человек было уничтожено из-за деятельности такого движения.
Самыми яркими представителями, пропагандировавшие власть церкви по Европе , были:
- Англия.
- Священная Римская империя.
- Франция.
- Испания.
Почему инквизиция обрела такое могущество?
Из-за того, что в период Средневековья происходят непрекращающиеся войны, историки решили прозвать этот период Темными веками . Чем особенный этот период истории:
- Появление рыцарей.
- Церковь стала во главе власти.
- Создание Культа Бога.
- История инквизиция.
Наряду с церковью, постепенная власть формировалась и за инквизицией. Бог стал главным источником сил, желаний и любви. Невероятный культ провозгласил человека ничтожеством, по сравнению с Богом. Все ценности Древнего мира были уничтожены, и появилась необходимость создавать новые. Вера в Бога мгновенно стала лидирующей на всей территории Европы .
Культ Бога воспринимался, как аксиома. Его никто не обсуждал, он был, как факт, и это должны были принять все. Из-за того, что в Средних веках начали массово пропагандировать веру в Единого Всевышнего, возросло количество людей, которые отказывались от этой веры в угоду своим прошлым взглядам. Именно в этот период и начинает активно действовать инквизиция .
Практически всех людей, кто противился, насильно обращали в новую веру. Среди них были такие люди, кто свято и твердо верил в собственных богов, еретики или язычники. Если же не получалось ввернуть в новые верования человека, то это приводило к плохим последствиям. Из-за невероятной поддержки церкви, королевской власти большинства государств Европы, Инквизиция обретала невероятную власть.
Люди, которые именовали себя Инквизиторами, имели полное право обвинить любого человека в не веровании. И он поддавался суду. Слова Инквизиторов не осуждались, а практически все суды заканчивались плачевно для жертв. Чаще всего наказанием был отбор имущества, физическое насилие, высмеивание перед публикой. Потом давался еще один шанс человеку. Его отпускали на свободу. Если же он второй раз попадется на те самые проволочки, то приходилось использовать радикальные меры.
Принято считать, что при слове инквизиция, в голове сразу же появляются ассоциации о кострах инквизиции, Жанне Д’Арк и смертельных пытках. Однако, все это давно опровергли историки, даже проверенную информацию на википедии. Но давайте все по порядку.
На самом деле в большинстве случаев борьбы инквизиции против еретиков и язычников немного опущены. Первые насильно ввергали последних в свою веру. Если те отказывались, то в ход шли приговоры инквизиции: болезненные пытки и конфискация имущества. Это необходимо было для того, чтобы показать непоколебимость верующего человека, которому уготовано место в Раю, даже после осуществления преступления. В 95% случаев люди сдавались, и в обмен на свое имущество, а иногда это были и дети, веровали в новую религию. Однако те самые 5%, которые отказывались предавать собственных богов, подвергались жестоким пыткам. Описывать их сложно, так как это непростая работа.
Одним из самых ярких примеров приговора инквизиции есть пытка с невероятными болезненными ощущениями со стороны еретика. Человека привязывали к стулу, так, чтобы он не мог шевелить руками и ногами. Потом постепенно нагревали небольшие щипцы до красного цвета. Затем отрывали по одному ногтю до тех пор, пока человек не сдастся и не признает власть Божью. Стоит признать, что это была не самая страшная пытка. История узнавала случаи и страшнее. Однако, к смертельным пыткам прибегали крайне редко. Приговор зачастую ограничивался болезненными терзаниями.
Жанна Д’Арк и жертва считается самым известным мифом об ужасной инквизиции. После того, как девушка смогла спасти Францию от непоправимого давления Англии после Столетней войны, ее пленили племена бургундцев. Они передали ее властям английского королевства. Потом ее осудили, как простого еретика, и затем сожгли на костре. Но правда ли это?
Все больше историков считают, что это не более, чем миф. Героиню Франции не жгли на костре, как еретика. Она, как и все остальные люди была силой придушена новой религией. А все доводы о том, что ее сожгли, на данный момент, кажутся не более чем сказкой.
Есть не только научные работы той эпохи, указывающие на обратные факты, но и множество предполагаемых материальных доказательств. К примеру, раскопали скелет неопознанного человека. С помощью новейших технологий удалось подтвердить, что это скелет девушки, 18–19 лет. А по окаменелостям, легко определили и возраст костей. Практически все подходит под всемирно известный миф о сожженной Жанне Д’Арк. Поэтому и приговор сожжения на костре можно смело считать нереальным.
В интернете присутствует большое количество статей о том, что количество жертв инквизиции сравнимо с общим количеством смертей на Второй мировой войне. Это все не более, чем гиперболизированный треп. За 400 лет активной деятельности инквизиции предполагается, что приблизительное количество пострадавших не превышает цифры в 40 тысяч .
Многие технологии современности сумели добиться прекрасных результатов в максимальной правдивости истории. То есть большинство предположений, которые считались правдивыми и воспринимались, как факт, теперь не имеют никакой исторической ценности .
Феномен Салемских ведьм
Не менее противоречивым есть и история о Салемских ведьмах. В конце XVII в небольшом городке Салем в Англии начались внезапные вспышки проявления колдовства, управления погодой. Это все провоцировало церковь искать объяснение через наказание мнимых женщин, способных колдовать.
Священник Сэмьэль Парисс заметил, как с девочками, игравшими с хрустальным шаром, происходят странные вещи. Всю ночь им мерещились гробы и лай собак. Подобное не прекращалось до самого утра. Священник решил, что это проделки злой ведьмы, поэтому принялся ее искать. Казалось, что подобные дела происходили практически везде. Но суть в том, что из-за мнимой игры трех девочек, под суд инквизиции попало больше 160 человек. А самое ужасное в этом то, что ни один подсудимый так и не был оправдан, все были приговорены. Около 150 человек оказались до конца жизни за решеткой, а более десятерым пришлось примерять на шее петлю.
Немного позже процесс остановили, так как Губернатор Фипс из слов богослова Инкриса Матера раскритиковал некомпетентность созданного суда. До сих пор ученые рассматривают странные и таинственные события тех 10 месяцев, когда пострадало настолько много людей, из-за странного поведения трех девочек. Кто на самом деле в этой истории оказался виновным?
И подобных историй среди толщи столетий можно сосчитать тысячи. Инквизиция публично наказывала еретиков, чтобы показать свое превосходство. Это необходимо было ради установления тоталитарного режима, и в дальнейшем создания культа Бога .
Принято считать, что Инквизиция осталась в прошлом, и от нее не осталось ни малейшего следа. Однако это все тоже можно посчитать мифом. В современном мире есть течение, исповедующее те самые принципы и взгляды, что и инквизиция, но все это обрело иное название - Священная конгрегация доктрины веры .
Инквизиция - трибунал католической церкви, осуществлявший сыскные, судебные и карательные функции; имеет многовековую историю. Возникновение её связано с борьбой против еретиков - тех, кто проповедовал религиозные взгляды, не отвечающие установленным церковью догмам. Первым известным еретиком, сожжённым на костре за свои убеждения в 1124 г., был Пётр из Брюи, требовавший упразднения церковной иерархии. Под этот акт ещё не было подведено никакой "правовой" основы. Она стала складываться в конце XII - первой трети XIII вв.
В 1184 г. Папа Луций III собрал в Вероне собор, решения которого обязывали священнослужителей собирать сведения об еретиках и проводить их розыск. Согласно папской булле, кости ранее умерших еретиков, как оскверняющие христианские кладбища, подлежали эксгумации и сожжению, а имущество, унаследованное кем-либо из близких, - конфискации. Это была своего рода прелюдия появления института инквизиции. Общепризнанной датой его создания является 1229 г., когда церковные иерархи на своём консилиуме в Тулузе объявили о создании трибунала инквизиции, предназначенного для сыска, суда и наказания еретиков. В 1231 и 1233 гг. последовали три буллы Папы Григория IX, обязывавшие всех католиков претворять в жизнь решение тулузского консилиума.
Церковные карательные органы появились в Италии (за исключением Неаполитанского королевства), Испании, Португалии, Франции, Нидерландах, Германии, в португальской колонии Гоа, а после открытия Нового Света - в Мексике, Бразилии и Перу.
После изобретения книгопечатания Иоганном Гутенбергом в середине XV в. трибуналы инквизиции фактически взяли на себя функции цензоров. Год от года пополнялся список запрещённых книг и к 1785 г. составил свыше 5 тыс. наименований. Среди них - книги французских и английских просветителей, "Энциклопедия" Дени Дидро и др.
Наиболее влиятельной и жестокой инквизиция оказалась в Испании. По существу представления об инквизиции и инквизиторах сложились под влиянием сведений о преследованиях и расправах с еретиками, связанных с именем Томаса де Торкемады, с его жизнью и деятельностью. Это самые мрачные страницы истории инквизиции. Личность Торкемады, описанная историками, теологами, врачами-психиатрами, и по сей день вызывает интерес.
Томас де Торкемада родился в 1420 г. Его детство и отрочество не оставили свидетельств серьёзных душевных потрясений и отклонений в психике. В школьные годы он служил примером добропорядочности не только для однокашников, но даже и для учителей. Став затем монахом ордена доминиканцев, он отличался безупречным отношением к традициям ордена и монашескому образу жизни, досконально выполнял религиозные обряды. Орден, основанный в 1215 г. испанским монахом Доминго де Гусманом (латинизированное имя Доминик) и утверждённый папской буллой 22 декабря 1216 г., был главной опорой папства в борьбе с ересью.
Глубокая набожность Торкемады не осталась незамеченной. Молва о ней дошла до королевы Изабеллы, и та не раз предлагала ему возглавить крупные приходы. Он неизменно отвечал вежливым отказом. Однако, когда Изабелла пожелала иметь его своим духовником, Торкемада посчитал это за великую честь. По всей вероятности, ему удалось заразить королеву своим религиозным фанатизмом. Его влияние на жизнь королевского двора было значительным. В 1483 г., получив титул Великого инквизитора, он практически возглавил испанский католический трибунал.
Приговором тайного суда инквизиции могло быть публичное отречение, штраф, тюремное заключение и, наконец, сожжение на костре - церковь применяла его в течение 7 веков. Последняя казнь состоялась в Валенсии в 1826 г. Сожжение ассоциируется обычно с аутодафе - торжественным оглашением приговора инквизиции, а также исполнением его. Такая аналогия вполне правомерна, т. к. все другие формы наказания обставлялись инквизицией более буднично.
В Испании Торкемада намного чаще, чем инквизиторы других стран, прибегал к крайней мере: за 15 лет по его приказу сожжено 10 200 человек. Жертвами Торкемады можно считать и 6800 человек, приговорённых к смерти заочно. Кроме того, подверглись различным наказаниям 97 321 человек. Преследовались в первую очередь крещёные евреи - марраны, обвиняемые в приверженности к иудаизму, а также мусульмане, принявшие христианство, - мориски, подозревавшиеся в тайном исповедании ислама. В 1492 г. Торкемада склонил испанских королей Изабеллу и Фердинанда к высылке из страны всех евреев.
Этот "гений зла" умер естественной смертью, хотя, будучи Великим инквизитором, постоянно трясся за свою жизнь. На его столе всегда находился рог носорога, с помощью которого, согласно поверью той эпохи, можно было обнаружить и нейтрализовать яд. Когда он передвигался по стране, его сопровождали 50 всадников и 200 пехотинцев.
К сожалению, Торкемада не унёс с собой в могилу варварские методы борьбы с инакомыслящими.
XVI столетие стало веком рождения современной науки. Наиболее пытливые умы посвящали свои жизни осмыслению фактов, постижению законов мироздания, ставили под сомнение веками устоявшиеся схоластические догмы. Обновлялись житейские и нравственные представления человека.
Критическое отношение к так называемым незыблемым истинам приводило к открытиям, в корне меняющим старое мировоззрение. Польский астроном Николай Коперник (1473-1543) заявил, что Земля наряду с другими планетами вращается вокруг Солнца. В предисловии к книге "Об обращениях небесных сфер" учёный писал, что 36 лет он не решался обнародовать этот труд. Сочинение было издано в 1543 г., за несколько дней до смерти автора. Великий астроном посягал на один из главных постулатов церковного учения, доказывая, что Земля не является центром Вселенной. Книга оказалась под запретом инквизиции до 1828 г.
Если Коперник избежал преследований лишь потому, что выход книги совпал с его кончиной, то судьба Джордано Бруно (1548-1600 гг.) оказалась трагической. В молодости он стал монахом доминиканского ордена. Бруно не скрывал своих убеждений и вызвал недовольство святых отцов. Вынужденный покинуть монастырь, вёл бродячий образ жизни. Преследуемый, бежал из родной Италии в Швейцарию, затем жил во Франции и Англии, где занимался наукой. Свои идеи изложил в сочинении "О бесконечности, вселенной и мирах" (1584 г.). Бруно утверждал, что пространство бесконечно; оно наполнено самосветящимися непрозрачными телами, многие из которых обитаемы. Каждое из этих положений противоречило принципиальным установкам католической церкви.
Читая лекции по космологии в Оксфордском университете, Бруно вёл ожесточённые дискуссии с местными теологами и схоластами. В аудиториях Сорбонны силу его аргументов испытали французские схоласты. В Германии он прожил целых 5 лет. Там был издан ряд его трудов, вызвавших новый взрыв ярости итальянской инквизиции, готовой на всё ради того, чтобы заполучить самого опасного, по её мнению, еретика.
По наущению церкви венецианский патриций Мочениго пригласил Джордано Бруно в качестве домашнего преподавателя философии и... выдал инквизиции. Учёный был заточён в застенки. В течение 8 лет католический трибунал безуспешно добивался публичного отречения Джордано Бруно от его научных трудов. Наконец последовал вердикт: наказать "насколько возможно милосердно, без пролития крови". Эта лицемерная формулировка означала сожжение на костре. Запылал костёр. Выслушав судей, Джордано Бруно сказал: "Быть может, вы с большим страхом произносите этот приговор, чем я его выслушиваю". 16 февраля 1600 г. в Риме на Площади Цветов он стоически принял смерть.
Такая же участь едва не постигла и другого итальянского учёного - астронома, физика, механика Галилео Галилея (1564 -1642). Созданный им в 1609 г. телескоп позволил получить объективные доказательства справедливости выводов Коперника и Бруно. Первые же наблюдения за звёздным небом показали полную абсурдность утверждений церкви. Только в созвездии Плеяд Галилей насчитал не менее 40 звёзд, невидимых до тех пор. Какими наивными выглядели теперь сочинения богословов, объяснявших появление звёзд на вечернем небе лишь необходимостью светить людям!.. Результаты новых наблюдений всё больше ожесточали инквизицию. Открыты горы на Луне, пятна на Солнце, четыре спутника Юпитера, непохожесть Сатурна на другие планеты. В ответ церковь обвиняет Галилея в богохульстве и мошенничестве, представив выводы учёного как следствие оптического обмана.
Расправа над Джордано Бруно стала серьёзным предостережением. Когда в 1616 г. конгрегация из 11 доминиканцев и иезуитов объявила учение Коперника еретическим, Галилею частным образом было указано на необходимость отмежеваться от этих взглядов. Формально учёный подчинился требованию инквизиции.
В 1623 г. папский престол занял друг Галилея кардинал Барберини, прослывший покровителем наук и искусств. Он принял имя Урбана VIII. Не без его поддержки в 1632 г. Галилей опубликовал "Диалог о двух главнейших системах мира - птоломеевой и коперниковой" - своего рода энциклопедию астрономических воззрений. Но даже близость к Папе не защитила Галилея. В феврале 1633 г. римским католическим судом "Диалог" был запрещён, его автор объявлен "узником инквизиции" и оставался им в течение 9 лет вплоть до смерти. Кстати сказать, только в 1992 г. Ватикан оправдал Галилео Галилея.
Общество с трудом очищалось от заразы инквизиции. В зависимости от исторических, экономических, национальных и многих других причин страны Европы в разные сроки освобождались от трибуналов церкви. Уже в XVI в. под воздействием Реформации они прекратили своё существование в Германии и во Франции. В Португалии инквизиция действовала до 1826 г., в Испании - до 1834 г. В Италии её деятельность была запрещена лишь в 1870 г.
Формально инквизиция под названием Конгрегации святой канцелярии просуществовала до 1965 г., когда её службы были преобразованы в Конгрегацию вероучения, продолжающую бороться за чистоту веры, но уже другими, отнюдь не средневековыми средствами.
ВЕЛИКИЙ ИНКВИЗИТОР
В середине XVII в. германский поэт Фридрих фон Логан, рассуждая о природе греха, заметил: "Человеческое - впасть в грех, дьявольское - упорствовать в нём, христианское - ненавидеть его, божественное - простить". Если исходить из здравого смысла, Томасу де Торкемаде (около 1420-1498) было присуще только "дьявольское". Ведь всё, что он делал во имя защиты религии, было огромным, нескончаемым грехом перед человеком эпохи Возрождения, перед его стремлением к познанию.
Страшен арсенал пыток, придуманных инквизицией за несколько веков её существования: сожжение на костре, пытка колесом, пытка водой, замуровывание в стены. Торкемада прибегал к ним намного чаще других инквизиторов.
Воспалённое воображение Торкемады сначала изобретало противников, дрожавших при одном упоминании его имени, а затем в течение всей жизни инквизитор сам испытывал страх перед неминуемой местью своих жертв.
Куда бы он ни выходил из своей монастырской кельи, его сопровождал преданный телохранитель. Постоянная неуверенность в собственной безопасности иногда заставляла Торкемаду покидать не столь уж надёжное убежище и укрываться во дворце. На какое-то время он находил приют в покоях самого охраняемого в Испании здания, однако страх не оставлял инквизитора ни на мгновение. Тогда он пускался в многодневные поездки по стране.
Но разве можно скрыться от вездесущих призраков? Они поджидали его и в маслиновой рощице, и за каждым апельсиновым деревом, и даже пробирались в храмы. И днём, и ночью они караулили его, всегда готовые свести с ним счёты.
Кажется, психиатры называют такое состояние меланхолической эпилепсией. Всепоглощающее беспокойство вызывает в больном ненависть, отчаяние, гнев, может внезапно толкнуть его на убийство, самоубийство, воровство, поджог жилища. Его жертвами могут стать ближайшие родственники, друзья, первый встречный. Вот таким был Торкемада.
Внешне всегда сумрачный, чрезмерно экзальтированный, подолгу воздерживавшийся от пищи и усердствовавший в покаянии в бессонные ночи, Великий инквизитор был беспощаден не только к еретикам, но и к самому себе. Современников поражали его импульсивность, непредсказуемость его поступков.
Однажды в разгар борьбы за освобождение Гранады от арабов (80-е гг. XV в.) группа состоятельных евреев решила вручить на эти цели 300 тыс. дукатов Изабелле и Фердинанду. В зал, где проходила аудиенция, неожиданно ворвался Торкемада. Не обращая внимания на монархов, не извиняясь, не соблюдая никаких норм дворцового этикета, он вытащил из-под сутаны распятие и закричал: "Иуда Искариот предал своего Учителя за 30 сребреников, а Ваши Величества собираются продать Христа за 300 тысяч. Вот он, берите и продавайте!" С этими словами Торкемада бросил распятие на стол и стремительно покинул зал... Короли были потрясены.
История церкви знала немало случаев крайнего фанатизма. Сколько садизма исходило, например, от инквизиции при сожжении Мигеля Сервета (латинизированное имя Серветус), испанского медика и автора нескольких работ, ставивших под сомнение рассуждения богословов о Святой Троице. В 1553 г. он был арестован по приказу верховного инквизитора Лиона. Ему удалось бежать, но в Женеве еретика вновь схватили агенты инквизиции и приговорили по приказу Жана Кальвина к сожжению на костре. В течение двух часов его поджаривали на медленном огне, и, несмотря на отчаянные просьбы несчастного подбросить ради Христа побольше дров, палачи продолжали растягивать собственное удовольствие, наслаждаясь конвульсиями жертвы. Однако даже этот варварский акт не идёт ни в какое сравнение с жестокостью Торкемады.
Феномен Торкемады одномерен: жестокость, жестокость и ещё раз жестокость. Инквизитор не оставил после себя ни трактатов, ни проповедей, ни каких-либо заметок, позволяющих оценить его литературные способности и теологические воззрения. Имеется несколько свидетельств современников, отмечавших несомненный литературный дар Торкемады, как-то проявлявшийся в молодости. Но, видимо, ему не суждено было развиться, т. к. мозг инквизитора, попав во власть одной идеи, работал только в одном направлении. Инквизитору были просто чужды интеллектуальные запросы.
Более того, Торкемада стал непримиримым противником печатного слова, видя в книгах прежде всего ересь. Вслед за людьми он часто посылал на костёр книги, превзойдя и в этом отношении всех инквизиторов.
Воистину прав был Диоген: "Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам".